Цена бездефицитного бюджета
Правительство Свердловской области намерено вынести на рассмотрение законодательного собрания бюджет-2002. По плану министерства финансов дефицита в новом проекте не будет. Такого в области не было давно.
Идея бездефицитного бюджета не принадлежит финансистам Свердловской области, это установка Центра – один из пунктов послания Президента РФ Владимира Путина. Кроме того, отсутствие дефицита бюджета – одно из требований международного сообщества – ВТО, МВФ и других экономических институтов. Стоит отметить, что задача, поставленная перед Свердловской областью бюджетным посланием президента, довольно сложна, особенно в условиях, когда внушительную часть налоговых сборов мы как регион-донор должны будем отдать Центру. Главный и пока единственный плюс такого цивилизованного подхода к областному бюджету – отсутствие «воздушных» статей, финансирование которых после принятия законопроекта претерпело бы значительное сокращение.
Основные принципы
По мнению министра экономики и труда Свердловской области Галины Ковалевой, главная цель бюджетной политики должна заключаться в усилении роли бюджета в социально-экономическом развитии области. Ее можно достичь при условии реалистичности и сбалансированности бюджета. По ее словам, норма бездефицитности заложена в проекте. Если это удастся, то все бюджетные расходы будут обеспечены доходами. Кроме того, бездефицитный бюджет позволит проще управлять внутренним долгом области – любое дополнительное (сверхплановое) поступление бюджетных доходов может быть безболезненно направлено на его покрытие.
«Формируя бюджет-2002, мы должны будем четко указать не только статьи расходов, но и подробно прописать, чем и как мы их будем финансировать, – пояснил глава комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Областной думы Законодательного собрания Свердловской области Банзаракца Чойнзонов. – Пока губернатор не выступил перед депутатами со своим бюджетным посланием на следующий год конкретно говорить о чем-то трудно, но, судя по опыту, можно сказать, что утверждение бюджета и в этом году простым не окажется». Как припоминает депутат, который утверждает уже третий бюджет, каждый раз уже ко второму чтению финансовый законопроект претерпевает существенные изменения либо по содержанию статей, либо по параметрам формирования.
Исходные позиции
На что пойдут в следующем году областные деньги? По прогнозам министерства финансов, общий объем расходов областного бюджета в 2002 г. составит 28,6 млрд руб., это на 5,6 млрд больше, чем в нынешнем году. При этом рост расходов самого областного бюджета составит 13%, а запланированный объем расходов муниципальных бюджетов – 11%. Неравномерный рост расходов, по словам замминистра финансов Марии Серовой, обусловлен повышением зарплаты и оплаты довольствия работников правоохранительных органов, расходами на институт мировых судей (170 млн руб.), затратами на реставрацию памятников истории и культуры (33 млн руб.), необходимостью выделения финансовой помощи высокодотационным территориям (100 млн руб.), кроме того, планируется выделить 211,8 млн руб. на функции областного центра. В 2002 г. будут увеличены расходы по всем социально значимым направлениям – на образование (22%), культуру (29%), здравоохранение (19%), социальную политику (19,8%), средства массовой информации (14%). Кроме того, в областной бюджет заложено повышение заработной платы бюджетникам и рост тарифов на тепло и электроэнергию.
По прогнозам министерства финансов Свердловской области, в следующем году ожидается увеличение поступления от налога на доходы физических лиц до 8,6 млрд руб. Это обусловлено нормативом зачисления в бюджет до 100%. Поступления с налога на прибыль, как ожидают финансисты, составят в 2002 г. 5,8 млрд руб. С акцизов на алкогольную продукцию ожидаются поступления в объеме 505 млн руб., доходы от другой подакцизной продукции должны составить 333 млн руб. Налог с продаж, по предположениям областного министерства финансов, даст бюджету 1,7 млрд руб. дохода, что на 30% больше плана текущего года. Прогноз по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности составляет 997 млн руб. От платежей за пользование лесным фондом ожидаются поступления в объеме 189 млн руб. При этом по новому бюджетному кодексу все 100% сборов пойдут в областной бюджет. Судя по докладу зам. министра финансов Свердловской области Марии Серовой, доходы консолидированного бюджета области в 2002 г. прогнозируются в объеме 26,7 млрд руб. Это на 18,9% больше, чем было запланировано на нынешний год. Основную долю доходов по-прежнему приносят налог на прибыль (22%) и подоходный налог с физических лиц (33%). По словам зам. министра, доля налогов на прибыль по сравнению с 2001 г. снизилась на 10 пунктов, а доля подоходного налога, напротив, выросла на 13 пунктов.
Расчет правительства на высокую собираемость налога на прибыль вызывает сомнения у депутатов Законодательного собрания. «В начале года, например, прибыли на предприятиях еще нет, – поясняет Борис Чойнзонов. – Налоговые органы отчитываются раз в квартал, а жить надо каждый день». Кроме того, как показывает практика, планируемая год назад прибыль предприятий и доходы населения далеко не всегда соответствуют реально получаемым средствам. К тому же прогнозируется существенное снижение доходов физических лиц, так как федеральным бюджетом предусмотрена не 30%-ная дотация населению на погашение затрат по оплате услуг ЖКХ, как это было в 2001 г., а всего лишь 10%-ная. Впрочем, область и на этот раз намерена «добавить от себя» еще 10%. Однако и в прошлом году уровень оплаты коммуналки был снижен за счет области с 70% до 60%, так что 20%-ный скачок уровня оплаты услуг жилкомхоза для населения будет ощутимым.
Дефицит и борьба с ним
Кроме предполагаемых «ударов» по областному бюджету-2002 в виде недопоступления налогов по ходу исполнения бюджета существует и вполне реальный «удар» – изменения в межбюджетных отношениях области и Москвы. Изменения налогового законодательства приводят к тому, что в практически спланированном и готовом к обсуждению финансовом законопроекте области появилась «дыра» – дефицит объемом в 2,7 млрд руб. Это, конечно, не смертельно, но и оптимизма не вызывает прежде всего потому, что отказываться от идеи бездефицитного бюджета ни депутаты, ни чиновники не намерены. По словам Марии Серовой, специалисты минфина предлагают два варианта сокращения дефицита областного бюджета-2002. В первом случае необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством уровень оплаты населением ЖКХ и поднять его до 90%. Одновременно с этим должен быть увеличен размер субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на 330 млн руб. Кроме того, по согласованию с бюджетополучателями планируется сократить на 5% расходы всех статей областного бюджета и объем целевых областных программ до 400 млн руб. В существующем проекте бюджета уровень расходов на целевые программы составляет 649,4 млн руб.
Второй вариант бездефицитного бюджета предполагает сохранение 80%-ного уровня оплаты услуг ЖКХ населением, но при этом расходы областного бюджета будут сокращены на 10%, муниципалитетов – на 5% и уменьшится объем финансирования целевых программ. Оба варианта предусматривают перевод в ведение Федерации санэпиднадзора и 50%-ное финансирование повышения зарплаты бюджетникам. «Остальные 50% планируется изыскать по ходу исполнения бюджета», – заключила зам. министра. По первому варианту минфина бюджет формируется без дефицита, по второму дефицит составит 16 млн руб.
Вариант правительства
Скомпенсировать доход бюджета области в 2002 г. можно было бы за счет зачисления в бюджеты субъектов Федерации поступлений от налога на добавленную стоимость в размере 15%, восстановления нормы Бюджетного кодекса (50/50), совершенствования методики распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Как отмечают областные чиновники, обращения по этим вопросам в федеральные органы остаются безрезультатными. «Как известно, наиболее весомым источником дохода бюджета-2002 станет налог на доходы физических лиц, поэтому недопущение роста задолженности по выплате заработной платы, повышение уровня оплаты труда должны стать наипервейшими задачами», – заявила министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. По ее словам, для устранения дефицита правительство вынуждено сократить расходы областного бюджета на 10%, а муниципальные бюджеты – на 5%.
Уровень оплаты услуг ЖКХ населением выше 80% правительство Свердловской области поднимать не намерено. Об этом достаточно внятно заявляют и чиновники, и депутаты. По словам Галины Ковалевой, кардинальные шаги в реформе жилищно-коммунальной сферы в следующем году будут направлены на повышение качества услуг ЖКХ, развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания и уменьшение количества посредников вплоть до ликвидации статуса перепродавцов энергоресурсов. «Должна быть продолжена политика сдерживания тарифов на услуги ЖКХ, повышены требовательность и ответственность как отраслей министерств, так и областных организаций к энергосбережению в коммунальной сфере, – заявила Галина Ковалева. – Необходимо отработать эффективный механизм предоставления жилищных субсидий семьям с низким уровнем доходов, который должен быть ясным и прозрачным». А вот финансирование бюджетных программ будет сокращено до 680 млн руб. вместо планируемого ранее миллиарда.
Наиболее значимыми целевыми программами остаются развитие социальной сферы, малого предпринимательства, энергосбережения, а также государственная поддержка депрессивных территорий. Продолжится и реализация программ, финансируемых за счет целевых фондов и сборов. За использованием и расходованием бюджетных средств по всем целевым программам будет установлен жесткий контроль. Этому будет способствовать переход области на казначейское исполнение бюджета. Будучи прозрачнее всех систем отчетностей минфина вместе взятых, оно позволит Законодательному собранию области контролировать исполнение финансового законопроекта.
Последнее слово
На что бы ни рассчитывало правительство, право голосования по бюджету-2002 останется за депутатами. Однако они не сочувствуют минфину. «Речи представителей министерства финансов о бюджетном дефиците – это уже традиция, нечто вроде плача Ярославны», – иронизирует вице-спикер Областной думы Александр Заборов. Председатель комитета по бюджетной политике, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов настроен менее критично: «Будем смотреть, работать, если придется, – что-то менять. Так всегда бывает». Рвется в бой председатель думского комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Владимир Примаков: «Принятие бюджета должно быть болезненным, сопротивление должно быть достаточно сильным». Впрочем, все респонденты обращают внимание на то, что для того, чтобы начать обсуждать бюджет, нужно собрать необходимое количество депутатов на заседание Областной думы, а политический кризис в нижней палате областного парламента до сих пор не разрешен.
Идея бездефицитного бюджета не принадлежит финансистам Свердловской области, это установка Центра – один из пунктов послания Президента РФ Владимира Путина. Кроме того, отсутствие дефицита бюджета – одно из требований международного сообщества – ВТО, МВФ и других экономических институтов. Стоит отметить, что задача, поставленная перед Свердловской областью бюджетным посланием президента, довольно сложна, особенно в условиях, когда внушительную часть налоговых сборов мы как регион-донор должны будем отдать Центру. Главный и пока единственный плюс такого цивилизованного подхода к областному бюджету – отсутствие «воздушных» статей, финансирование которых после принятия законопроекта претерпело бы значительное сокращение.
Основные принципы
По мнению министра экономики и труда Свердловской области Галины Ковалевой, главная цель бюджетной политики должна заключаться в усилении роли бюджета в социально-экономическом развитии области. Ее можно достичь при условии реалистичности и сбалансированности бюджета. По ее словам, норма бездефицитности заложена в проекте. Если это удастся, то все бюджетные расходы будут обеспечены доходами. Кроме того, бездефицитный бюджет позволит проще управлять внутренним долгом области – любое дополнительное (сверхплановое) поступление бюджетных доходов может быть безболезненно направлено на его покрытие.
«Формируя бюджет-2002, мы должны будем четко указать не только статьи расходов, но и подробно прописать, чем и как мы их будем финансировать, – пояснил глава комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Областной думы Законодательного собрания Свердловской области Банзаракца Чойнзонов. – Пока губернатор не выступил перед депутатами со своим бюджетным посланием на следующий год конкретно говорить о чем-то трудно, но, судя по опыту, можно сказать, что утверждение бюджета и в этом году простым не окажется». Как припоминает депутат, который утверждает уже третий бюджет, каждый раз уже ко второму чтению финансовый законопроект претерпевает существенные изменения либо по содержанию статей, либо по параметрам формирования.
Исходные позиции
На что пойдут в следующем году областные деньги? По прогнозам министерства финансов, общий объем расходов областного бюджета в 2002 г. составит 28,6 млрд руб., это на 5,6 млрд больше, чем в нынешнем году. При этом рост расходов самого областного бюджета составит 13%, а запланированный объем расходов муниципальных бюджетов – 11%. Неравномерный рост расходов, по словам замминистра финансов Марии Серовой, обусловлен повышением зарплаты и оплаты довольствия работников правоохранительных органов, расходами на институт мировых судей (170 млн руб.), затратами на реставрацию памятников истории и культуры (33 млн руб.), необходимостью выделения финансовой помощи высокодотационным территориям (100 млн руб.), кроме того, планируется выделить 211,8 млн руб. на функции областного центра. В 2002 г. будут увеличены расходы по всем социально значимым направлениям – на образование (22%), культуру (29%), здравоохранение (19%), социальную политику (19,8%), средства массовой информации (14%). Кроме того, в областной бюджет заложено повышение заработной платы бюджетникам и рост тарифов на тепло и электроэнергию.
По прогнозам министерства финансов Свердловской области, в следующем году ожидается увеличение поступления от налога на доходы физических лиц до 8,6 млрд руб. Это обусловлено нормативом зачисления в бюджет до 100%. Поступления с налога на прибыль, как ожидают финансисты, составят в 2002 г. 5,8 млрд руб. С акцизов на алкогольную продукцию ожидаются поступления в объеме 505 млн руб., доходы от другой подакцизной продукции должны составить 333 млн руб. Налог с продаж, по предположениям областного министерства финансов, даст бюджету 1,7 млрд руб. дохода, что на 30% больше плана текущего года. Прогноз по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности составляет 997 млн руб. От платежей за пользование лесным фондом ожидаются поступления в объеме 189 млн руб. При этом по новому бюджетному кодексу все 100% сборов пойдут в областной бюджет. Судя по докладу зам. министра финансов Свердловской области Марии Серовой, доходы консолидированного бюджета области в 2002 г. прогнозируются в объеме 26,7 млрд руб. Это на 18,9% больше, чем было запланировано на нынешний год. Основную долю доходов по-прежнему приносят налог на прибыль (22%) и подоходный налог с физических лиц (33%). По словам зам. министра, доля налогов на прибыль по сравнению с 2001 г. снизилась на 10 пунктов, а доля подоходного налога, напротив, выросла на 13 пунктов.
Расчет правительства на высокую собираемость налога на прибыль вызывает сомнения у депутатов Законодательного собрания. «В начале года, например, прибыли на предприятиях еще нет, – поясняет Борис Чойнзонов. – Налоговые органы отчитываются раз в квартал, а жить надо каждый день». Кроме того, как показывает практика, планируемая год назад прибыль предприятий и доходы населения далеко не всегда соответствуют реально получаемым средствам. К тому же прогнозируется существенное снижение доходов физических лиц, так как федеральным бюджетом предусмотрена не 30%-ная дотация населению на погашение затрат по оплате услуг ЖКХ, как это было в 2001 г., а всего лишь 10%-ная. Впрочем, область и на этот раз намерена «добавить от себя» еще 10%. Однако и в прошлом году уровень оплаты коммуналки был снижен за счет области с 70% до 60%, так что 20%-ный скачок уровня оплаты услуг жилкомхоза для населения будет ощутимым.
Дефицит и борьба с ним
Кроме предполагаемых «ударов» по областному бюджету-2002 в виде недопоступления налогов по ходу исполнения бюджета существует и вполне реальный «удар» – изменения в межбюджетных отношениях области и Москвы. Изменения налогового законодательства приводят к тому, что в практически спланированном и готовом к обсуждению финансовом законопроекте области появилась «дыра» – дефицит объемом в 2,7 млрд руб. Это, конечно, не смертельно, но и оптимизма не вызывает прежде всего потому, что отказываться от идеи бездефицитного бюджета ни депутаты, ни чиновники не намерены. По словам Марии Серовой, специалисты минфина предлагают два варианта сокращения дефицита областного бюджета-2002. В первом случае необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством уровень оплаты населением ЖКХ и поднять его до 90%. Одновременно с этим должен быть увеличен размер субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на 330 млн руб. Кроме того, по согласованию с бюджетополучателями планируется сократить на 5% расходы всех статей областного бюджета и объем целевых областных программ до 400 млн руб. В существующем проекте бюджета уровень расходов на целевые программы составляет 649,4 млн руб.
Второй вариант бездефицитного бюджета предполагает сохранение 80%-ного уровня оплаты услуг ЖКХ населением, но при этом расходы областного бюджета будут сокращены на 10%, муниципалитетов – на 5% и уменьшится объем финансирования целевых программ. Оба варианта предусматривают перевод в ведение Федерации санэпиднадзора и 50%-ное финансирование повышения зарплаты бюджетникам. «Остальные 50% планируется изыскать по ходу исполнения бюджета», – заключила зам. министра. По первому варианту минфина бюджет формируется без дефицита, по второму дефицит составит 16 млн руб.
Вариант правительства
Скомпенсировать доход бюджета области в 2002 г. можно было бы за счет зачисления в бюджеты субъектов Федерации поступлений от налога на добавленную стоимость в размере 15%, восстановления нормы Бюджетного кодекса (50/50), совершенствования методики распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Как отмечают областные чиновники, обращения по этим вопросам в федеральные органы остаются безрезультатными. «Как известно, наиболее весомым источником дохода бюджета-2002 станет налог на доходы физических лиц, поэтому недопущение роста задолженности по выплате заработной платы, повышение уровня оплаты труда должны стать наипервейшими задачами», – заявила министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. По ее словам, для устранения дефицита правительство вынуждено сократить расходы областного бюджета на 10%, а муниципальные бюджеты – на 5%.
Уровень оплаты услуг ЖКХ населением выше 80% правительство Свердловской области поднимать не намерено. Об этом достаточно внятно заявляют и чиновники, и депутаты. По словам Галины Ковалевой, кардинальные шаги в реформе жилищно-коммунальной сферы в следующем году будут направлены на повышение качества услуг ЖКХ, развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания и уменьшение количества посредников вплоть до ликвидации статуса перепродавцов энергоресурсов. «Должна быть продолжена политика сдерживания тарифов на услуги ЖКХ, повышены требовательность и ответственность как отраслей министерств, так и областных организаций к энергосбережению в коммунальной сфере, – заявила Галина Ковалева. – Необходимо отработать эффективный механизм предоставления жилищных субсидий семьям с низким уровнем доходов, который должен быть ясным и прозрачным». А вот финансирование бюджетных программ будет сокращено до 680 млн руб. вместо планируемого ранее миллиарда.
Наиболее значимыми целевыми программами остаются развитие социальной сферы, малого предпринимательства, энергосбережения, а также государственная поддержка депрессивных территорий. Продолжится и реализация программ, финансируемых за счет целевых фондов и сборов. За использованием и расходованием бюджетных средств по всем целевым программам будет установлен жесткий контроль. Этому будет способствовать переход области на казначейское исполнение бюджета. Будучи прозрачнее всех систем отчетностей минфина вместе взятых, оно позволит Законодательному собранию области контролировать исполнение финансового законопроекта.
Последнее слово
На что бы ни рассчитывало правительство, право голосования по бюджету-2002 останется за депутатами. Однако они не сочувствуют минфину. «Речи представителей министерства финансов о бюджетном дефиците – это уже традиция, нечто вроде плача Ярославны», – иронизирует вице-спикер Областной думы Александр Заборов. Председатель комитета по бюджетной политике, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов настроен менее критично: «Будем смотреть, работать, если придется, – что-то менять. Так всегда бывает». Рвется в бой председатель думского комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Владимир Примаков: «Принятие бюджета должно быть болезненным, сопротивление должно быть достаточно сильным». Впрочем, все респонденты обращают внимание на то, что для того, чтобы начать обсуждать бюджет, нужно собрать необходимое количество депутатов на заседание Областной думы, а политический кризис в нижней палате областного парламента до сих пор не разрешен.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Цена бездефицитного бюджета
- Министерство финансов Свердловской области предлагает два варианта ликвидац ...
- Правительство Свердловской области рассмотрело предварительный вариант бюдж ...
- Расходы бюджета Свердловской области в 2002 году составят 28,6 млрд. рублей
- Правительство Свердловской области предлагает сократить расходы областного ...