«Коммерсантъ», Ольга Лобовикова и Анна Моторина: «Инвесторов приблизили к государству»
23 апреля 2008 (08:12)
Екатеринбургская дума утвердила положение о концессионных соглашениях
Вчера депутаты екатеринбургской городской думы приняли положение о концессионных соглашениях. Теперь бизнесмены смогут приобрести право пользования объектом недвижимого имущества на определенный срок при условии инвестирования в его строительство или реконструкцию. Власти рассчитывают заключить первое соглашение уже в 2009 году, однако участники рынка сомневаются, что эта форма сотрудничества будет массовой.
Вчера екатеринбургская гордума утвердила положение «О концессионных соглашениях, объектом которых является недвижимое имущество муниципального образования „город Екатеринбург“». Документ регулирует порядок применения в Екатеринбурге №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года. Механизм концессии применяется для объектов, которые не подлежат приватизации, но нуждаются в ремонте или реконструкции. К ним относятся автомобильные дороги, мосты, путепроводы, автостоянки, объекты тепло-, газо-, и водоснабжения, метрополитен, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и т. д.
Суть заключается в том, что концессионеры — индивидуальные предприниматели и юрлица могут получить эти объекты в пользование на длительный срок. Взамен они обязуются реконструировать или создать тот или иной объект недвижимого имущества за свой счет. Для этого концессионеры должны подать заявку в екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (ЕКУГИ). Заявление рассматривается в течение 30 дней специальной комиссией во главе с ЕКУГИ. После этого выносится решение, готов ли муниципалитет предоставить в пользование данный объект. Если заключение комиссии будет положительным, проводится конкурс, с победителями которого заключается концессионный договор, в котором оговорен вопрос о передаче права владения и пользования этими объектами концессионерам. По расчетам чиновников, первые договоры с коммерческими структурами муниципалитет может заключить уже в 2009 году.
Депутаты считают, что таким образом им удастся привлечь инвестиции на реформирование ЖКХ, электросетей и инженерных сооружений в размере более 1 млрд рублей. Как отметил председатель ЕКУГИ Вадим Дударенко, теоретически все недвижимое имущество, принадлежащее муниципалитету и попадающее в перечень, оговоренный в федеральном законе, может быть объектом концессионного соглашения. «Однако в каждом отдельном случае вопрос будет рассматривать специальная комиссия, возможность передачи объекта будет согласована с отраслевыми комитетами. Например, передача в концессию основных городских транспортных магистралей исключена», — подчеркнул господин Дударенко. Он сообщил также, что ЕКУГИ будет формировать список объектов, которые муниципалитет рекомендует передать по договору концессии. Однако дату, когда этот список будет готов, чиновник назвать затруднился. Он лишь отметил, что уже сейчас с несколькими потенциальными концессионерами идут переговоры, но назвать их и объекты, на которые они рассчитывают, отказался. По мнению председателя комиссии по муниципальной собственности гордумы Виктора Тестова, скорее всего, подобный механизм будет интересен крупным строительным компаниям, которые застраивают целые районы, поскольку необходимо будет выполнить серьезный ремонт – например, износ коммунальных сетей, которые могут быть рассмотрены как объекты концессии, составляет 70-80%.
Среди потенциальных концессионеров называется «Ренова-СтройГрупп», которая планирует построить в Екатеринбурге жилой район «Академический». В компании использование механизма концессионных соглашений не исключают. Руководитель проекта «Академический» Станислав Придвижкин отметил, что для реализации проекта потребуется модернизация существующих муниципальных сетей, а также строительство новых подобных объектов, которые будут осуществляться в рамках концессионных соглашений. Например, сейчас «Ренова» планирует взять в аренду на 15 лет муниципальный объект — центральную котельную ЕМУП «АкадемЭнерго».
Представители бизнес-кругов, с одной стороны, появление концессионных механизмов приветствуют. В частности, они указывают, на то, что они могут привлечь иностранных инвесторов, которые уже давно знакомы с этой схемой, она является для них понятной и прозрачной.
Впрочем, участники рынка сомневаются, что принятие положения приведет к массовому заключению концессионных соглашений. Как отметили в РКС одна из проблем состоит в том, что законодательно не прописан переход от арендных отношений к концессионным. «При решении о проведении конкурса на право концессии, скорее всего компания-арендатор будет ставиться в равные условия с другими участниками, а это определенные риски», – рассказали в компании. Сомневается в буме концессионных соглашений и президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. По его данным, с момента вступления федерального закона о концессионных соглашениях в законную силу (в 2006 году) объявлены конкурсы лишь в Санкт-Петербурге (строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» и автомобильный тоннель «Орловский тоннель»). «Сам по себе федеральный закон о концессионных соглашениях, конечно, способствует росту инвестиций, но у него есть несколько недостатков. Например, инвестору нельзя передавать объект соглашения в залог, что часто является неприемлемым условием для бизнесменов», — уточняют в правительстве Санкт-Петербурга. Поэтому в регионе приняли свой закон о государственно-частном партнерстве, которое предусматривает различные формы сотрудничества с предпринимателями, в том числе и по концессионным соглашениям.
Вчера депутаты екатеринбургской городской думы приняли положение о концессионных соглашениях. Теперь бизнесмены смогут приобрести право пользования объектом недвижимого имущества на определенный срок при условии инвестирования в его строительство или реконструкцию. Власти рассчитывают заключить первое соглашение уже в 2009 году, однако участники рынка сомневаются, что эта форма сотрудничества будет массовой.
Вчера екатеринбургская гордума утвердила положение «О концессионных соглашениях, объектом которых является недвижимое имущество муниципального образования „город Екатеринбург“». Документ регулирует порядок применения в Екатеринбурге №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года. Механизм концессии применяется для объектов, которые не подлежат приватизации, но нуждаются в ремонте или реконструкции. К ним относятся автомобильные дороги, мосты, путепроводы, автостоянки, объекты тепло-, газо-, и водоснабжения, метрополитен, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и т. д.
Суть заключается в том, что концессионеры — индивидуальные предприниматели и юрлица могут получить эти объекты в пользование на длительный срок. Взамен они обязуются реконструировать или создать тот или иной объект недвижимого имущества за свой счет. Для этого концессионеры должны подать заявку в екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (ЕКУГИ). Заявление рассматривается в течение 30 дней специальной комиссией во главе с ЕКУГИ. После этого выносится решение, готов ли муниципалитет предоставить в пользование данный объект. Если заключение комиссии будет положительным, проводится конкурс, с победителями которого заключается концессионный договор, в котором оговорен вопрос о передаче права владения и пользования этими объектами концессионерам. По расчетам чиновников, первые договоры с коммерческими структурами муниципалитет может заключить уже в 2009 году.
Депутаты считают, что таким образом им удастся привлечь инвестиции на реформирование ЖКХ, электросетей и инженерных сооружений в размере более 1 млрд рублей. Как отметил председатель ЕКУГИ Вадим Дударенко, теоретически все недвижимое имущество, принадлежащее муниципалитету и попадающее в перечень, оговоренный в федеральном законе, может быть объектом концессионного соглашения. «Однако в каждом отдельном случае вопрос будет рассматривать специальная комиссия, возможность передачи объекта будет согласована с отраслевыми комитетами. Например, передача в концессию основных городских транспортных магистралей исключена», — подчеркнул господин Дударенко. Он сообщил также, что ЕКУГИ будет формировать список объектов, которые муниципалитет рекомендует передать по договору концессии. Однако дату, когда этот список будет готов, чиновник назвать затруднился. Он лишь отметил, что уже сейчас с несколькими потенциальными концессионерами идут переговоры, но назвать их и объекты, на которые они рассчитывают, отказался. По мнению председателя комиссии по муниципальной собственности гордумы Виктора Тестова, скорее всего, подобный механизм будет интересен крупным строительным компаниям, которые застраивают целые районы, поскольку необходимо будет выполнить серьезный ремонт – например, износ коммунальных сетей, которые могут быть рассмотрены как объекты концессии, составляет 70-80%.
Среди потенциальных концессионеров называется «Ренова-СтройГрупп», которая планирует построить в Екатеринбурге жилой район «Академический». В компании использование механизма концессионных соглашений не исключают. Руководитель проекта «Академический» Станислав Придвижкин отметил, что для реализации проекта потребуется модернизация существующих муниципальных сетей, а также строительство новых подобных объектов, которые будут осуществляться в рамках концессионных соглашений. Например, сейчас «Ренова» планирует взять в аренду на 15 лет муниципальный объект — центральную котельную ЕМУП «АкадемЭнерго».
Представители бизнес-кругов, с одной стороны, появление концессионных механизмов приветствуют. В частности, они указывают, на то, что они могут привлечь иностранных инвесторов, которые уже давно знакомы с этой схемой, она является для них понятной и прозрачной.
Впрочем, участники рынка сомневаются, что принятие положения приведет к массовому заключению концессионных соглашений. Как отметили в РКС одна из проблем состоит в том, что законодательно не прописан переход от арендных отношений к концессионным. «При решении о проведении конкурса на право концессии, скорее всего компания-арендатор будет ставиться в равные условия с другими участниками, а это определенные риски», – рассказали в компании. Сомневается в буме концессионных соглашений и президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. По его данным, с момента вступления федерального закона о концессионных соглашениях в законную силу (в 2006 году) объявлены конкурсы лишь в Санкт-Петербурге (строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» и автомобильный тоннель «Орловский тоннель»). «Сам по себе федеральный закон о концессионных соглашениях, конечно, способствует росту инвестиций, но у него есть несколько недостатков. Например, инвестору нельзя передавать объект соглашения в залог, что часто является неприемлемым условием для бизнесменов», — уточняют в правительстве Санкт-Петербурга. Поэтому в регионе приняли свой закон о государственно-частном партнерстве, которое предусматривает различные формы сотрудничества с предпринимателями, в том числе и по концессионным соглашениям.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Екатеринбургская городская дума отложила рассмотрение положения о концессио ...
- На должность председателя Комиссии по муниципальной собственности Екатеринб ...
- Правительство РФ одобрило законопроект «О платных автомобильных дорогах»
- «РЕНОВА-СтройГруп» и администрация Екатеринбурга подписали Соглашение о реа ...
- ФАС РФ направила главам субъектов РФ разъяснения об особенностях порядка за ...