«Коммерсантъ»: «ФАС России возбудила дело из-за повышения цен на авиатопливо»

18 июня 2008 (10:10)

Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) сообщила 17 июня о возбуждении дела по факту значительного повышения цен на авиатопливо. Во вновь установленных высоких ценах на авиакеросин ФАС усмотрела признаки нарушения ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции». По данным Ъ, в середине июня стоимость авиакеросина в российских аэропортах впервые превысила мировой уровень.

«ФАС России возбудила дело по признакам нарушения статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении высоких цен на авиационный керосин. По данным ФАС России и сообщениям ряда СМИ, в последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы», — говорится в сообщении ФАС. Служба отмечает, что «превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства».

По данным Ъ, цена на авиакеросин с учетом налогов и стоимости услуг по заправке в аэропортах Московского авиаузла с момента последнего повышения в начале июня составляет 36,143 тыс. руб. за тонну. В других регионах цены еще выше, например, по данным крупнейшего независимого оптового поставщика керосина ТОАП, в аэропорту Южно-Сахалинска тонна керосина стоит 41,595 тыс. руб. Всего с лета 2007 года цены на авиакеросин выросли вдвое, однако в иностранных аэропортах они в мае начали падать, а в России — нет. В результате сейчас в лондонском Хитроу керосин стоит на 6,2% дешевле, чем в Москве (в пересчете на рубли — 33,869 тыс. руб. за тонну), а в аэропорту Дубая (ОАЭ) — на 8,1% (33,205 тыс. руб. за тонну).

Продавцы авиатоплива утверждали, что все последние повышения произошли в результате увеличения оптовых цен на продукцию нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих нефтяным компаниям. «Повышение цен обусловлено желанием нефтяников значительно увеличить свою прибыль: цены поставки от НПЗ и трейдеров выросли в мае на 3-4 тыс. руб., а с сентября 2007 года — на 70%», — заявил ранее Владимир Спиридонов, гендиректор компании «Аэрофьюэлз», владеющей сетью собственных ТЗК в ряде российских аэропортов. С ним не согласился глава торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский: «Цены выросли одномоментно на всех НПЗ, что свидетельствует о картельном сговоре между нефтяными компаниями».

Рост цен на авиатопливо отражается на стоимости авиабилетов. Авиаперевозчики предсказывали сокращение объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом. «У авиакомпаний уже практически нет ресурсов по сокращению расходов, так что перспективы доступности авиаперевозок в России становятся все более отдаленными», — сказал ранее заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Позже он отметил рост объема пассажироперевозок. Кошляков объяснил это «общим ростом благосостояния граждан». «Но динамика могла быть и больше», — сказал он, отмечая, что число людей, которые готовы воспользоваться услугами авиакомпаний, почти не растет — растет частота полетов. По предварительным оценкам, общий объем авиаперевозок в 45 млн пассажиров в год обеспечивают 10-15 млн человек. «Доходы тех, кто пользуется услугами авиатранспорта, увеличиваются быстрее стоимости билетов», — согласился с Кошляковым глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.


Другие материалы по теме: