В результате проведенной УФАС РФ по Свердловской области совместно с УБЭП ГУВД по Свердловской области проверки не подтверждена деятельность структур «Финансовый капитал Урал» и «Финансовый капитал союз» как кредитных потребительских кооперативов граждан

14 марта 2008 (11:26)

УрБК, Екатеринбург, 14.03.2008. Управление ФАС РФ по Свердловской области распространило информацию о результатах проверки деятельности ряда структур, занимающихся привлечением средств граждан.

Приводим текст заявления полностью: «В 2006 году в течение нескольких месяцев в ряде печатных изданий, распространяемых в г. Екатеринбурге, до потребителей доводилась реклама кредитного потребительского кооператива граждан «Союз кредит», предлагающая гражданам следующее: «Вклады под 50—70 % годовых. От 400 тыс. до 120—140 % годовых. Мы с вами работаем. КПКГ «Союз кредит».

Поскольку статьей 28 ФЗ «О рекламе» предъявляются специальные требования к рекламе финансовых услуг, а рекламные материалы свидетельствовали о наличии признаков нарушения рекламного законодательства, Свердловским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении их рекламодателя — кредитного потребительского кооператива граждан «Союз кредит».

В рамках рассмотрения дела в октябре 2006 года Свердловским УФАС России был признан факт нарушения в рекламе:

— пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в умолчании в рекламе об условиях оказания кредитным потребительским кооперативом граждан финансовой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при указании в рекламе сведений о предполагаемых выплатах;

— пункта 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в наличии в рекламе финансовых услуг, предлагаемых кредитным потребительским кооперативом граждан, гарантий или обещаний в будущем эффективности деятельности (доходности вложений);

— части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении недостоверной рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик предлагаемого товара (услуги) — использование термина «вклады».

На основании решения КПКГ «Союз кредит» было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 5-дневный срок со дня получения предписания).

Одновременно, в целях предупреждения нарушения законодательства о рекламе, аналогичные предписания были направлены в адрес печатных изданий — рекламораспространителей рекламы.

В результате распространение рекламы такого содержания было прекращено.

Однако с лета 2007 года аналогичная реклама вновь стала активно распространяться в СМИ, но уже с иными наименованиями кредитных потребительских кооперативов граждан — «Альфа-капитал» и «Финансовый капитал союз».

В этот раз рекламодателем появившейся рекламы является уже КПКГ «Альфа-капитал», расположенный по тому же адресу, что и КПКГ «Союз кредит».

В отношении указанного юридического лица было возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства.

В рамках рассмотрения дела было установлено:

заявленные в рекламе юридические лица — кредитные потребительские кооперативы граждан «Альфа-капитал» и «Финансовый капитал союз» — были созданы в июне 2007 года.

Членство в кредитных потребительских кооперативах граждан «Альфа-капитал» и «Финансовый капитал союз» связано с внесением гражданами регистрационных, паевых взносов, личных сбережений в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива, а также, в случае необходимости, дополнительных взносов — для покрытия образовавшихся убытков кредитных потребительских кооперативов граждан.

Кроме того, исходя из стандартной формы договора займа, на основании которого происходит передача членом кооператива личных сбережений в фонд финансовой взаимопомощи, следует, что за использование личных сбережений член кооператива получает компенсацию ежемесячно или по истечении срока договора, кооператив оставляет за собой право на изменение процентной ставки, в случае досрочного расторжения договора по инициативе члена кооператива возврату подлежат личные сбережения без какой-либо компенсации за их использование, с вычетом суммы снятой членом кооператива компенсации и с удержанием неустойки в размере 10 % от общей суммы вклада.

Однако доводимая до потребителей на протяжении июля 2007 года — января 2008 года реклама, привлекая денежные средства граждан за счет указания таких условий, как минимальная сумма и срок привлечения денежных средств, проценты, а также возможность ежемесячного получения и пополнения денежных средств, необходимость оплаты регистрационного взноса, умалчивает об иных условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица. В частности, о таких, как необходимость внесения физическими лицами паевых взносов (10 000 рублей), личных сбережений в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива, дополнительных взносов — для покрытия образовавшихся убытков кредитных потребительских кооперативов граждан и пр.

По мнению экспертов ГОУ «Уральская академия государственной службы», представленные в рекламе расчеты не отражают экономической сущности проводимых финансовых операций и не могут обеспечить для неопределенного круга лиц указанной доходности на момент заключения договора. Более того, анализируемые схемы размещения финансовых ресурсов оцениваются как высокорискованные. При этом степень риска столь высока, что не позволяет говорить не только о гарантиях доходности, но и о сохранении основной суммы вложений граждан.

Таким образом, заявленная в рекламе доходность вложений не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Соответственно реклама финансовой услуги, предоставляемой указанными кооперативами, не может сопровождаться гарантиями или обещаниями в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанными на реальных показателях в прошлом.

По итогам рассмотрения дела в январе 2008 года реклама КПКГ «Альфа-капитал» и КПКГ «Финансовый капитал союз», распространяемая с лета 2007 года по январь 2008 года, была признана ненадлежащей — нарушающей требования:

— пункта 1 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» — реклама содержит гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений) при отсутствии определения такой эффективности деятельности (доходность вложений) на момент заключения соответствующего договора.

— пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ — реклама умалчивает об иных условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в рекламе отдельных таких условий.

На основе решения КПКГ «Альфа-капитал» выдано предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Однако в феврале 2008 года в печатных изданиях вновь появляется аналогичная по своему содержанию реклама, однако уже с такими наименованиями, как КПКГ «Финансовый капитал Урал» и КПКГ «Финансовый капитал союз».

Указанные кооперативы располагается по тем же адресам, где ранее находились (исходя из рекламы) кредитные потребительские кооперативы граждан «Альфа-капитал», «Союз кредит».

По данному факту Свердловское УФАС совместно с УБЭП по Свердловской области проведена проверка, в результате которой не были представлены документы, подтверждающие деятельность данных организаций, а также доходность вышеуказанных кредитных потребительских кооперативов граждан.


Другие материалы по теме: