«Аргументы и факты» и Алексей Смирнов: «Свердловчане не хотят работать за копейки»

18 июня 2008 (09:07)

Екатеринбургу безработица не грозит

В столице Урала зафиксирован самый низкий уровень безработицы за последние 15 лет — и в регионе, и во всей России. Количество вакансий у нас в 3 раза больше, чем число безработных.

Работяги снова в цене

Как рассказал замдиректора центра занятости Екатеринбурга Анатолий Кудря-шов, средний возраст уральских безработных составляет 35 лет, но эта цифра более чем условна. На самом деле, большая часть «тунеядцев» -это выпускники школ и люди предпенсионного возраста. У первых нет специальности и образования, а вторые мало интересуют работодателей в силу возраста и состояния здоровья.

Например, Евгений М. в прошлом году не смог поступить в вуз, пошел работать. Сменил несколько мест (от почтальона до торгового консультанта), но ни на одном не смог задержаться более чем на 2 месяца. В этом году собирается поступать снова, но если не поступит, ситуация будет схожей: специальности-то нет.

На Урале по заработкам уже второй год лидируют строители. Поговаривают, что даже приезжие таджики не соглашаются работать менее чем за 20 тысяч рублей (при условии, конечно, легального положения). Очень нужны каменщики, маляры, штукатуры, плотники, плиточники, машинисты кранов и водители самосвалов. А с учетом того, что уральские заводы постепенно «встают на ноги», в регионе начинают ценить и работягстаночников: токарей, фрезеровщиков, сварщиков и проч. Подсобных рабочих также берут повсеместно, но платят им в 2-3 раза меньше, чем квалифицированным специалистам.

Анатолий Гостоусов, токарь шестого разряда:

— Работаю на заводе больше 30 лет, получаю 20 тысяч в месяц. Это средняя зарплата на УЗТМ, хотя классные зуборезы или сталевары могут иметь в два раза больше. Живем в трехкомнатной квартире, в панельном доме. Жилье повезло получить еще в советское время, сегодня это вообще нереально. Зарплата, на первый взгляд, хорошая, но недавно взяли кредит на ремонт квартиры, так что поихолится экономить. Работают же у нас в основном те, кто работал в советскую эпоху. В 90-е годы многих классных спецов поувольняли, теперь зовут обратно. Но молодежь не слишком-то рвется. Общежитий у завода нет, зарплаты на начальном этапе тысяч 10-12. Поработает парень года 2-3 и увольняется.

Что касается «интеллигентных» профессий. Как поведали в центре занятости, на заводах и рудниках, в строительстве и на железной дороге ждут хороших инженеров. (Не случайно в Уральском государственном университете путей сообщения открыли в этом году дополнительно 101 бюджетное место.) Очень востребованы металлурги и энергетики, а вот спрос на бухгалтеров и юристов с каждым годом падает. Правда, по-прежнему нужны учителя и врачи, но мало кто, окончив педагогический, работает по специальности. Заработки здесь все еще низкие, несмотря на недавнее повышение.

Анна Казбулатова, главный бухгалтер крупного турагентства:

— Несколько лет назад окончила филфак, но нормальной работы так и не нашла, а в школу идти не захотела. Пошла на курсы бухгалтеров, но на приличное место взяли только после получения второго высшего — экономического. Сейчас работаю главбухом, выплачиваю ипотеку и автокредит, недавно мы с мужем смогли позволить себе завести ребенка. Но вообще, в нынешних условиях учиться на бухгалтера или гориста я бы не стала. Их в городе и так много, а через пару-тройку лет будет полный перебор...

Среди узких специалистов с каждым годом все более нужны хорошие программисты и системщики. Компьютерами пользуются повсеместно, а любая компания стремится иметь свой сайт — его должен кто-то создавать и постоянно поддерживать. В торговле же и рекламе важны не столько образование, сколько энергия и умение ладить с людьми. Заработки могут быть значительными, но на первых порах предложат лишь 7-8 тысяч.

Куда пойти подростку

С началом лета на Урале стали востребованы озеленители и работники по уборке территорий. Труд неквалифицированный, и платят за него немного, 4-5 тысяч. С июня по сентябрь подработать приглашают также школьников. Кроме того, на почтамте ждут подростков, достигших 16 лет. Рабочий день — 6 часов, зарплата -А тысячи. Но ребята, поступившие через центр занятости, получат также областную надбавку в 900 рублей.

Впрочем, молодежь стала гораздо разборчивее в выборе и уже не соглашается трудиться за копейки. Во всяком случае, именно вопрос о зарплате является камнем преткновения между работодателем и специалистом.

— В ближайшее время многое изменится, — считает специалист ио кадровым технологиям Елена Ларичева. — Из-за демографического кризиса 90-х, предприятия уже сейчас чувствуют острую нехватку кадров. Трудоспособное население сокращается, в 2009-2010-м наступит кризис, и работодатели вынуждены будут бороться за каждого работника.

Сегодня в Екатеринбурге на 12,5 тысяч вакансий претендуют лишь 4 тысячи человек. Совсем иную ситуацию наблюдаем в уральской глубинке. За год количество безработных уменьшилось с 6,7% до 6%, но произошло это в основном за счет оттока работяг в города и увеличения числа пенсионеров. Во многих отдаленных районах людям просто негде работать.


Другие материалы по теме: