Бизнес, культура и государство: пример США
18 июля 2008 (11:38)
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» продолжает серию материалов, посвященных проблеме взаимоотношения бизнеса и сферы культуры.
Данная статья посвящена проблемам взаимоотношения искусства, бизнеса и государства в США. Основой для написания материала послужили данные, предоставленные Международным информационным агентством Washington ProFile.
Армия искусств
В США насчитывается 1,99 млн профессиональных работников искусств, которые составляют 1,4 % от общего числа американцев трудоспособного возраста (еще 300 тыс. человек периодически подрабатывают на этом поприще, но официальная статистика их не учитывает, поскольку основной доход они получают не от занятий искусством). Это достаточно значительная цифра. Для сравнения: в вооруженных силах США ныне служит 2,2 млн человек. Деятелей искусств в США больше, чем юристов, врачей и фермеров.
Бюро переписи населения США к числу работников искусств относит следующие группы профессий: актеры, дикторы, архитекторы, танцоры и хореографы, дизайнеры, музыканты и певцы, фотографы, продюсеры и режиссеры, писатели и авторы, художники (точного аналога этого понятия в русском языке нет — в США в эту категорию попадают живописцы, скульпторы, художники-иллюстраторы, мастера художественных промыслов и т. п.), эстрадные артисты.
Сравнительно с другими работающими американцами деятели искусств, как правило, лучше образованы (особенно высок образовательный уровень в среде архитекторов, писателей и продюсеров) и более предприимчивы. Они вдвое чаще, чем среднестатистический житель США трудоспособного возраста, имеют высшее образование и в 3,5 раза чаще управляют собственным бизнесом.
В целом деятели искусств зарабатывают $ 70 млрд ежегодно. Однако творческая профессия — занятие не особо надежное и материально невыгодное. Деятели искусств редко сидят без работы, однако они заняты далеко не всегда. Треть из них работает лишь часть года: для актеров, танцоров, музыкантов привычна сезонная безработица. Лишь 15 % актеров заняты круглый год. В среднем среднестатистический деятель искусств зарабатывает $ 34,8 тыс. в год, что заметно меньше, чем заработок среднестатистического работающего американца. Судьба особенно тяжела у танцоров. Среднестатистический профессиональный танцор в год получает лишь $ 15 тыс., для сравнения — средняя зарплата в США составляет $ 39,4 тыс.
Работники искусств неравномерно распространены по территории США. Наиболее часто они селятся в районе Лос-Анджелеса (именно там находится кинематографическая столица страны ГолливудHollywood), в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне. В этих пяти городах обитает каждый пятый работник творческой профессии.
«Меккой» фотографов являются Гавайи, писателей — Вермонт, музыкантов — Теннеси (там находится «столица музыки кантри» город Нэшвилл), актеров — Калифорния (и Голливуд), а продюсеров и режиссеров — Нью-Йорк (здесь находится БродвейBroadway, прославленный своими театрами). Среди городов наибольшее число деятелей искусств на душу населения наличествует в Санта-Фе, за ним следует Сан-Франциско. В целом на тихоокеанском побережье США эта прослойка деятелей искусств наиболее солидна — здесь приходится 95 людей искусства на каждые 10 тыс. жителей (минимум отмечен на юго-востоке США — 47 на каждые 10 тыс.).
В целом в США наиболее многочисленны дизайнеры (их почти 780 тыс., что составляет почти 40 % от общей численности «армии искусств»). За ними следуют художники (216,9 тыс.), архитекторы (198,5 тыс.), писатели (185,3 тыс.) и музыканты (169 тыс.). За период с 1990 по 2005 год наиболее быстрыми темпами росла численность писателей.
Любопытно, что в искусство идут работать на основе определенных гендерных предпочтений. Четверо из каждых пяти архитекторов, дикторов, две трети музыкантов, продюсеров и фотографов — мужчины. Трое из четырех танцоров — женщины.
Грани культуры
За последние три десятилетия Национальный фонд искусств трижды проводил общенациональное исследование популярности искусства в США. В последний раз оно было проведено в 2002 году (предыдущее — в 1992 году). В целом искусство в той или иной степени привлекало примерно 39 % взрослых американцев. В эту категорию попали люди, которые посещали театры, концерты, музеи и пр. Кинолюбители, как и любители домашних просмотров-прослушиваний, не учитывались.
По данным этого исследования, 11,6 % взрослых американцев посещали концерты симфонической музыки, 10,8 % — джаз-концерты, 3,25 % — оперу. 17,1 % ходили на музыкальные представления (например, мюзиклы), 12,3 % смотрели драматические театральные постановки, 3,9 % — балет. 26 % посещали художественные выставки.
Изобразительное искусство
По оценкам Европейского фонда изящных искусств, за период с 2002 по 2006 год объемы мирового арт-рынка увеличились на 95 %.
По данным Всемирной торговой организации, в 2005 году (последние доступные данные) крупнейшими мировыми рынками искусства (включая антиквариат) были Великобритания и США. За ними со значительным отставанием следуют Швейцария, Франция, Германия, Канада, Индия, Гонконг, Южная Корея и Италия.
По данным Министерства торговли США, больше всего произведений искусства в США импортируется из Великобритании, Швейцарии, Франции, Мексики, Канады, Японии, Испании, Нидерландов и Гонконга (оценивались данные по объемам продаж за 2005 год). В этом перечне Россия занимает 24-е место, Украина — 53-е, Таджикистан — 64-е, Армения — 84-е, Узбекистан — 92-е.
По данным консалтинговой фирмы IBISWorld, в США действует около 6,3 тыс. арт-дилеров (в основном магазинов), объемы продаж которых в 2007 году составили около $ 4 млрд.
По данным компании Artprice, в 2007 году на долю покупателей, живущих в США, пришлось 46 % аукционных продаж произведений искусства.
2007 год оказался удачным годом для торговцев произведениями искусства. Аукционные дома Sotheby's и Christie's сообщили, что их продажи составили около $ 6 млрд. Для Christie's это был год рекордных продаж. В 2007 году эти две компании продали на $ 324,9 млн произведений русского искусства, что на 45 % больше, чем в 2006 году.
За последние 12 месяцев три современных художника были признаны «самыми дорогими». Сперва этот титул получил британец Дэмьен Херст. В июне 2007 года на аукционе Sotheby's его работа была продана за рекордные $ 19,1 млн (покупателем стал российский миллиардер Роман Абрамович). В ноябре он уступил трон американцу Джеффу Кунсу, чья скульптура была реализована тем же аукционным домом за $ 23,6 млн. В 2008 году Кунс уступил этот титул Люсьену Фрейду (британский художник немецкого происхождения, внук «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда). На Sotheby's его картина была продана за $ 33,6 млн.
Американец (выходец из России) Марк Ротко стал самым «дорогим» художником послевоенного времени. В мае прошлого года его картина была продана Sotheby's за $ 72,8 млн.
В 2000 году бывшие советские, а ныне американские художники Виталий Комар и Александр Меламид определили среднестатистический художественный вкус среднестатистического американца. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, например, что половина американцев хотела бы видеть на картине диких животных (птиц, рыб), а четверть — домашних. 63 % предпочли бы, чтобы сюжет картины не был связан с религиозной тематикой, прямо противоположного мнения придерживается каждый пятый опрошенный. 6 % очень нравится, когда на картине изображена какая-нибудь знаменитая личность, 41 % выступает за то, чтобы художники отдавали предпочтение обычным людям. 50 % выступают за то, чтобы на полотне соседствовали великие и обыкновенные люди. 60 % американцев хотели бы, чтобы художник не допускал излишних вольностей и все предметы на картине выглядели так же, как и в реальной жизни (при изображениях, например, ангелов это весьма затруднительно), а 30 % эта идея не нравится. Чтобы преуспеть на американском художественном рынке, необходимо, чтобы на картине доминировал синий цвет (любимый цвет 44 %), можно также добавить немного зеленой (12 %) и красной (11 %) краски, а также сделать пару мазков или штрихов черного или фиолетового цвета (их любят 4 % опрошенных).
Опрос, проведенный Nation Foundation, показал, что самый популярный в США художник — Норман Роквелл (в 1930—1940-е годы приобрел известность как журнальный художник, впоследствии писал картины маслом). За ним в списке любимых живописцев американцев — Рембрандт, Клод Моне и Пабло Пикассо.
Кино
По данным Ассоциации Кино Америки, стоимость среднестатистического фильма, выпущенного американской киностудией в 2007 году, составила $ 106,6 млн. Из них $ 70,8 млн тратилось на производство картины, $ 35,9 млн — на ее рекламу, маркетинг и продвижение. Всего было произведено 603 киноленты.
В 2007 году средняя стоимость билета в американский кинотеатр составляла $ 6,88, что на 5 % больше, чем в 2006-м. Всего в прошлом году было продано 1,5 млрд билетов, в кино сходили около 172 млн зрителей (население США составляет примерно 300 млн человек). Среднестатистический американец ходит в кино 6 раз в год. Почти половина американских киноманов (то есть людей, которые посещают кинотеатры чаще 6 раз в год) — подростки и молодые люди 12—24 лет.
В США новые кинофильмы собрали $ 9,63 млрд, в мире — еще $ 26,7 млрд. В 2007 году в тройку фильмов, которые собрали наибольшее количество зрителей в США, вошли «Человек-Паук — 3» ($ 336,5 млн), «Шрек Третий» ($ 322,7 млн) и «Трансформеры» ($ 319,2 млн).
По данным рекрутингового портала Salary.com, профессия кинорежиссера в США оплачивается неважно: люди этой профессии в год зарабатывают $ 22,8—34,7 тыс.
Музыка
По оценкам Международной Федерации Звукозаписывающей Индустрии, в 2007 году продажи музыкальных записей (все форматы) в мире составили $ 19,4 млрд (это самый низкий уровень с 1997 года — падение сбыта объясняется бурным развитием «пиратства»). США являются крупнейшим музыкальным рынком мира — в прошлом году объемы продаж составили более $ 6 млрд. В пятерку крупнейших также входят Япония, Великобритания, Германия и Франция (Россия на 20-м месте). Эти данные не совпадают с информацией компаний Peter Hart Research и Taylor Research & Consulting Group, которые оценили объемы музыкального рынка США в $ 10,3 млрд.
По данным Ассоциации Звукозаписывающей Индустрии Америки, в 2007 году в США наиболее удачно продавалась рок-музыка (34 % от общего объема продаж), ритм-энд-блюз (11,8 %) и кантри (11,5 %). На долю классической музыки пришлось 2,3 % продаж.
По оценкам исследовательского Института Политических Инноваций, за счет пиратства музыкальная индустрия США теряет $ 5,3 млрд ежегодно.
Международная Федерация Звукозаписывающей Индустрии утверждает, что в 2007 году музыка, которую возможно скачать или прослушать в Интернете, составляла 15 % мирового рынка аудиозаписей (ноль — в 2003 году).
По данным Лиги Американских Оркестров, в США действует около 1,8 тыс. оркестров, из них 350—400 профессиональных (это значит, что все их музыканты и дирижер получают зарплату). В оркестрах работают более 500 тыс. человек, в их числе 3,5 тыс. дирижеров и 150 тыс. музыкантов. Более 75 % из них тратят время и силы на оркестры в качестве волонтеров. В 2006 году (последние доступные данные) на 38 тыс. концертов побывало более 29 млн слушателей. Произведения американских композиторов составляют примерно 17 % от их репертуара. Оркестры получают от продажи билетов и иной коммерческой деятельности не более 45 % своего дохода, остальные средства предоставляют органы власти и различные филантропы.
Литература
Исследование маркетинговой фирмы Jenkins Group показало, что около 80 % взрослых американцев были бы не прочь написать книгу. В то же время треть выпускников средней школы и четверо из десяти выпускников вузов вообще не читают книг после окончания обучения. 70 % взрослых американцев не заходили в книжные магазины на протяжении последних пяти лет.
Впрочем, опрос компании Harris Interactive показал, что пессимистические заявления об упадке книготорговли в США пока сильно преувеличены. Ныне 37 % американцев читают более 10 книг в год. Лишь 9 % вообще книг не читают. Еще 23 % жителей США ежегодно читают 1—3 книги, 19 % — 4—6 книг, 13 % — 7—10 книг. Книголюбы неравномерно распределены в американском обществе. Больше всего «книжных червей» можно найти среди пожилых людей — 63 года и старше. Среди них запойными читателями (то есть читающими более 10 книг в год) являются 47 %. В возрастной группе 44—63-летних подобной привычкой обладают 33 %. Среди представителей более юных поколений запойных книжников 11—12 %, однако в то же время среди них меньше людей, которые вообще книг не читают. Каждый пятый американец обычно книг не покупает, удовлетворяя свое желание читать за счет библиотек или книжных собраний друзей. 23 % покупают 1—3 книги в год, 12 % — 6—10 книг, 27 % — более 10 книг. При этом пожилые люди, которые читают больше других, книг покупают рекордно мало.
По данным агентства Bowker, ежегодно в США выпускаются 120 тыс. наименований книг.
По данным газеты Publishers Weekly, 57 % новых книг не дочитываются до конца, а 70 % публикуемых в США книг не приносят прибыли.
По оценкам Гильдии Писателей, «успехом» можно считать, когда продаются 5 тыс. экземпляров книги, содержащей новое литературное произведение (роман, рассказы, стихи и пр.) и 7,5 тыс. экземпляров книги нелитературного содержания (научно-популярные издания, энциклопедии и пр.).
Театры
По данным компании Theater Communication Group, в 2006 году (последние доступные данные) в США действовало около 1,7 тыс. профессиональных театров. В них играли 70,5 тыс. актеров. Совокупная аудитория в 2006 году составила 30 млн человек. В 2006 году более 47 % своего дохода театры получили за счет грантов, пожертвований и иных дотаций со стороны.
Торговля культурой
Конференция ООН по торговле и развитию оценивает объем мирового культурного рынка в $ 1,3 трлн. В то же время, по оценкам Всемирной торговой организации, в масштабах мировой торговли торговля произведениями искусства и культуры весьма незначительна. На протяжении двух последних десятилетий (ранее подобные подсчеты вообще не производились) ее доля не превышала 1 %. Однако ситуация начинает меняться.
Организация Экономического Сотрудничества и Развития подсчитала, что в последние пять лет темпы роста объемов культурного экспорта ежегодно увеличивались на 5—20 %.
По данным ЮНЕСКО, в 2002 году мировой «культурный экспорт» — то есть экспорт печатных материалов (книги, газеты, журналы, альбомы, географические карты и пр.), музыки, музыкальных инструментов, изобразительного искусства, произведений кинематографического и фотоискусства, радио- и телепрограмм, игр и спортивных товаров, антиквариата и пр. — составил около $ 60 млрд. За пять лет он вырос почти вдвое. ЮНЕСКО подчеркивает, что эти данные достаточно условные, потому что они базируются на анализе исключительно таможенных деклараций — здесь не учитываются, например, музыкальные произведения, которые скачиваются в Интернете и прямые продажи через Интернет.
В целом на мировом рынке наиболее востребованы аудио- и видеозаписи (учтены все форматы носителей) — на их долю приходится почти треть всех продаж. Популярна также издательская продукция — около 30 % (на долю книг приходится 19 % общемирового рынка) и предметы визуального искусства (картины, скульптуры, гравюры и пр. — 19 %). Доля антиквариата и изделий народных промыслов весьма невелика — 3,8 %. Любопытно, что за десятилетие объемы торговли аудио- и видеотоварами стабильно увеличивались, спрос на остальные категории культурных товаров снижался.
По данным ЮНЕСКО за 2002 год, в число государств, являющихся крупнейшими экспортерами культуры, ныне входят Великобритания ($ 8,5 млрд), США ($ 7,6 млрд) и Китай ($ 5,2 млрд). Наибольшего прогресса в этом секторе экономики добились азиатские страны — за 8 лет их доля выросла вдвое, достигнув 21 % от общемировых объемов культурного экспорта. В свою очередь, роль Европы (точнее, стран Европейского Союза) постепенно сокращается: к примеру, в 1994 году ее культурный экспорт составлял более 54 % от общемирового, а в 2002 году — уже менее 52 %. Наиболее слабо представлена в мире африканская культура — масштабы ее экспорта ничтожны. Объемы культурного экспорта России ЮНЕСКО оценило в $ 347 млн, наиболее охотно за рубежом приобретали российские книги.
Ситуация с импортом культуры несколько иная: традиционно крупнейшими покупателями иностранной культуры являются наиболее «богатые» государства мира. США являются крупнейшим мировым культурным импортером — в 2002 году они ввезли культурных товаров на $ 15,3 млрд. В тройку крупнейших импортеров также входят Великобритания ($ 7,8 млрд) и Германия ($ 4,1 млрд.). Объемы культурного импорта России оценены в $ 372,8 млн.
Экспорт-импорт культуры идет неравномерно. К примеру, крупнейшими покупателями американской культуры являются Канада (более 40 % культурного экспорта США направляется в эту страну), Великобритания (12 %) и Швейцария (5,6 %). В Китай поступает лишь 1,4 %, в соседнюю Мексику — 3,6 %, в Германию — 3,3 %. Львиную долю культурного импорта в США контролируют Китай (почти 31 %), Великобритания (11 %) и Франция (10,9 %).
В свою очередь, Китай поставляет свои культурные товары в США (34,7 % от общего объема продаж), в Гонконг (почти 18 %) и Нидерланды (14,5 %). Наибольшим успехом на китайском рынке пользуется культура США (более 22 %), Германии (14,7 %) и Гонконга (12,5 %).
Дефицит «культурного баланса» (то есть ситуация, когда то или иное государство ввозит больше предметов искусства, чем вывозит; примерами являются Соединенные Штаты и Россия) может трактоваться как слабость национальной культуры, но с другой стороны, как признак желания общества приобщиться ко всем достижениям человечества в этой сфере. Это понятие весьма относительно и относится исключительно к сфере экономики, но не культуры.
Культура и государство
Традиционно американское государство в культурную сферу старается не влезать. Это обусловлено историческими причинами. Европейская модель поддержки культуры выросла из традиций королевского и аристократического покровительства — эту функцию в современных условиях взяло на себя государство. Американская модель опирается на частную филантропию.
В 2007 году организация «Американцы за Искусство» проанализировала, каким образом культурные учреждения и отдельные деятели культуры влияют на экономику страны. По данным исследования, объем этого рынка составляет $ 166,2 млрд. За счет продаж билетов на культурные мероприятия и предметов искусства бюджеты всех уровней ежегодно получают $ 29,6 млрд налогов. Культура позволила создать в США 5,7 млн рабочих мест.
В США отсутствует министерство культуры, определяющее национальную политику в области искусства. Существуют два федеральных агентства — Национальный Фонд Искусств и Национальный Гуманитарный Фонд, которые оказывают грантовую поддержку различным проектам, учреждениям культуры и отдельным деятелям искусства. Бюджеты этих структур достаточно невелики: в 2007 году Национальный Фонд Искусств израсходовал около $ 100 млн, Национальный Гуманитарный Фонд — около $ 140 млн. Это весьма скромные суммы по сравнению с объемами государственного финансирования искусства в других странах.
Подобные программы существуют на уровне отдельных штатов, графств и муниципалитетов. Однако и на этом уровне выделяемые суммы (или налоговые льготы) крайне незначительны. К примеру, в 2007 году на поддержку культуры штат Мэриленд выделил около $ 13 млн, то есть менее 1 % его бюджета. В то же время, по данным общественной организации Граждане Мэриленда за Искусство, эта сфера экономики позволила создать в штате почти 13 тыс. рабочих мест, принести $ 34 млн в качестве налогов, заплаченных в бюджеты местного и штатного уровня. Общий экономический эффект о действиях мастеров культуры в штате оценивается в $ 1 млрд.
По данным исследовательского центра Giving USA и консалтинговой фирмы, в 2007 году американские филантропы пожертвовали на различные цели $ 306,39 млрд. При этом 74,8 % этих средств ($ 229 млрд) поступило от частных лиц, 5,1 % ($ 15,6 млрд) — от коммерческих структур, 12,6 % ($ 38,5 млрд) — от различных благотворительных фондов. Культура получила лишь 4,5 % — $ 13,67 млрд. Таким образом, бюджет Национального Фонда Искусств составляет менее 1 % расходов американских филантропов на искусство.
Кэтрин Фултон и Эндрю Бло, авторы книги «Глядя в будущее. Ориентация филантропов 21-го века», отмечают, что в 2004 году в США действовало около 65 тыс. благотворительных организаций, гранты на развитие культуры и искусства предоставляли не менее 13 тыс. из них.
Традиционно для США вопросы государственной поддержки культуры не становятся темой избирательных кампаний. Нынешняя президентская кампания исключением не стала. Тем не менее демократ Барака Обама пообещал, что, если он станет главой США, он увеличит инвестиции в арт-образование, инициирует принятие законов, которые закрепят сотрудничество школ и учреждений культуры, по образу и подобию известного «Корпуса Мира» (это организация была создана в 1960 году и объединяла волонтеров, оказывающих помощь жителям «бедных» стран) создаст «Корпус Искусств», который займется распространением культуры, будет активно поддерживать «культурную дипломатию», будет более активно привлекать иностранные таланты на работу в США, обеспечит малоимущих деятелей искусств медицинскими страховками и пр.
Республиканец Джон Маккейн о своих планах в области культуры не сообщил — журналисты подобных вопросов ему еще не задавали. Чтобы заполнить информационный вакуум, организация Americans for the Arts проанализировала послужной список сенатора и пришла к выводу, что особых подвохов от него ждать не приходится. Даже если Маккейн пойдет по стопам нынешнего хозяина Белого дома Буша-младшего, американской культуре это не особо повредит. Дело в том, что Буш в культурные вопросы не вмешивался, но при этом стабильно увеличивал объемы финансирования Национального Фонда Искусств и Национального Гуманитарного Фонда (исключением стал бюджет на 2008 год).
Материал подготовлен на основе данных, предоставленных Международным информационным агентством Washington ProFile.
http://www.washprofile.org/ru
Данная статья посвящена проблемам взаимоотношения искусства, бизнеса и государства в США. Основой для написания материала послужили данные, предоставленные Международным информационным агентством Washington ProFile.
Армия искусств
В США насчитывается 1,99 млн профессиональных работников искусств, которые составляют 1,4 % от общего числа американцев трудоспособного возраста (еще 300 тыс. человек периодически подрабатывают на этом поприще, но официальная статистика их не учитывает, поскольку основной доход они получают не от занятий искусством). Это достаточно значительная цифра. Для сравнения: в вооруженных силах США ныне служит 2,2 млн человек. Деятелей искусств в США больше, чем юристов, врачей и фермеров.
Бюро переписи населения США к числу работников искусств относит следующие группы профессий: актеры, дикторы, архитекторы, танцоры и хореографы, дизайнеры, музыканты и певцы, фотографы, продюсеры и режиссеры, писатели и авторы, художники (точного аналога этого понятия в русском языке нет — в США в эту категорию попадают живописцы, скульпторы, художники-иллюстраторы, мастера художественных промыслов и т. п.), эстрадные артисты.
Сравнительно с другими работающими американцами деятели искусств, как правило, лучше образованы (особенно высок образовательный уровень в среде архитекторов, писателей и продюсеров) и более предприимчивы. Они вдвое чаще, чем среднестатистический житель США трудоспособного возраста, имеют высшее образование и в 3,5 раза чаще управляют собственным бизнесом.
В целом деятели искусств зарабатывают $ 70 млрд ежегодно. Однако творческая профессия — занятие не особо надежное и материально невыгодное. Деятели искусств редко сидят без работы, однако они заняты далеко не всегда. Треть из них работает лишь часть года: для актеров, танцоров, музыкантов привычна сезонная безработица. Лишь 15 % актеров заняты круглый год. В среднем среднестатистический деятель искусств зарабатывает $ 34,8 тыс. в год, что заметно меньше, чем заработок среднестатистического работающего американца. Судьба особенно тяжела у танцоров. Среднестатистический профессиональный танцор в год получает лишь $ 15 тыс., для сравнения — средняя зарплата в США составляет $ 39,4 тыс.
Работники искусств неравномерно распространены по территории США. Наиболее часто они селятся в районе Лос-Анджелеса (именно там находится кинематографическая столица страны ГолливудHollywood), в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне. В этих пяти городах обитает каждый пятый работник творческой профессии.
«Меккой» фотографов являются Гавайи, писателей — Вермонт, музыкантов — Теннеси (там находится «столица музыки кантри» город Нэшвилл), актеров — Калифорния (и Голливуд), а продюсеров и режиссеров — Нью-Йорк (здесь находится БродвейBroadway, прославленный своими театрами). Среди городов наибольшее число деятелей искусств на душу населения наличествует в Санта-Фе, за ним следует Сан-Франциско. В целом на тихоокеанском побережье США эта прослойка деятелей искусств наиболее солидна — здесь приходится 95 людей искусства на каждые 10 тыс. жителей (минимум отмечен на юго-востоке США — 47 на каждые 10 тыс.).
В целом в США наиболее многочисленны дизайнеры (их почти 780 тыс., что составляет почти 40 % от общей численности «армии искусств»). За ними следуют художники (216,9 тыс.), архитекторы (198,5 тыс.), писатели (185,3 тыс.) и музыканты (169 тыс.). За период с 1990 по 2005 год наиболее быстрыми темпами росла численность писателей.
Любопытно, что в искусство идут работать на основе определенных гендерных предпочтений. Четверо из каждых пяти архитекторов, дикторов, две трети музыкантов, продюсеров и фотографов — мужчины. Трое из четырех танцоров — женщины.
Грани культуры
За последние три десятилетия Национальный фонд искусств трижды проводил общенациональное исследование популярности искусства в США. В последний раз оно было проведено в 2002 году (предыдущее — в 1992 году). В целом искусство в той или иной степени привлекало примерно 39 % взрослых американцев. В эту категорию попали люди, которые посещали театры, концерты, музеи и пр. Кинолюбители, как и любители домашних просмотров-прослушиваний, не учитывались.
По данным этого исследования, 11,6 % взрослых американцев посещали концерты симфонической музыки, 10,8 % — джаз-концерты, 3,25 % — оперу. 17,1 % ходили на музыкальные представления (например, мюзиклы), 12,3 % смотрели драматические театральные постановки, 3,9 % — балет. 26 % посещали художественные выставки.
Изобразительное искусство
По оценкам Европейского фонда изящных искусств, за период с 2002 по 2006 год объемы мирового арт-рынка увеличились на 95 %.
По данным Всемирной торговой организации, в 2005 году (последние доступные данные) крупнейшими мировыми рынками искусства (включая антиквариат) были Великобритания и США. За ними со значительным отставанием следуют Швейцария, Франция, Германия, Канада, Индия, Гонконг, Южная Корея и Италия.
По данным Министерства торговли США, больше всего произведений искусства в США импортируется из Великобритании, Швейцарии, Франции, Мексики, Канады, Японии, Испании, Нидерландов и Гонконга (оценивались данные по объемам продаж за 2005 год). В этом перечне Россия занимает 24-е место, Украина — 53-е, Таджикистан — 64-е, Армения — 84-е, Узбекистан — 92-е.
По данным консалтинговой фирмы IBISWorld, в США действует около 6,3 тыс. арт-дилеров (в основном магазинов), объемы продаж которых в 2007 году составили около $ 4 млрд.
По данным компании Artprice, в 2007 году на долю покупателей, живущих в США, пришлось 46 % аукционных продаж произведений искусства.
2007 год оказался удачным годом для торговцев произведениями искусства. Аукционные дома Sotheby's и Christie's сообщили, что их продажи составили около $ 6 млрд. Для Christie's это был год рекордных продаж. В 2007 году эти две компании продали на $ 324,9 млн произведений русского искусства, что на 45 % больше, чем в 2006 году.
За последние 12 месяцев три современных художника были признаны «самыми дорогими». Сперва этот титул получил британец Дэмьен Херст. В июне 2007 года на аукционе Sotheby's его работа была продана за рекордные $ 19,1 млн (покупателем стал российский миллиардер Роман Абрамович). В ноябре он уступил трон американцу Джеффу Кунсу, чья скульптура была реализована тем же аукционным домом за $ 23,6 млн. В 2008 году Кунс уступил этот титул Люсьену Фрейду (британский художник немецкого происхождения, внук «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда). На Sotheby's его картина была продана за $ 33,6 млн.
Американец (выходец из России) Марк Ротко стал самым «дорогим» художником послевоенного времени. В мае прошлого года его картина была продана Sotheby's за $ 72,8 млн.
В 2000 году бывшие советские, а ныне американские художники Виталий Комар и Александр Меламид определили среднестатистический художественный вкус среднестатистического американца. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, например, что половина американцев хотела бы видеть на картине диких животных (птиц, рыб), а четверть — домашних. 63 % предпочли бы, чтобы сюжет картины не был связан с религиозной тематикой, прямо противоположного мнения придерживается каждый пятый опрошенный. 6 % очень нравится, когда на картине изображена какая-нибудь знаменитая личность, 41 % выступает за то, чтобы художники отдавали предпочтение обычным людям. 50 % выступают за то, чтобы на полотне соседствовали великие и обыкновенные люди. 60 % американцев хотели бы, чтобы художник не допускал излишних вольностей и все предметы на картине выглядели так же, как и в реальной жизни (при изображениях, например, ангелов это весьма затруднительно), а 30 % эта идея не нравится. Чтобы преуспеть на американском художественном рынке, необходимо, чтобы на картине доминировал синий цвет (любимый цвет 44 %), можно также добавить немного зеленой (12 %) и красной (11 %) краски, а также сделать пару мазков или штрихов черного или фиолетового цвета (их любят 4 % опрошенных).
Опрос, проведенный Nation Foundation, показал, что самый популярный в США художник — Норман Роквелл (в 1930—1940-е годы приобрел известность как журнальный художник, впоследствии писал картины маслом). За ним в списке любимых живописцев американцев — Рембрандт, Клод Моне и Пабло Пикассо.
Кино
По данным Ассоциации Кино Америки, стоимость среднестатистического фильма, выпущенного американской киностудией в 2007 году, составила $ 106,6 млн. Из них $ 70,8 млн тратилось на производство картины, $ 35,9 млн — на ее рекламу, маркетинг и продвижение. Всего было произведено 603 киноленты.
В 2007 году средняя стоимость билета в американский кинотеатр составляла $ 6,88, что на 5 % больше, чем в 2006-м. Всего в прошлом году было продано 1,5 млрд билетов, в кино сходили около 172 млн зрителей (население США составляет примерно 300 млн человек). Среднестатистический американец ходит в кино 6 раз в год. Почти половина американских киноманов (то есть людей, которые посещают кинотеатры чаще 6 раз в год) — подростки и молодые люди 12—24 лет.
В США новые кинофильмы собрали $ 9,63 млрд, в мире — еще $ 26,7 млрд. В 2007 году в тройку фильмов, которые собрали наибольшее количество зрителей в США, вошли «Человек-Паук — 3» ($ 336,5 млн), «Шрек Третий» ($ 322,7 млн) и «Трансформеры» ($ 319,2 млн).
По данным рекрутингового портала Salary.com, профессия кинорежиссера в США оплачивается неважно: люди этой профессии в год зарабатывают $ 22,8—34,7 тыс.
Музыка
По оценкам Международной Федерации Звукозаписывающей Индустрии, в 2007 году продажи музыкальных записей (все форматы) в мире составили $ 19,4 млрд (это самый низкий уровень с 1997 года — падение сбыта объясняется бурным развитием «пиратства»). США являются крупнейшим музыкальным рынком мира — в прошлом году объемы продаж составили более $ 6 млрд. В пятерку крупнейших также входят Япония, Великобритания, Германия и Франция (Россия на 20-м месте). Эти данные не совпадают с информацией компаний Peter Hart Research и Taylor Research & Consulting Group, которые оценили объемы музыкального рынка США в $ 10,3 млрд.
По данным Ассоциации Звукозаписывающей Индустрии Америки, в 2007 году в США наиболее удачно продавалась рок-музыка (34 % от общего объема продаж), ритм-энд-блюз (11,8 %) и кантри (11,5 %). На долю классической музыки пришлось 2,3 % продаж.
По оценкам исследовательского Института Политических Инноваций, за счет пиратства музыкальная индустрия США теряет $ 5,3 млрд ежегодно.
Международная Федерация Звукозаписывающей Индустрии утверждает, что в 2007 году музыка, которую возможно скачать или прослушать в Интернете, составляла 15 % мирового рынка аудиозаписей (ноль — в 2003 году).
По данным Лиги Американских Оркестров, в США действует около 1,8 тыс. оркестров, из них 350—400 профессиональных (это значит, что все их музыканты и дирижер получают зарплату). В оркестрах работают более 500 тыс. человек, в их числе 3,5 тыс. дирижеров и 150 тыс. музыкантов. Более 75 % из них тратят время и силы на оркестры в качестве волонтеров. В 2006 году (последние доступные данные) на 38 тыс. концертов побывало более 29 млн слушателей. Произведения американских композиторов составляют примерно 17 % от их репертуара. Оркестры получают от продажи билетов и иной коммерческой деятельности не более 45 % своего дохода, остальные средства предоставляют органы власти и различные филантропы.
Литература
Исследование маркетинговой фирмы Jenkins Group показало, что около 80 % взрослых американцев были бы не прочь написать книгу. В то же время треть выпускников средней школы и четверо из десяти выпускников вузов вообще не читают книг после окончания обучения. 70 % взрослых американцев не заходили в книжные магазины на протяжении последних пяти лет.
Впрочем, опрос компании Harris Interactive показал, что пессимистические заявления об упадке книготорговли в США пока сильно преувеличены. Ныне 37 % американцев читают более 10 книг в год. Лишь 9 % вообще книг не читают. Еще 23 % жителей США ежегодно читают 1—3 книги, 19 % — 4—6 книг, 13 % — 7—10 книг. Книголюбы неравномерно распределены в американском обществе. Больше всего «книжных червей» можно найти среди пожилых людей — 63 года и старше. Среди них запойными читателями (то есть читающими более 10 книг в год) являются 47 %. В возрастной группе 44—63-летних подобной привычкой обладают 33 %. Среди представителей более юных поколений запойных книжников 11—12 %, однако в то же время среди них меньше людей, которые вообще книг не читают. Каждый пятый американец обычно книг не покупает, удовлетворяя свое желание читать за счет библиотек или книжных собраний друзей. 23 % покупают 1—3 книги в год, 12 % — 6—10 книг, 27 % — более 10 книг. При этом пожилые люди, которые читают больше других, книг покупают рекордно мало.
По данным агентства Bowker, ежегодно в США выпускаются 120 тыс. наименований книг.
По данным газеты Publishers Weekly, 57 % новых книг не дочитываются до конца, а 70 % публикуемых в США книг не приносят прибыли.
По оценкам Гильдии Писателей, «успехом» можно считать, когда продаются 5 тыс. экземпляров книги, содержащей новое литературное произведение (роман, рассказы, стихи и пр.) и 7,5 тыс. экземпляров книги нелитературного содержания (научно-популярные издания, энциклопедии и пр.).
Театры
По данным компании Theater Communication Group, в 2006 году (последние доступные данные) в США действовало около 1,7 тыс. профессиональных театров. В них играли 70,5 тыс. актеров. Совокупная аудитория в 2006 году составила 30 млн человек. В 2006 году более 47 % своего дохода театры получили за счет грантов, пожертвований и иных дотаций со стороны.
Торговля культурой
Конференция ООН по торговле и развитию оценивает объем мирового культурного рынка в $ 1,3 трлн. В то же время, по оценкам Всемирной торговой организации, в масштабах мировой торговли торговля произведениями искусства и культуры весьма незначительна. На протяжении двух последних десятилетий (ранее подобные подсчеты вообще не производились) ее доля не превышала 1 %. Однако ситуация начинает меняться.
Организация Экономического Сотрудничества и Развития подсчитала, что в последние пять лет темпы роста объемов культурного экспорта ежегодно увеличивались на 5—20 %.
По данным ЮНЕСКО, в 2002 году мировой «культурный экспорт» — то есть экспорт печатных материалов (книги, газеты, журналы, альбомы, географические карты и пр.), музыки, музыкальных инструментов, изобразительного искусства, произведений кинематографического и фотоискусства, радио- и телепрограмм, игр и спортивных товаров, антиквариата и пр. — составил около $ 60 млрд. За пять лет он вырос почти вдвое. ЮНЕСКО подчеркивает, что эти данные достаточно условные, потому что они базируются на анализе исключительно таможенных деклараций — здесь не учитываются, например, музыкальные произведения, которые скачиваются в Интернете и прямые продажи через Интернет.
В целом на мировом рынке наиболее востребованы аудио- и видеозаписи (учтены все форматы носителей) — на их долю приходится почти треть всех продаж. Популярна также издательская продукция — около 30 % (на долю книг приходится 19 % общемирового рынка) и предметы визуального искусства (картины, скульптуры, гравюры и пр. — 19 %). Доля антиквариата и изделий народных промыслов весьма невелика — 3,8 %. Любопытно, что за десятилетие объемы торговли аудио- и видеотоварами стабильно увеличивались, спрос на остальные категории культурных товаров снижался.
По данным ЮНЕСКО за 2002 год, в число государств, являющихся крупнейшими экспортерами культуры, ныне входят Великобритания ($ 8,5 млрд), США ($ 7,6 млрд) и Китай ($ 5,2 млрд). Наибольшего прогресса в этом секторе экономики добились азиатские страны — за 8 лет их доля выросла вдвое, достигнув 21 % от общемировых объемов культурного экспорта. В свою очередь, роль Европы (точнее, стран Европейского Союза) постепенно сокращается: к примеру, в 1994 году ее культурный экспорт составлял более 54 % от общемирового, а в 2002 году — уже менее 52 %. Наиболее слабо представлена в мире африканская культура — масштабы ее экспорта ничтожны. Объемы культурного экспорта России ЮНЕСКО оценило в $ 347 млн, наиболее охотно за рубежом приобретали российские книги.
Ситуация с импортом культуры несколько иная: традиционно крупнейшими покупателями иностранной культуры являются наиболее «богатые» государства мира. США являются крупнейшим мировым культурным импортером — в 2002 году они ввезли культурных товаров на $ 15,3 млрд. В тройку крупнейших импортеров также входят Великобритания ($ 7,8 млрд) и Германия ($ 4,1 млрд.). Объемы культурного импорта России оценены в $ 372,8 млн.
Экспорт-импорт культуры идет неравномерно. К примеру, крупнейшими покупателями американской культуры являются Канада (более 40 % культурного экспорта США направляется в эту страну), Великобритания (12 %) и Швейцария (5,6 %). В Китай поступает лишь 1,4 %, в соседнюю Мексику — 3,6 %, в Германию — 3,3 %. Львиную долю культурного импорта в США контролируют Китай (почти 31 %), Великобритания (11 %) и Франция (10,9 %).
В свою очередь, Китай поставляет свои культурные товары в США (34,7 % от общего объема продаж), в Гонконг (почти 18 %) и Нидерланды (14,5 %). Наибольшим успехом на китайском рынке пользуется культура США (более 22 %), Германии (14,7 %) и Гонконга (12,5 %).
Дефицит «культурного баланса» (то есть ситуация, когда то или иное государство ввозит больше предметов искусства, чем вывозит; примерами являются Соединенные Штаты и Россия) может трактоваться как слабость национальной культуры, но с другой стороны, как признак желания общества приобщиться ко всем достижениям человечества в этой сфере. Это понятие весьма относительно и относится исключительно к сфере экономики, но не культуры.
Культура и государство
Традиционно американское государство в культурную сферу старается не влезать. Это обусловлено историческими причинами. Европейская модель поддержки культуры выросла из традиций королевского и аристократического покровительства — эту функцию в современных условиях взяло на себя государство. Американская модель опирается на частную филантропию.
В 2007 году организация «Американцы за Искусство» проанализировала, каким образом культурные учреждения и отдельные деятели культуры влияют на экономику страны. По данным исследования, объем этого рынка составляет $ 166,2 млрд. За счет продаж билетов на культурные мероприятия и предметов искусства бюджеты всех уровней ежегодно получают $ 29,6 млрд налогов. Культура позволила создать в США 5,7 млн рабочих мест.
В США отсутствует министерство культуры, определяющее национальную политику в области искусства. Существуют два федеральных агентства — Национальный Фонд Искусств и Национальный Гуманитарный Фонд, которые оказывают грантовую поддержку различным проектам, учреждениям культуры и отдельным деятелям искусства. Бюджеты этих структур достаточно невелики: в 2007 году Национальный Фонд Искусств израсходовал около $ 100 млн, Национальный Гуманитарный Фонд — около $ 140 млн. Это весьма скромные суммы по сравнению с объемами государственного финансирования искусства в других странах.
Подобные программы существуют на уровне отдельных штатов, графств и муниципалитетов. Однако и на этом уровне выделяемые суммы (или налоговые льготы) крайне незначительны. К примеру, в 2007 году на поддержку культуры штат Мэриленд выделил около $ 13 млн, то есть менее 1 % его бюджета. В то же время, по данным общественной организации Граждане Мэриленда за Искусство, эта сфера экономики позволила создать в штате почти 13 тыс. рабочих мест, принести $ 34 млн в качестве налогов, заплаченных в бюджеты местного и штатного уровня. Общий экономический эффект о действиях мастеров культуры в штате оценивается в $ 1 млрд.
По данным исследовательского центра Giving USA и консалтинговой фирмы, в 2007 году американские филантропы пожертвовали на различные цели $ 306,39 млрд. При этом 74,8 % этих средств ($ 229 млрд) поступило от частных лиц, 5,1 % ($ 15,6 млрд) — от коммерческих структур, 12,6 % ($ 38,5 млрд) — от различных благотворительных фондов. Культура получила лишь 4,5 % — $ 13,67 млрд. Таким образом, бюджет Национального Фонда Искусств составляет менее 1 % расходов американских филантропов на искусство.
Кэтрин Фултон и Эндрю Бло, авторы книги «Глядя в будущее. Ориентация филантропов 21-го века», отмечают, что в 2004 году в США действовало около 65 тыс. благотворительных организаций, гранты на развитие культуры и искусства предоставляли не менее 13 тыс. из них.
Традиционно для США вопросы государственной поддержки культуры не становятся темой избирательных кампаний. Нынешняя президентская кампания исключением не стала. Тем не менее демократ Барака Обама пообещал, что, если он станет главой США, он увеличит инвестиции в арт-образование, инициирует принятие законов, которые закрепят сотрудничество школ и учреждений культуры, по образу и подобию известного «Корпуса Мира» (это организация была создана в 1960 году и объединяла волонтеров, оказывающих помощь жителям «бедных» стран) создаст «Корпус Искусств», который займется распространением культуры, будет активно поддерживать «культурную дипломатию», будет более активно привлекать иностранные таланты на работу в США, обеспечит малоимущих деятелей искусств медицинскими страховками и пр.
Республиканец Джон Маккейн о своих планах в области культуры не сообщил — журналисты подобных вопросов ему еще не задавали. Чтобы заполнить информационный вакуум, организация Americans for the Arts проанализировала послужной список сенатора и пришла к выводу, что особых подвохов от него ждать не приходится. Даже если Маккейн пойдет по стопам нынешнего хозяина Белого дома Буша-младшего, американской культуре это не особо повредит. Дело в том, что Буш в культурные вопросы не вмешивался, но при этом стабильно увеличивал объемы финансирования Национального Фонда Искусств и Национального Гуманитарного Фонда (исключением стал бюджет на 2008 год).
Материал подготовлен на основе данных, предоставленных Международным информационным агентством Washington ProFile.
http://www.washprofile.org/ru
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |