Федеральная антимонопольная служба РФ: С ноября 2007 года по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70 %

25 июня 2008 (08:06)

УрБК, Москва, 25.06.2008. Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) продолжает анализ ситуации с ценами на авиакеросин и расследует дела, возбужденные по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

По данным ФАС РФ, с января 2006 года по ноябрь 2007 года цены на авиаГСМ практически не менялись, а с ноября 2007 года по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70 %. Выяснилось, что примерно в 20 аэропортах страны установленные операторами топливо-заправочных комплексов (ТЗК) цены превышают средний по стране уровень и уровень цен в зарубежных аэропортах. По этим фактам либо возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства, либо проводятся антимонопольные расследования.

На минувшей неделе антимонопольная служба возбудила дела по ситуации в трех аэропортах. В центральном аппарате ФАС РФ 18 июня 2008 года возбуждено дело по признакам нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «Топливно-обеспечивающая компания». Компания подозревается в установлении монопольно высокой цены на авиатопливо в аэропорту г. Южно-Сахалинска и необоснованном отказе от заключения с ОАО «Владивосток-Авиа» договора по хранению авиатоплива в аэропорту Южно-Сахалинска.

Как отметил заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин, «в Южно-Сахалинске самая высокая стоимость авиаГСМ, которая превышает среднюю по стране на 17—18 % и выше, чем в зарубежных аэропортах, например в Пекине. При этом ТЗК лишает авиакомпании выбора более дешевого поставщика топлива, отказывая им в законном праве хранить топливо в емкостях ТЗК».

Красноярское УФАС РФ на основании заявления ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» 18 июня 2008 года возбудило дело в отношении ЗАО «Сибирь Авиа Сервис». Речь идет о навязывании невыгодных условий договора купли-продажи авиа ГСМ (горюче-смазочные материалы), оказания услуг по заправке воздушных судов ГСМ и необоснованном сокращении поставок авиационного топлива. Заседание по этому делу намечено на 16 июля.

Новосибирское УФАС РФ возбудило дело в отношении ОАО «Аэропорт Толмачево» также по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Антимонопольное управление подозревает компанию в создании препятствий доступа на рынок по заправке авиатопливом воздушных судов ООО «Аэроджет-Толмачево». Рассмотрение дела назначено на 24 июля.

Продолжается рассмотрение дел, ранее возбужденных в других территориальных управлениях ФАС РФ. Так, в январе текущего года Камчатское УФАС РФ по заявлению ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» начало расследование в отношении ОАО «Камчатнефтепродукт» в части уклонения (отказа) последнего от оказания услуг перевалки и хранения авиаГСМ. Анатолий Голомолзин заявил, что «компания «Аэрофьюэлз Камчатка», которая буквально недавно стала вторым оператором по заправке топливом в аэропорту, предлагает топливо более чем на 2 тысячи рублей дешевле. В тех аэропортах страны, где присутствуют и работают в условиях конкуренции 2 топливозаправщика, цены ниже в среднем на 15 %».

Продолжаются расследования в отношении аэропортов гг. Улан-Удэ, Чита, Махачкала и др., в которых также отмечены наиболее высокие цены на авиа ГСМ, в том числе на ТЗК.

Антимонопольная служба не исключает возможности возбуждения дел и в отношении нефтяных компаний — основных производителей и оптовых поставщиков ГСМ. Как отметил заместитель руководителя ФАС РФ, «одной из причин того, что цены на авиаГСМ в России выше, чем в зарубежных аэропортах, является то, что разрыв в отпускных ценах с НПЗ и в ценах «заправки в крыло» в России существенно выше, чем зарубежом». ФАС РФ выясняет, за счет чего может появляться монопольная составляющая: за счет надбавок перепродаж, устанавливаемых ТЗК либо нефтяными компаниями. По имеющимся предварительным данным, оптовые цены на авиаГСМ, отпускаемые с ряда НПЗ за рубеж, ниже, чем оптовые цены на аналогичное топливо, поставляемое на внутренний рынок.

А. Голомолзин также отметил, что антимонопольная служба приступила в том числе, по запросу Генеральной прокуратуры, к проведению проверок авиакомпаний и туроператоров на основных туристических маршрутах. Также анализируется ситуация с ценами на билеты на регулярные рейсы на внутреннем рынке РФ, применение и уровни топливных сборов авиакомпаний.


Другие материалы по теме: