Владимир Пухов: В 2008 году мы планируем увеличить объемы нашего бизнеса в 2 раза

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель правления ОАО «СКБ-банк» Владимир Пухов.

— Владимир Игнатьевич, каковы основные достижения СКБ-банка в 2007 году? Какие из намеченных планов банку удалось реализовать?

— В общем и целом нам удалось реализовать практически все задачи, поставленные перед нами акционерами. Были выполнены планы по объемным показателям и по показателям эффективности бизнеса. Несмотря на то, что по объему активов мы пока не являемся крупнейшим банком региона, СКБ-банк вышел на первое место среди кредитных учреждений Свердловской области по объему полученной прибыли.

Мы закончили 2007 год с объемом бизнеса в 35 миллиардов рублей. Динамика нашего роста составила около 70 % — это вдвое больше, чем темпы роста банковской системы Уральского региона в целом.

Мы росли значительно быстрее, чем большинство российских банков и наших конкурентов. Об этом свидетельствует наше положение в банковских рейтингах: 2007 год мы начинали на 84—85-й позициях, а закончили год на 72—74-й позициях.

Из значимых вех необходимо отметить, что в 2007 году мы перешагнули 10-миллиардную планку портфеля потребительских кредитов. С сентября 2007 года на этом рынке СКБ-банк вышел в лидеры среди банков Свердловской области и сейчас уверенно занимает первое место. Можно говорить о том, что мы существенно изменили расклад сил на этом рынке, сформировали крупнейший портфель кредитов физических лиц. Среди других заметных вех нашего успеха можно отметить одну из крупнейших эмиссий банковских карт в регионе — мы превысили отметку в 430 тысяч карт.

Вхождение в состав акционеров СКБ-банка Европейского банка реконструкции и развития, увеличение капитала банка и фактические результаты нашего роста нашли свое отражение в повышении рейтингов банка. Так, был повышен с «В+» до «ВВ-» национальный рейтинг СКБ-банка по версии агентства «Рус-Рейтинг». Успехи банка были отмечены и всемирно известными рейтинговыми агентствами. Агентство Fitch Ratings присвоило СКБ-банку рейтинг на уровне крупных московских банков — «B-», а агентство Moody’s в конце 2007 года повысило ранее присвоенный рейтинг банка с «В2, стабильный» до «В2, позитивный».

Я считаю, что у нашего успеха несколько составных частей. Это и комфортные для клиентов условия по продуктам, и созданная нами система продаж, отличающаяся от того, что предлагают другие банки, и наши PR-акции и рекламные концепции, которые мы стараемся сделать запоминающимися, оставляющими у клиента позитивные эмоции. В совокупности все это и дает ту динамику, которую мы показали.

Еще одним из примеров признания СКБ-банка, в том числе и на международном уровне, стоит назвать открытие корреспондентского счета в одном из крупных американских банков. Теперь через него будут осуществляться расчеты банка в американских долларах. Открытие корреспондентского счета в США означает признание высокого уровня финансовой прозрачности российского банка и соответствие его бизнеса жестким условиям американского законодательства.

— Как развивалась филиальная сеть банка в 2007 году? Какие планы по географической экспансии у ОАО «СКБ-банк» в этом году?

— Сегодня у банка насчитывается 83 точки обслуживания по всей стране. В 2006 году мы реализовывали стратегию расширения географии: за год мы открыли 30 новых точек, большую часть из них — в новых для нас регионах. В 2007 году наша стратегия изменилась: мы наращивали свое присутствие в уже знакомых для нас регионах, увеличивая количество офисов в тех городах, где у нас уже имелись точки присутствия. Всего в прошлом году было открыто 20 новых офисов.

В 2008 году мы планируем открыть порядка 30 новых офисов, расширять свою географию, выходить на рынки финансовых услуг в новых для себя территориях.

Теперь уже мы рассматриваем свою географию в рамках федеральных округов, в ближайшие 2—3 года мы планируем охватить территорию всей России. Сегодня филиалы нашего банка присутствуют в Ростовской и Волгоградской областях, в Черкесске (хотя этой территории многие боятся, мы видим там потенциал в развитии, пока динамика показателей в Черкесске нас вполне устраивает). Открылись офисы в Перми и Соликамске, представительства в Новосибирске и Самаре. В этом году мы планируем выйти в Северо-Западный и Центральный федеральный округа, будем переводить в полноценный филиал самарское представительство. Что касается Сибири и Дальнего Востока, то планы по освоению этих территорий мы будем реализовывать уже во второй половине года.

— Географическое развитие будет идти за счет открытия новых офисов или вы планируете приобретать мелкие региональные банки?

— В современной ситуации гораздо проще развиваться самостоятельно, нежели покупать уже работающие банки, а потом заниматься их интеграцией. Такой процесс может растянуться на несколько лет. Тем более что у нашего банка отработана собственная технология роста, успех которой на протяжении последних лет подтверждают итоги нашей работы.

— В прошлом году у ОАО «СКБ-банк» появился новый акционер. Как складываются отношения с ним? Продолжится ли процесс увеличения капитала банка, за счет каких источников?

— В прошлом году к нам в состав акционеров вошел Европейский банк реконструкции и развития, который приобрел блокирующий пакет — 25 % акций банка. В состав совета директоров был включен представитель ЕБРР.

Работа с данным акционером строится весьма плодотворно: Европейский банк оказывает нам существенную поддержку в решении целого ряда вопросов, вплоть до помощи в выстраивании бизнес-процессов. Так, после вхождения в уставной капитал Европейский банк реконструкции и развития выделил субординированный заем на 600 млн рублей. Мы считаем, что это адекватные действия акционера по дальнейшей капитализации банка.

Благодаря нашему новому акционеру мы получили возможность привнести в свою деятельность мировой опыт — это очень хорошая цель для кредитной организации. ЕБРР оказывает нам и техническую консультационную поддержку, некоторые долговременные проекты уже реализуются в банке.

В целом Европейский банк реконструкции и развития демонстрирует нам свою лояльность и поддержку, за что мы очень благодарны нашему новому акционеру.

Что касается планов по наращиванию капитала, то они есть. На лето 2008 года мы планируем дополнительную эмиссию акций. Это даст нам дополнительные возможности, простимулирует рост бизнеса, предоставит дополнительные возможности для наших клиентов. О готовности участвовать в ней уже заявили наши акционеры, в том числе и ЕБРР.

— Прошлый год многие аналитики называют переломным для отечественной банковской системы, говорят о том, что из-за кризиса в США на рынке вновь стал значительным интерес к привлечению средств внутри страны. Наблюдаете ли Вы такой процесс?

— Ситуация, при которой банки существуют только за счет ресурсов, привлеченных внутри России, для нас не нова. Именно так вся наша финансовая система существовала в 90-е годы: источниками средств служили депозиты физических лиц и корпоративных клиентов. Возможность привлекать внешние заимствования появилась только после 2000 года. Сейчас, когда ипотечный кризис в США усложнил доступ к внешним заимствованиям, мы вновь оказались в модели существования, в которой мы умеем и можем жить.

Конечно, тем банкам, у кого большие заемные ресурсы за рубежом, сейчас нужно миллиардами возвращать эти денежные средства обратно иностранным инвесторам. Мы в данном случае не в той ситуации: в СКБ-банке состояние совершенно спокойное и равновесное. Сейчас мы вносим коррективы в свою деятельность, но не отказываемся от планов по привлечению средств из-за рубежа, если мировые рынки все же откроются для России.

Что касается развития программ привлечения средств внутри страны, то ими мы занимаемся давно. Депозиты физических лиц являются для нас традиционным инструментом фондирования, и в прошлом году мы вышли на рынок с несколькими интересными предложениями.

Кроме того, у нас активно работает направление «Векселя и депозиты», связанное с привлечением срочных средств юридических лиц. Для нас оно было «ударным» с 2005 года и сейчас дает стабильную ресурсную базу для банка. В текущем моменте мы перешагнули планку привлечения в 9,5 миллиарда рублей, что значительно выше, чем у ближайших конкурентов. На наш взгляд, это объясняется тем, что СКБ-банк смог предложить своим клиентам весьма привлекательные условия. Сыграла на нас и наша позитивная, годами создаваемая «публичная история».

Интересно отметить, что в ноябре 2007 года мы привлекли депозиты у двух предприятий из Хабаровска, притом что у нас нет офиса ни в Хабаровске, ни вообще на Дальнем Востоке. Эти предприятия никогда не работали с нами, но, основываясь только на данных, полученных из открытых источников, приняли решение доверить нам свои средства. Честно говоря, мы очень горды этим достижением, которое свидетельствует о том, что ресурсы, затраченные нами на создание «публичной истории», привели к формированию нематериального актива, который сейчас приносит нам прибыль.

— Можно ли говорить о том, что публичная история стала частью капитала банка?

— Да, конечно. Публичная история повышает капитализацию банка. И мы постоянно предпринимаем меры по ее улучшению. Мы выпустили облигационный заем на 1 миллиард рублей в современных непростых условиях. Мы вывели эти бумаги на котирование на российских биржах и сделали это осознанно, чтобы бумаги имели рыночную оценку своей стоимости и мы могли реально видеть, как инвесторы реагируют на имя «СКБ-банк». Но чтобы пойти на этот шаг, надо быть уверенным в том, что твоя публичная история не запятнана, что ты ведешь дела правильно и что инвесторы не разочаруются, вложившись в твои ценные бумаги.

— 2007 год считается сложным для развития российской ипотечной системы. В Екатеринбурге, кроме того, была зафиксирована стагнация на рынке жилой недвижимости. Как СКБ-банк, лидер регионального ипотечного рынка, работал в этой ситуации?

— Да, 2007 год был сложным для развития ипотеки. Еще зимой 2007 года мы столкнулись со стагнацией рынка недвижимости, а вместе с ним и ипотеки в Екатеринбурге. Мы воспользовались затишьем на рынке города для развития ипотеки в нашей филиальной сети. Основной персонал был направлен на территории, в Екатеринбурге остался необходимый минимум. За этот период мы поставили процесс ипотечного кредитования в других городах и областях. В третьем квартале рынок Екатеринбурга немного «ожил», специалисты вернулись на свои места, вследствие чего мы получили двойной эффект.

Что касается абсолютных показателей, то тут ситуация более сложная. В 2007 году мы планировали выдать ипотечных кредитов на 2 миллиарда рублей, но рынок не дал реализовать эти планы. Тем не менее результат в 1,5 миллиарда тоже очень хороший, но теперь он уже сделан не только лишь в Екатеринбурге, а по всей сети.

Что касается перспектив развития этого направления, то сейчас ситуация по ипотеке достаточно сложная. Определенное непонимание порождает позиция Федерального агентства ипотечного жилищного кредитования, которое снизило максимальный размер ипотечного кредита до 1,5 миллиона рублей. Но такая сумма для екатеринбургского рынка нереальна: сейчас на эти деньги не купишь и однокомнатную квартиру.

Чтобы решить эту проблему, сейчас мы взаимодействуем с несколькими инвесторами, которые готовы выкупать закладные для того, чтобы реализовать через нашу сеть различные программы ипотечного кредитования. Это позволит нам снять ограничения ФАИЖК.

В целом же, я думаю, ипотека будет развиваться. Нашим клиентам по-прежнему будут предлагаться актуальные, выгодные программы кредитования с очень конкурентоспособными условиями.

— Какие планы и задачи стоят перед СКБ-банком в 2008 году?

— Четвертый год подряд мы планируем за год увеличить объемы нашего бизнеса в 2 раза. Все предпосылки для этого у нас есть: наши продукты востребованы, новые офисы, открытые в 2006 и 2007 годах, начинают приносить экономический эффект.

Одной из наиболее амбициозных задач на 2008 год для нас является выход на новый для нас рынок аккредитивов. До последнего времени документарные операции были для нас штучным товаром, сейчас мы хотим сделать их массовыми, поставить на поток. Нам уже удалось сделать это с ипотекой, лизингом, факторингом, нет никаких причин для того, чтобы не получилось и с аккредитивами. Тем более что продукт этот достаточно востребованный, для иностранных партнеров он является своеобразной «визитной карточкой», показывающей, что предприятие ведет «продвинутый» бизнес.

В наступившем году мы планируем укрепить свои лидирующие позиции в ряде сегментов банковского рынка: в сфере потребительского кредитования, привлечения средств частных и юридических лиц, в ипотечном кредитовании.

— В этом году банк продвигает свои услуги с помощью новых персонажей рекламы?

—Да, в 2008 году мы сменили рекламную концепцию. Этап с «бабками», как нам самим ни жалко с ними расставаться, завершен. Сейчас мы переходим на новую рекламную стратегию, основанную на советском плакате. Логика ее достаточно проста: не все было при социализме плохо, были моменты, которые сами по себе являются позитивными, сейчас многие с ностальгией вспоминают о них. В нашей жизни вновь появляются некоторые, казалось бы, навсегда исчезнувшие приметы тех лет: плановая экономика, пионерия, доски почета. Мы хотим в умах людей возродить эти позитивные воспоминания и сам стиль советского плаката — бодрый, ведущий вперед, позитивно воспитывающий. По аналогии с теми временами, мы свой бизнес тоже ведем очень бодро и позитивно.


Другие материалы по теме: