Как Владимир Путин критиковал «Мечел». Полный текст

25 июля 2008 (09:07)

Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, что на протяжении последнего года мы систематически рассматривали в расширенном составе, с привлечением представителей производств, бизнеса проблемы различных отраслей экономики - авиастроения, судостроения, машиностроения, автомобилестроения. Недавно говорили о водных ресурсах. Сегодня поговорим об одной из важнейших отраслей промышленности - о черной металлургии и ситуации на рынке металлопродукции.

Это одна из важнейших отраслей, которая уверенно развивается в последние годы. Благоприятная конъюнктура позволила существенно улучшить финансовое положение предприятий. Отечественные металлурги сумели осуществить структурную перестройку, запустить инвестиционный процесс.

По итогам 2007 года в России выплавлено 72,4 млн. тонн стали. Это 4-ое место в мире. Причем большую часть этой продукции уже сегодня дают современные комплексы с высокой производительностью труда.

При увеличении объемов производства на 29% численность промышленно-производственного персонала в отрасли снизилась на 7%. Это значит, что рост производительности труда составил около 40% за 7 лет. Очень хороший показатель. То, о чем мы говорим и по другим отраслям, в металлургии получается в целом.

Отечественный металлургический комплекс, особенно с учетом приобретения зарубежных активов, глубоко интегрирован в глобальный рынок сырья и металлов.

По экспорту стальной продукции мы находимся на 3-м месте в мире - 27,6 млн. тонн на сумму 26,5 млрд. долларов. Потребители воспринимают нас как надежного поставщика.

Между тем, более 60% экспорта нашей черной металлургии приходится на сырье и полуфабрикаты - чугун, слитки, заготовки. То есть мы занимаем не самые «продвинутые», высокотехнологичные ниши.

Несмотря на позитивную в целом картину в отрасли и вокруг нее, тем не менее, сохраняются проблемы, которые требуют серьезных решений на государственном уровне.

Наиболее острая из них - рост цен на металлы. Вот мы недавно проводили примерно такую же встречу с энергетиками. Одна из главных проблем в энергетике сегодня - рост цен на металлопродукцию. А у вас энергетики не хватает. А рост цен в вашей отрасли не дает им возможности развиваться.

Только в первой половине текущего года по многим позициям цены выросли примерно на 50%. И металлурги, конечно, понимают, что такие скачки цен создают трудности не только в смежных отраслях, но и для долгосрочного развития самой отрасли.

Причины резкого подъема цен известны. Это повышение спроса со стороны новых индустриальных государств, нестабильность мировых рынков, рост издержек производства, рост цен на металлургическое сырье.

Здесь у нас тоже есть проблемы, над которыми мы должны вместе подумать. Просто для примера. Есть у нас такая уважаемая компания «Мечел». Кстати, собственника и руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на сегодняшнее совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже внутренних, а значит, и мировых. А моржа где в виде налогов для государства?

Конечно, болезнь есть болезнь. Но, я думаю, Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать. И зачистить все эти проблемы. Прошу также Федеральную антимонопольную службу обратить на это особое внимание. Может быть, даже и Следственный комитет Прокуратуры. Надо разобраться, что там происходит.

Между тем, растет потребление и внутри страны. И эта тенденция усиливается. Ведь мы выходим на этап реализации крупных инфраструктурных проектов, наращиваем жилищное строительство, развиваем авиа- и судостроение, машиностроение, другие отрасли.

По оценкам экспертов потребность российского рынка в 2015 году составит порядка 70 млн. тонн проката. Это практически равно всему объему нашего сегодняшнего производства.

И, чтобы обеспечить эти запросы и одновременно сохранить экспортный потенциал, необходимо наращивать выпуск продукции, выходить на новый технологический уровень.

Хочу подчеркнуть: текущее развитие ситуации на рынке не должно становиться фактором дестабилизации для главных потребителей металлов.

Считаю, что основные производители и потребители металлов могли бы предпринять шаги по переходу на долгосрочную совместную контрактную деятельность.

Сейчас мы были на одном из предприятий - Выксунском металлургическом заводе. Они подписали долгосрочные контракты с РАО «РЖД». Как сказал Анатолий Михайлович (А.М.Седых, председатель Совета директоров Выксунского металлургического завода), они довольны этим, потому что обеспечили себе рынок на несколько лет вперед. Это позволило им стабильно работать, развивать производство, инвестировать.

Но, конечно, такие долгосрочные контракты, такая работа должна касаться всей цепочки поставок: от сырья до конечной продукции. Мы должны стремиться к тому, чтобы такие долгосрочные контракты играли ведущую роль на рынке.

Одновременно нужно развивать и биржевую торговлю, прежде всего, железнорудным сырьем. Избавляться от ненужных посредников. Доля посредников сейчас составляет от 25 до 45 процентов по отдельным видам продукции.

Для снижения издержек производства считаю возможным рассмотреть вопрос об установлении «нулевых» ввозных таможенных пошлин на металлургическое сырье, а также на некоторые виды проката, которые производятся у нас в недостаточном количестве.

Особо остановлюсь на проблеме с ломом черных металлов. Считаю, что действенного, комплексного решения здесь пока не найдено. Да вообще никакого решения не найдено. Это, кстати говоря, касается и цветных металлов.

В этой сфере по-прежнему сильнó влияние криминала. При экспорте лома широко применяются всякого рода «серые» схемы для ухода от налогов - фирмы «однодневки».

Сегодня практически все развитые страны рассматривают лом как стратегический товар и тщательно контролируют его рынок. И если мы всерьез не займемся этой проблемой, то рискуем столкнуться с дефицитом ценнейшего сырья.

Мы, кстати говоря, неоднократно обсуждали эту проблему. Сейчас – «иных уж нет, а те далече», - с кем мы обсуждали эти проблемы. Еще лет 8, а то и 10 тому назад. Ничего не изменилось. Ну, ничего не изменилось! Эти постоянные ссылки на то, что мы находимся в процессе присоединения к ВТО и взяли на себя какие-то обязательства, мне кажется, уже не могут восприниматься всерьез. Тем более, что мы хотим туда вступить и будем стремиться, но мы же должны обеспечивать свои собственные интересы. Я прошу проработать весь комплекс вопросов по декриминализации этой сферы, а также представить предложения по созданию контрольных механизмов, уточнению ставок вывозных пошлин и налогового режима в этой сфере. Давайте в конце концов определимся - мы будем и дальше стимулировать экспорт этого сырья или хотим сохранить его на собственном рынке. Может быть, через повышение ставки таможенных пошлин мы можем найти окончательное решение, так, как мы это делаем по древесине. Делаем же по древесине, и ничего, правильно делаем.

Знаю и о предложении наших металлургов о возможном выкупе всего объема черного лома на внутреннем рынке. В том числе - и для целей резервирования на будущее. Считаю, что вполне обоснованно ставится этот вопрос.

Детального анализа требует и положение дел с металлургическим коксом. Наши потребители испытывают недостаток коксующихся углей. Одновременно - эти же угли вывозятся за рубеж. А российские металлургические компании вынуждены компенсировать нехватку за счет импорта. Ситуация, конечно, в этом смысле выглядит абсурдно.

Далее. Мы все еще испытываем недостаток специальных сталей и сплавов. Организация таких производств может осуществляться, в том числе, с использованием принципов частно-государственного партнерства. Это касается и устранения инфраструктурных ограничений для развития горно-металлургического комплекса. Прежде всего, в новых промышленных районах.

Полагаю, что необходимо актуализировать долгосрочную стратегию развития металлургической промышленности, увязать ее с планами в энергетике, машиностроении, транспортной инфраструктуре. Вот сейчас все эти проблемы мы и обсуждаем.

И, наконец, особого внимания требуют вопросы научно-технической политики в отрасли. Она действительно модернизируется, но главным образом - за счет импортных технологий и оборудования. На определенном этапе это нормально и необходимо. Однако нельзя забывать и о перспективах развития собственной научно-конструкторской базы, тяжелого машиностроения.

Нужно искать эффективные, коммерчески обоснованные схемы взаимодействия отечественных компаний и российских научных, конструкторских центров. Примеры такие есть. В том числе, на предприятии, где я сегодня был, видел это.

Немало предстоит сделать и для того, чтобы поднять уровень экологической и энергетической эффективности производств. Позитивные тенденции здесь наметились. Но металлургический комплекс в целом по-прежнему относится к числу наиболее неблагополучных с точки зрения экологии. В общем, это ретроспектива всех проблем отрасли. Давайте поговорим об этом поподробнее.

(опубликовано на официальном сайте Правительства РФ)


Другие материалы по теме: