ОАО «Банк24.ру»: банк с внесистемными рисками?

Аналитический бюллетень рассматривает проблему появления репутационных и других внесистемных рисков на примере одного из екатеринбургских банков.

Традиционно риски, с которыми сталкиваются кредитные учреждения в своей деятельности, разделяются на системные, связанные с непосредственной финансовой деятельностью банка, состоянием рынка капиталов и инвестиционными предпочтениями клиентов. Такие риски страхуются, секъюритизируются и поддаются управлению.

С другой стороны банку приходится сталкиваться с рисками внесистемными, не связанными напрямую с его финансовой деятельностью к таким видам угроз могут быть отнесены различного рода форс-мажорные обстоятельства, политические (о чем уже писало ИАА «УрБК»), репутационные и многие другие риски. Их отличительной чертой является непредсказуемость, управлять ими намного сложнее, чем системными. Некоторые такие риски, прежде всего – репутационные, зачастую сказываются на деятельности кредитной организации долгие годы.

Как правило, при оценке того или иного банка в первую очередь учитываются его системные риски и умение управлять ими. Но существуют кредитные учреждения, для которых именно внесистемные риски могут быть определяющими при определении их рыночного положения или привлекательности для различного рода инвестиций.

Примером организации такого рода может служить ОАО «Банк24.ру». Эта кредитная организация на протяжении последних лет своего существования традиционно демонстрирует темпы роста бизнеса, опережающие средние по рынку, а так же высокий уровень технологизации банковских процессов. Но, в то же время, кредитная организация регулярно оказывается вовлеченной в ситуации, создающие нерегулируемые внесистемные риски. Причем значительная их часть, так или иначе, связана с вопросами криминального характера.

Внесистемные риски

Первой такой ситуацией можно считать инцидент вокруг приобретения 20% акций ОАО «Банк24.ру» депутатом городской думы Екатеринбурга и одним из лидеров бывшего ОПС «Уралмаш» Александром Хабаровым. Авторитетный бизнесмен официально сообщил о том, что вошел в состав акционеров банка 22 ноября 2004 года, приобретя акции у члена Совета директоров Александра Белых. Одновременно он сделал несколько громких заявлений о своем стремлении войти в бизнес кредитной организации, провести аудит её деятельности. «На мой взгляд, на сегодняшний день банк проводит политику привлечения дорогостоящих ресурсов, в частности, существует завышенная ставка для вкладов физических лиц. При этом привлеченные ресурсы размещаются в очень рискованных финансовых проектах. Это может привести к дальнейшей финансовой неустойчивости банка. Как владелец 20% пакета акций, я намерен повлиять на ситуацию», – отметил тогда А. Хабаров

Согласно официальной версии событий, действия Александра Хабарова обычно объясняют как попытку «гринмейла»: акции были им приобретены для того, чтобы быть обменянными на принадлежавший Банку 24.ру пакет акций ОАО «Стройплатсполимер».

Такая сделка состоялась 25 ноября 2004 года. По словам Сергея Лапшина, занимавшего в то время пост председателя Совета директоров ОАО «Банк24.ру», банк передал другому депутату Городской думы Екатеринбурга, предпринимателю Александру Вараксину активов банка на общую сумму более 60 миллионов рублей, в том числе 19,6% акций ОАО «Стройпластполимер» балансовой стоимостью 46 млн. руб. и наличные средства в сумме 14,7 млн. руб. Одновременно Сергей Лапшин заявил, что 25 ноября 4 топ-менеджера Банка24.ру выкупили 20% пакет акций ОАО «Банк24.ру» у Александра Белых

Однако уже на следующий день Сергей Лапшин обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что к данной сделке он был принужден и совершил её не добровольно. Александр Хабаров, Александр Белых и Александр Вараксин были привлечены в качестве обвиняемых по делу №387909 по пункту «в» части 2 статьи 179 УК РФ «Принуждение к совершению сделки под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства, совершенное организованной группой». Все они впоследствии были арестованы.

Александр Хабаров был найден мертвым в камере СИЗО №1 города Екатеринбурга. Александр Белых – осужден на один год, Александр Вараксин – на 1 год и 8 месяцев тюремного заключения.

При этом до сих пор остается вопрос о том, были ли акции «Стройплатсполимера» единственной причиной пристального интереса Александра Хабарова к ОАО «Банк24.ру». Ведь отечественные авторитетные предприниматели традиционно обращали внимание на активы с достаточно определенным положением и обычно решаются на активные действия в случае, когда полагают, что имеют некоторые рычаги влияния на ситуацию.

Строительство пирамиды

Характерно, что примерно в это же время начал свою профессиональную деятельность Алексей Калиниченко, так же вписавший свою страницу в хронику внесистемных рисков ОАО «Банк24.ру».

Согласно официальной версии, бизнес Алексея Калиниченко строился на торговле на валютном рынке Forex. Для этого основанная им в Санкт-Петербурге компания UTG через свои дочерние подразделения привлекала средства частных инвесторов в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и Белоруссии. При этом заявляемая доходность вложений составляла от 30 до 200 % годовых.

По словам Калиниченко, ему удалось создать систему, позволявшую ему работать на рынке без убытков, гарантированно получая не менее 2 % прибыли в неделю. В качестве инвесторов выступали частные лица, вкладывавшие суммы от одной до сотен тысяч долларов. Сама компания UTG владела лицензией на осуществление игорной деятельности (инвестиции оформлялись не как доверительное управление, а как сделки-пари, выплаты оформлялись как выигрыши, что позволяло минимизировать налогообложение), сделки на валютном рынке проводились через посредников, которыми выступали оффшорная компания «Livingston Investment», а также ОАО «Банк24.ру». В этой же кредитной организации находились и счета компаний, контролируемых Александром Калиниченко. Более того, на определенном этапе сотрудничества с банком бизнесмен приобрел пакет акций этой кредитной организации и вошел в её Совет директоров.

Указанная схема работала на протяжении достаточно длительного времени. Согласно отчетам UTG, общее число её партнеров превышало 4 тысячи человек, сумма средств, находящихся в управлении, достигла 136 миллионов долларов.

Схема привлечения средств работала около двух лет, до самого крушения пирамиды летом 2006 года. Тогда на протяжении нескольких недель компания демонстрировала инвесторам нулевой уровень прибыльности, потом вообще перестала присылать финансовые отчеты. После этого инвесторы компании получили от имени Алексея Калиниченко электронное письмо, в котором в крахе компании фактически обвинялось ОАО «Банк24.ру». Согласно тексту послания. высшие менеджеры организованных им компаний — генеральный директор UTG Ефимов и генеральный директор «Глобала» Порин — вступили в сговор с руководством Банка24.ру с целью разрушения существующей компании и выводом из нее средств инвесторов.

Одновременно от имени Алексея Калиниченко было сообщено о том, что он подал заявление в одно из РУВД Екатеринбурга, в котором он просил привлечь к уголовной ответственности Сергея Лапшина и нескольких своих менеджеров за хищения денежных средств в крупных размерах. В данном заявлении он еще раз обвинил руководство «Банка24.ру» в фактическом списании с его счетов крупных сумм денег. Так же от имени Калиниченко было озвучено обвинение в попытках банка увеличить собственный капитал за счет средств клиентов компании «Глобал» (действительно, скорее после указанного скандала капитал ОАО «Банк24.ру» был увеличен).

Тогда представители ОАО «Банк24.ру» предприняли попытку дистанцироваться от создателя «пирамиды», заявив о том, что выступали только в качестве посредников между Калиниченко и рынком Форекс, а денежные средства списали с его счетов в рамках погашения убытков по неудачным трейдерским сделкам. Одновременно банк исключил Калиниченко из состава Совета директоров и из числа своих акционеров. Инвесторы, доверившие свои деньги Калиниченко, оказались без средств. По их заявлениям было возбуждено 119 уголовных дел. Сам Калиниченко пропал.

Практически одновременно с его исчезновением в сети Интернет началось информационное противостояние различных групп участников конфликта. В сети появилось несколько посвященных проблеме форумов и блогов, в том числе – и содержавших прямые обвинения руководства Банка24.ру в причастности к пропаже средств инвесторов «Глобала». Широкое информационное освещение ситуации и очередное участие в «криминальном» инциденте привело к возникновению дополнительных внесистемных рисков у кредитной организации.

Возвращение Калиниченко

Физическое отсутствие Калиниченко в России привело к тому, что оба дела — против него и по его заявлению — были фактически заморожены. Но эта ситуация может измениться уже в самое ближайшее время. Дело в том, что Алексей Калиниченко был задержан в июне этого года в Италии по запросу российского МВД. Как сообщает управление генеральной прокуратуры РФ по УрФО, сейчас российскими органами правопорядка в Италию направлен запрос на экстрадицию предпринимателя. Ожидается, что уже в ближайшее время бывший член Совета директоров ОАО «Банк24.ру» будет доставлен в Россию и начнет давать показания. Все это неминуемо приведет к возобновлению расследования. Не исключено, что именно показания Калиниченко дадут возможность ответить на вопрос о том, куда же делись 136 миллионов долларов компании «Глобал» и какую роль во всем этом деле играл «Банк24.ру».

В самом деле, сложно себе представить, что Алексей Калиниченко, 25-летний бизнесмен без высшего образования и знания английского языка, смог самостоятельно, без помощи извне, построить сложную финансовую империю, наладить контакты с финансовыми кругами и контролирующими органами, банковским сообществом, крупными инвесторами. Кроме того, по сведениям генеральной прокуратуры, он «при помощи специально разработанной компьютерной программы систематически публиковал в сети Интернет сфальсифицированные отчеты», что так же требует определенной технической поддержки.

Не исключено, что именно эти силы в определенный момент решили «свернуть» «пирамиду», вывести деньги и оставить инвесторов и организаторов «с носом». Однако эксперты сходятся на том, что подобное было бы невозможно без содействия одной из сторон — либо самого трейдера, либо его деловых партнеров, либо руководства банка.

В этой связи не до конца понятна экспертам роль в данном процессе Банка24.ру. Сложно предположить, что серьезная финансовая организация, несколько лет плотно работавшая с предпринимателем и затеявшая с ним совместный проект, не могла понять, что перед ней — строитель «финансовых пирамид». Еще сложнее поверить во внезапное прозрение банкиров, «раскусивших» своего контрагента.

Остается надеяться, что уже в самое ближайшее время Алексей Калиниченко начнет давать показания, которые прольют свет на эту ситуацию и дадут ответы на наиболее острые вопросы. Не исключено, что эти ответы, как и весь ход следствия с неизбежным привлечением к нему руководящих работников банка, могут создать дополнительные внесистемные риски и сказаться на репутации финансового учреждения.

Новые проблемы

Впрочем, стремление банка участвовать в различного рода «околокриминальных» проектах двумя описанными случаями не ограничивается. В 2006 году банк приобрел 30 % акций ОАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод». Буквально через несколько недель после приобретения пакета Сегргей Лапшин публично заявил о своем намерении увеличить пакет акций до контрольного и сменить менеджмент завода. Широкой общественности противостояние двух групп акционеров НТКРЗ стало известно после выхода в прессе целого ряда материалов, направленных против мажоритарных собственников предприятия. В этих статьях они, в частности, были обвинены в связях с организованной преступностью (часть подобных заявлений была сделана от имени самого С. Лапшина). В своих интервью руководитель ОАО «Банк24.ру» даже говорил о том, какие именно ОПГ и криминальные авторитеты, по его мнению, контролирую завод.

В январе 2008 года собственники 70 % акций предприятия обвинили ОАО «Банк24.ру» в попытках привлечь к участию в переделе собственности правоохранительные органы. 14 февраля 2007 года оперативные уполномоченные и ОМОН Нижнего Тагила начали проведение обыска на предприятии, в частности осмотр архива. Удалить их с территории предприятия менеджменту удалось только благодаря вмешательству прокуратуры. Менеджмент НТКРЗ назвал действия правоохранительных органов попыткой рейдерского захвата, а инициатором инцидента назвал ОАО «Банк24.ру» и обратились за помощью к администрации Нижнего Тагила.

После того, как в ходе нескольких собраний акционеров представителям банка не удалось провести своего кандидата на должность генерального директора завода ОАО «Банк24.ру» фактически инициировало процесс выхода из состава акционеров ОАО «НТКРЗ». Участие в очередном «околокриминальном» конфликте внесло очередные коррективы в имидж кредитного учреждения и породило новые внесистемные риски, связанные с его деятельностью.


Другие материалы по теме: