«Российская газета» и Юлия Кибирева: «Золотой запас»

13 марта 2008 (09:12)

Для роста добычи драгметаллов необходимо увеличить вложения в геологоразведку

Добыча золота в области, как подытожили на недавнем ежегодном совещании добывающих предприятий, увеличилась более, чем на десять процентов. Однако дальнейшему расцвету отрасли может помешать недостаточное финансирование геологоразведочных работ.

Золотодобывающей промышленности области впервые за последние шесть лет удалось переломить тенденцию отставания от схемы развития и размещения производительных сил — от плана, разработанного для промышленности региона до 2015 года. За прошлый год золота и серебра на Среднем Урале добыто больше, чем в 2006 году в среднем на восемь процентов. Сейчас наша область по количеству добытого золота среди регионов России — в первой десятке.

Как отметил заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Петр Бурдов, всего за период реализации схемы, а это 2000-2007 годы, в области добыто более 46 тонн золота, свыше двух тонн платины и почти 314 тонн серебра. Такие показатели были достигнуты благодаря переориентации золотодобычи с преимущественно россыпных на рудные и комплексные месторождения (их удельный вес возрос с 15,5 до 61 процента). Стимулировало рост и развитие крупнейшего в области золотодобывающего предприятия.

Кроме того, развитию отрасли способствует динамика цен на драгоценные металлы, которая в последние месяцы промышленников только радует: стоимость тройской унции золота и платины на мировом рынке достигла своего исторического максимума. Благодаря этому подъему предприятия, которые сейчас находятся на грани выживания, возможно, смогут привлечь инвестиции и стать рентабельными. Только за прошлый год общий объем товарной продукции отрасли в денежном выражении составил около четырех миллиардов рублей. Это позволило вкладывать деньги в развитие.

— В 2007 году инвестиции в основной капитал составили 462,5 миллиона рублей, что намного выше уровня предыдущего года. Продолжается внедрение новых технологий — кучного и подземного выщелачивания. Предприятия, добывающие золото из россыпей, технически перевооружаются, — сообщил замминистра.

Тем не менее, на главную, стратегически важную для золотопромышленников статью расходов денег пока не хватает.

— Если раньше геологическая разведка активно шла за счет госбюджета, то, начиная с 1992 года, это стало главным образом проблемой добытчиков. Пару лет назад эту деятельность перестал финансировать и областной бюджет. Теперь промышленники должны сами вкладывать в разведку деньги, — пояснил Валерий Кольцов, директор компании, добывающей драгметаллы.

На воспроизводство минерально-сырьевой базы в минувшем году несколько предприятий затратили 229 миллионов рублей — это почти в четыре раза больше, чем в 2006 году, но, как считают специалисты, этого недостаточно.

Дело в том, что рудных месторождений, за счет которых и получен прирост добычи, в области не так много, при этом часть из них комплексные, где наряду, например, с медью добывают золото. Чисто золоторудных месторождений с утвержденными запасами всего три. Россыпных на порядок больше, однако средний срок их «службы» — семь-восемь лет. По словам Валерия Кольцова, старые месторождения выбывают, а новых пока не открыто.

— Ресурсная база уже не позволяет предприятиям нормально функционировать. Например, Южно-Заозерский прииск — в 1992 году здесь работало десяток добычных объектов, а сегодня осталось всего четыре. Если не предпринимать никаких усилий, то этого прииска не будет, — говорит он.

Сложность в том, что из действующих ныне в области 23 предприятий — подавляющее большинство весьма небольшие: приносят десять, а иные и два килограмма золота в год. Конечно, таким изыскать средства на геологоразведочные работы очень сложно. А это вопрос выживания предприятий в будущем.

Специалисты видят выход только в объединении усилий. Примеры тому есть. В области существует несколько центров, где традиционно ведется золотодобыча, один из них — Краснотурьинск. Здесь добывается более половины всех драгметаллов. Как рассказал Валерий Кольцов, раньше там работали три компании, затем двум из них пришлось объединиться. Это была вынужденная мера: консолидация усилий и финансов даст возможность выделять больше денег и на геологоразведочные работы. Другой пример: уральская компания объединила усилия с иностранным партнером из Южной Африки. Вместе они подготовили запасы в Карпинском районе — около тонны.

Как говорят золотодобытчики, потенциальные запасы есть и есть что разведывать. Прогнозные ресурсы таковы: россыпных драгметаллов гораздо меньше сегодняшних запасов, зато по рудному золоту картина вполне оптимистичная. Осталось только найти финансирование для разведки, а значит, будущего золотодобывающей отрасли.


Другие материалы по теме: