«Ведомости» и Александр Тутушкин: «Мутные цены»
27 июня 2008 (08:10)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не в силах разобраться в ценообразовании на рынке нефти и нефтепродуктов. Чтобы исправить ситуацию, чиновники хотят ввести специальные стандарты раскрытия информации. А для обуздания цен предлагают начать государственные интервенции на рынке топлива
ФАС подготовила для правительства доклад «О состоянии конкуренции в России» (имеется в распоряжении «Ведомостей», см. также статью на стр. А1). Среди прочего в нем констатируется тенденция роста экономической концентрации в отрасли и сокращения количества независимых участников рынка. Так, с 1998 по 2007 г. добыча малых независимых компаний снизилась с 10% от общего объема до 5%. А количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%.
При этом вертикально-интегрированные холдинги в подавляющем большинстве регионов доминируют на рынке хранения топлива и при этом занимаются розничной торговлей (см. график). Это ставит в неравное положение независимых торговцев. В частности, холдинги поставляют топливо на свои АЗС по себестоимости, а независимым — по более высоким ценам. При дефиците они поставляют топливо прежде всего своим АЗС, а независимые вынуждены сокращать реализацию или даже закрываться.
При этом контролировать ценообразование нефти и нефтепродуктов практически невозможно. Холдинги почти не поставляют сырье сторонним покупателям, а перерабатывают его по договорам процессинга на своих заводах и отправляют нефтепродукты на реализацию своим же торговым компаниям.
Чтобы сформировать конкурентную среду в отрасли, ФАС предлагает ввести стандарты раскрытия информации о деятельности холдингов, позволяющие отслеживать ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс компании. ФАС предлагает также установить обязательные для продажи на бирже объемы нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать рыночные цены на них. При этом служба признает, что сам по себе запуск биржевых торгов не приведет к изменению ценовой конъюнктуры, поэтому считает обязательной организацию государственных интервенций на рынке нефтепродуктов. Еще одна идея чиновников — запретить компаниям, которые занимают доминирующее положение на розничном рынке, приобретать земельные участки для строительства АЗС.
Таможенные пошлины, по мнению ФАС, должны использоваться как рыночный регулятор предложения внутри страны при сезонном росте спроса. Ведомство также предлагает отказаться от привязки ставки НДПИ к мировым ценам на нефть применительно к сырью, поставляемому на внутренний рынок. Также ФАС считает целесообразным углубить дифференциацию ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических и иных условий разработки месторождений.
Представитель крупной нефтяной компании не считает, что рынок нефтепродуктов в России монополизирован: «У нас независимых АЗС больше 50%, в США — 15%, а в Европе — всего 10%». Не права ФАС, полагает нефтяник, и в отношении запрета на строительство заправок. «У этой службы достаточно возможностей, чтобы обуздать любого регионального монополиста, если он нарушит закон», — говорит он. Зато налоговые новации представитель компании приветствует.
Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов считает, что все предложения ФАС должны быть также подкреплены усилением контроля и санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. При этом он убежден, что основная причина периодически возникающих на рынке проблем, в том числе и рост цен, — это не сговор холдингов, а технологическая отсталость российских НПЗ, не менее четверти продукции которых приходится на мазут.
ФАС подготовила для правительства доклад «О состоянии конкуренции в России» (имеется в распоряжении «Ведомостей», см. также статью на стр. А1). Среди прочего в нем констатируется тенденция роста экономической концентрации в отрасли и сокращения количества
ФАС подготовила для правительства доклад «О состоянии конкуренции в России» (имеется в распоряжении «Ведомостей», см. также статью на стр. А1). Среди прочего в нем констатируется тенденция роста экономической концентрации в отрасли и сокращения количества независимых участников рынка. Так, с 1998 по 2007 г. добыча малых независимых компаний снизилась с 10% от общего объема до 5%. А количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%.
При этом вертикально-интегрированные холдинги в подавляющем большинстве регионов доминируют на рынке хранения топлива и при этом занимаются розничной торговлей (см. график). Это ставит в неравное положение независимых торговцев. В частности, холдинги поставляют топливо на свои АЗС по себестоимости, а независимым — по более высоким ценам. При дефиците они поставляют топливо прежде всего своим АЗС, а независимые вынуждены сокращать реализацию или даже закрываться.
При этом контролировать ценообразование нефти и нефтепродуктов практически невозможно. Холдинги почти не поставляют сырье сторонним покупателям, а перерабатывают его по договорам процессинга на своих заводах и отправляют нефтепродукты на реализацию своим же торговым компаниям.
Чтобы сформировать конкурентную среду в отрасли, ФАС предлагает ввести стандарты раскрытия информации о деятельности холдингов, позволяющие отслеживать ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс компании. ФАС предлагает также установить обязательные для продажи на бирже объемы нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать рыночные цены на них. При этом служба признает, что сам по себе запуск биржевых торгов не приведет к изменению ценовой конъюнктуры, поэтому считает обязательной организацию государственных интервенций на рынке нефтепродуктов. Еще одна идея чиновников — запретить компаниям, которые занимают доминирующее положение на розничном рынке, приобретать земельные участки для строительства АЗС.
Таможенные пошлины, по мнению ФАС, должны использоваться как рыночный регулятор предложения внутри страны при сезонном росте спроса. Ведомство также предлагает отказаться от привязки ставки НДПИ к мировым ценам на нефть применительно к сырью, поставляемому на внутренний рынок. Также ФАС считает целесообразным углубить дифференциацию ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических и иных условий разработки месторождений.
Представитель крупной нефтяной компании не считает, что рынок нефтепродуктов в России монополизирован: «У нас независимых АЗС больше 50%, в США — 15%, а в Европе — всего 10%». Не права ФАС, полагает нефтяник, и в отношении запрета на строительство заправок. «У этой службы достаточно возможностей, чтобы обуздать любого регионального монополиста, если он нарушит закон», — говорит он. Зато налоговые новации представитель компании приветствует.
Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов считает, что все предложения ФАС должны быть также подкреплены усилением контроля и санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. При этом он убежден, что основная причина периодически возникающих на рынке проблем, в том числе и рост цен, — это не сговор холдингов, а технологическая отсталость российских НПЗ, не менее четверти продукции которых приходится на мазут.
ФАС подготовила для правительства доклад «О состоянии конкуренции в России» (имеется в распоряжении «Ведомостей», см. также статью на стр. А1). Среди прочего в нем констатируется тенденция роста экономической концентрации в отрасли и сокращения количества
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ФАС РФ потребовала от ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром» обеспечить ...
- По мнению экспертов ФАС, субъективные причины роста цен на нефтепродукты – ...
- Федеральная антимонопольная служба РФ направила главам регионов рекомендаци ...
- «Ведомости»: В 2005 году чиновники планируют начать товарные интервенции на ...
- Минпромэнерго предложил Правительству поднять экспортную пошлину на нефть, ...