«Коммерсантъ», Елена Киселева, Рената Ямбаева и Мария Черкасова: «Железные дороги станут медными»

9 апреля 2008 (11:02)

ОАО РЖД взялось за разработку Удокана

Как стало известно «Ъ», ОАО «Российские железные дороги» создает консорциум для разработки третьего по величине в мире месторождения меди — Удокана. В него войдут Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) и Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). «Ъ» удалось ознакомиться с проектом приказа Роснедр, определяющим порядок и условия проведения конкурса по Удокану. Из документа следует, что он может состояться уже 17 июля.

Вчера Минприроды сообщило, что в течение недели будет объявлено о проведении конкурса по Удокану — за это время Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) должно завершить разработку условий его проведения. Как уточнили «Ъ» в пресс-службе министерства, соответствующее поручение дал глава МПР Юрий Трутнев в понедельник в ходе оперативного совещания. В Роснедрах добавили, что 4 апреля в целом был одобрен проект приказа, определяющий порядок и условия проведения конкурса. «В документ был внесен ряд корректив, в частности снижен стартовый размер разового платежа до 4,5 млрд руб. (ранее его предлагалось установить на уровне 9 млрд руб.—»Ъ»)»,— говорит источник «Ъ» в Роснедрах.

«Ъ» удалось ознакомиться с проектом приказа Роснедр «Порядок и условия проведения конкурса на право пользования недрами Удоканского месторождения», в котором уже фигурирует конкретная дата подведения его итогов — 17 июля. «По решению председателя конкурсной комиссии дата проведения конкурса может быть перенесена на более поздний срок, но не более чем на семь дней»,— говорится в документе. В пресс-службе МПР «Ъ» вчера не смогли уточнить, будет ли скорректирована эта дата, подчеркнув, что с момента объявления конкурса до даты подведения его итогов должно пройти не менее трех месяцев.

Победитель получит лицензию на право «добычи меди и попутных компонентов» на Удокане сроком на 20 лет в обмен на выполнение ряда условий. Во-первых, не позднее чем через 30 месяцев с момента получения лицензии он должен утвердить технический проект освоения Удокана (включая положительные заключения госэкспертиз). Во-вторых, уже через пять с половиной лет начать промышленную добычу меди, построив первую очередь ГОКа производительностью не менее 5 млн тонн руды в год. Еще через полтора года ГОК должен выйти на проектную мощность с объемом производства не менее 33 млн тонн руды в год. И наконец, через семь с половиной лет победитель должен построить и запустить на Удокане металлургический завод с объемом производства не менее 200 тыс. тонн черновой и рафинированной меди в год. По оценкам МПР, затраты на весь проект, включая строительство медеплавильного меткомбината, могут составить $1,6 млрд.

Удоканское месторождение меди расположено в 30 км южнее железнодорожной станции Чара Байкало-Амурской магистрали (Читинская обл.). На долю Удокана приходится 15% мировых запасов, это третье в мире месторождение по запасам. По состоянию на 1 января 2008 года балансовые запасы категории B+C1 составили 14,4 млн тонн меди (содержание меди 1,56%), 7,3 тыс. тонн серебра и 1,9 тонны золота.

Продать Удокан государство пытается с 1992 года. Заявки поступали от BHP и Rio Tinto, но лицензия досталась малоизвестной Удоканской горной компании, владельцами которой были несколько зарубежных фирм. В 1999 году компания потеряла лицензию, так как даже не начала разведку. Тогда же лицензия перешла к ЗАО «Забайкальская горная компания». Его учредителями на первом этапе выступили МПС, администрация Читинской области и правительство Москвы. В 2000 году в состав владельцев ЗАО вошло ОАО «Уралэлектромедь» (головное предприятие Уральской горно-металлургической компании, УГМК). В 2005 году Удокан вошел в список стратегических месторождений, а список претендентов пополнили глава «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов, владелец «Полиметалла» Сулейман Керимов, а также компании Романа Абрамовича и Олега Дерипаски.

В начале марта появилась информация, что Удоканом заинтересовалась госкорпорация «Ростехнологии», которая намерена пойти на конкурс вместе с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и частным инвестором (см. «Ъ» от 3 марта). Более того, госкорпорация попросила передать ей 100% акций института «Гипроцветмет», прошлой весной выигравшего конкурс Роснедр на проведение переоценки Удокана. Субподрядчиком «Гипроцветмета» стал ГМК «Норильский никель», также называвшийся в числе претендентов на Удокан. Однако альянс «Ростехнологий» с РЖД развалился еще до объявления конкурса.

Как рассказал вчера «Ъ» президент ОАО РЖД Владимир Якунин, для участия в конкурсе по Удокану ОАО РЖД создает консорциум с Внешэкономбанком (ВЭБ) и УГМК, в котором у РЖД и ВЭБа будет в общей сложности 51%. РЖД, по его словам, вносит недостроенную ветку к Чинейскому месторождению меди и будет курировать в консорциуме транспортную инфраструктуру, ВЭБ обеспечит существенную часть финансирования, а УГМК станет отраслевым оператором проекта. «РЖД планирует оставаться в консорциуме, пока не окупит своих вложений,— сообщил «Ъ» господин Якунин.— Учитывая долгосрочный характер проекта, это может произойти нескоро». Серьезных конкурентов Владимир Якунин не видит. В УГМК и ВЭБе официально не комментируют свои планы относительно Удокана.

В «Норильском никеле» говорят, что «компании потенциально интересны месторождения типа Удокана, но решение всегда принимаются, исходя из экономической целесообразности». Будет ли «Норникель» создавать альянс с «Ростехнологиями», пока не ясно. Вчера гендиректор ГМК Денис Морозов заявил «Ъ», что переговоров на эту тему не было. В «Ростехнологиях» от комментариев отказались.

Директор аналитического департамента UBS Алексей Морозов считает, что «Норникель» вполне способен участвовать в торгах самостоятельно или вместе с партнерами BHP или Rio Tinto, которых компания привлекла для освоения новых месторождений в России. «Я думаю, что фаворит — «Норникель». Они, как генподрядчики по доразведке месторождения, наиболее хорошо информированы, у них было время его досконально изучить, у них есть деньги и партнеры»,— cчитает старший аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков. При этом, отмечает он, медь — это тот металл, где «Норникель» может спокойно наращивать долю своего присутствия на рынке без опасения появления ограничений со стороны антимонопольных органов.

Алексей Морозов подчеркивает, что содержание меди в руде Удокана выше среднего содержания меди в руде в мировом масштабе — 1-2%. Он также указывает, что условия инвестконкурса довольно суровы по срокам — построить ГОК за пять с половиной лет непросто. «При этом в соглашении абсолютно грамотно прописаны условия по производству меди и концентрата»,— считает господин Морозов. Из 33 млн тонн руды можно произвести 495 тыс. тонн черновой и рафинированной меди. Это значит, что почти 200 тыс. тонн меди в концентрате победитель может продавать на рынке. «Медный концентрат — это суперликвидный товар, его в мире нехватка, и строить полную переработку нет смысла»,— добавляет Алексей Морозов. По его оценкам, в дальнейшем цены на медь будут выше, чем среднеисторические (за последние десять лет).


Другие материалы по теме: