Перспективы развития банковской системы

Правительство России настроено весьма серьезно в отношении проведения структурных преобразований. Сегодня стало очевидным, что банковский сектор играет в российской экономике ключевую роль и изменения в этой сфере необходимы.

Не так давно был предложен план проведения структурных изменений в банковской системе России, разработанный Российским союзом промышленников и предпринимателей, более известный как «план Мамута». Он предполагал практически революционные изменения в банковской системе – поделить все банки на три «уровня»: центральный банк, крупные федеральные банки с генеральной лицензией и более мелкие, региональные банки с ограниченной лицензией, не имеющие права открывать корреспондентские счета в иностранных банках, работать со средствами государственного бюджета и депозитами частных вкладчиков. При этом по «плану Мамута» для получения генеральной лицензии банк должен иметь собственного капитала не менее $100 млн.

Даже по крайне мягким российским нормам бухгалтерского учета на 1 апреля такой капитал имели лишь 16 банков. Если бы реформа осуществлялась уже сегодня, по крайней мере 239 банков лишились бы генеральной лицензии. С региональными банками все еще печальнее: из 1328 банков капиталом свыше 200 млн руб. могут похвастаться лишь 228. По оценкам РСПП, ужесточение требований привело бы к сокращению количества банков с генеральной лицензией до 30-40. Оставшиеся региональные банки вынуждены будут действовать через корсчета столичных, сливаться или просить ограниченные лицензии.

Такое преобразование непосредственно затронуло бы интересы клиентов банков, поскольку и население, и мелкие региональные предприятия будут лишены выбора условий обслуживания, т.к. цены на банковские услуги контролировались бы не рынком, а тридцатью крупнейшими банками.

Однако большинство рецензентов этой программы высказались резко против «административного поглощения», которое в конечном счете привело бы к образованию олигополии на банковском рынке России. Даже Министерство по антимонопольной политике (МАП), поддерживающее программу РСПП, посчитало, что барьер в $100 млн чрезмерно высок и что «ставить такие банки в привилегированное положение неправильно».

Программа правительства

В итоге «Стратегия развития банковской системы России», подготовленная Минфином, Центробанком и Минэкономразвития и обсуждавшаяся на заседании правительства, оказалась гораздо ближе к разработанным Центробанком «Концептуальным вопросам развития банковской системы РФ», чем к предложениям РСПП. Если группа Александра Мамута настаивает на кардинальной реструктуризации банковского сектора с целью скорейшего создания небольшого числа крупных привилегированных банков, то стратегия ЦБ нацелена на последовательное реформирование банковского законодательства и рассчитана на пять лет. При этом делается оговорка, что конкретные сроки реформы будут зависеть от общих темпов развития национальной экономики.

В принятой программе не будет перехода к трехуровневой банковской системе. В «Стратегии» отмечается, что «определенные действующим законодательством принципы организации российской банковской системы, а именно двухуровневая структура и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики». Крупным банкам не будут предоставлены особые привилегии. Не предусмотрено увеличения требований к размеру уставного капитала действующих банков. Не будет ограничения сферы деятельности госбанков через введение профильного лицензирования. Зато уже в этом году будет рассмотрен вопрос о целесообразности участия государства в банках, где ему принадлежит меньше 20% акций, и составлен перечень кредитных организаций, государственные доли в которых должны быть проданы на рынке.

В отношении Внешторгбанка будут разделены функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации. При этом в «Стратегии» отмечается, что правительство будет воздерживаться от создания новых государственных банков и от предоставления привилегий действующим госбанкам.

Таким образом, после бурной дискуссии появилась некоторая определенность в дальнейшем ходе реформы банковской системы. Региональные банки несколько успокоились, поскольку генеральные банковские лицензии у них никто отнимать не будет. Однако очередной повод для серьезного беспокойства подали заявления зам. министра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича. По его словам, после перехода всех российских банков на международные стандарты финансовой отчетности (а такой переход предусматривался) будет ликвидировано порядка 33% участников этого сегмента отечественного рынка. «Исчезнет» большая часть «карманных» банков, которые не платят налоги и занимаются отмыванием денег. Он также отметил, что сейчас обсуждаются предложения по увеличению требований к собственному капиталу банка до 5 млн евро, причем это требование будет применяться как к вновь образующимся банкам, так и к уже суще ствующим. В настоящее время порядка 66% банков в России не удовлетворяют этому критерию. По его словам, правительство РФ намеревается ввести «национальный режим» для иностранных банков, доля иностранного капитала в российском банковском секторе составляет сейчас лишь 9%, а потенциал намного выше.

В стратегии развития банковского сектора предусмотрен перевод финансовой отчетности российских банков на международные стандарты бухгалтерской отчетности (что, кстати, предлагалось и в программе РСПП). Уже в декабре этого года правительство и Центробанк определят комплекс мер, необходимых для перехода российских банков на отчетность в соответствии с международными стандартами, и с 2004 г. отечественные банкиры будут составлять балансы по тем же правилам, что и их западные коллеги.

Допуск иностранных банков на российский банковский рынок и создание для них «национального режима» также было предусмотрено в стратегии развития банковского сектора. Такая мера предполагалась в качестве своеобразного стимулятора конкуренции в банковском секторе, что привело бы к значительному оздоровлению банковской системы. До конца текущего года правительство и Центробанк должны составить перечень мер, содействующих расширению деятельности в России банков с участием иностранного капитала. Более того, было предусмотрено усиление надзора со стороны Центробанка, а также передача функций «корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией» (грубо говоря, «убийцы банкротов») Агентству по реструктуризации кредитных организаций.

Однако введение этих мер может обернуться для региональных банков очень серьезными последствиями. Руководители многих региональных банков выразили свою озабоченность этой проблемой. В частности, вице-президент ОАО «Уралпромстройбанк» Александр Заболотских отметил, «что процент «исчезнувших» банков может быть и выше». «Если одновременно произойдут два события: переход на международные стандарты финансовой отчетности и повышение собственного капитала банков до 5 млн евро, – около 50% российских банков прекратят свое существование. Сам по себе переход на международные стандарты неизбежно связан с уменьшением собственного капитала банка, поскольку будут использованы другие критерии оценки риска кредитных операций. И цифра собственного капитала в 5 млн евро сегодня достаточно «трудная» для многих банков. А сочетание двух этих факторов может «подкосить» около половины отечественных банковских организаций», – заявил УрБК Заболотских.

«Переход на международные стандарты бухгалтерского учета поставит перед банками несколько проблем. Во-первых, учет по международным стандартам является более прозрачным, что сделает невозможным проведение ряда операций, целью которых является снижение налоговых платежей экономических субъектов, а не извлечение прибыли за счет предоставления банковских услуг. Во-вторых, по международной классификации многие из кредитов, выданных российскими банками, являются невозвратными или очень рискованными, – заявил УрБК начальник казначейства Урало-Сибирского банка Александр Пластинин. – Кроме того, переход на международную систему бухучета приведет к резкому увеличению резервов на возможные потери по ссудам и, как следствие, резкому снижению капитала, которого и так не хватает большинству банков. Многие банки покажут просто отрицательный капитал. Невыполнение норматива достаточности капитала даст ЦБ РФ повод для отзыва лицензии. В-третьих, переход на международные стандарты бухгалтерского учета является весьма дорогостоящей процедурой, которая может быть просто не по карману многим маленьким банкам».

Нерезиденты

Сочетание повышения требований к собственному капиталу банков и введения международных стандартов финансовой отчетности приведет к тому, что банкам-нерезидентам будет значительно проще проникнуть на рынок банковских услуг России. Требования к минимальному уставному капиталу иностранные банки выполнят с легкостью – размер собственного капитала любого банка из пятидесяти первых в мире вполне сравним с размером капитала всей российской банковской системы. Введение же международных стандартов финансовой отчетности приведет к тому, что, во-первых, банку-нерезиденту не придется больше вникать во все тонкости российских стандартов финансовой отчетности, во-вторых, МСФО сделают прозрачными отчетность всех российских банков.

Кроме того, введение МСФО сделает невозможной реализацию значительного числа схем ухода от налогообложения и за счет повышения требований к резервам на возможные потери по ссудам снизит капитал российских банков. Как уже отмечалось, правительство и ЦБ РФ намерены усилить контроль в банковской сфере, а это значит, что банки, отчетность которых не будет отвечать нормативам Банка России, будут попросту объявлены банкротами. Таким образом, небольшим региональным банкам, которые вряд ли смогут выполнить норматив по собственному капиталу в 5 млн евро, предстоят тяжелые времена. Даже если взглянуть на развитую относительно других регионов банковскую систему Свердловской области, на данный момент в ней только некоторые банки располагают таким размером собственного капитала.

Таким образом, банкам-нерезидентам через три-четыре года открывается прямая дорога на российский рынок банковских услуг. И надо заметить, что они не замедлят появиться в России – если будут введены международные стандарты финансовой отчетности, то у банков пропадет один из основных рисков, связанных с непрозрачностью российской системы учета. В то же время, банковские ставки в России значительно выше миро вых, и даже если они останутся на прежнем уровне, российский рынок будет лакомым куском для кредитно-финансовых организаций-нерезидентов.

При этом в значительной степени будут ослаблены небольшие российские банки – уменьшение собственного капитала приведет к тому, что у региональных банков будет гораздо меньше возможностей для кредитования, и, как следствие, для получения прибыли. Нельзя исключить того, что в результате структурных изменений в банковской сфере некоторые банкиры предпочтут попросту продать свой бизнес тем, кто сможет сделать его более доходным. Можно предположить, что в таком случае именно банки-нерезиденты станут скупать небольшие банки, приобретая вместе с ними клиентскую базу и отлаженную инфраструктуру.

Консолидация

Другим вариантом развития событий может стать консолидация российского банковского капитала. Большинство банковских экспертов склоняются к тому, что : для небольших банков есть реальный выход – присоединение к крупному банку, так как увеличить капитал за счет новой эмиссии достаточно трудно из-за сложностей с размещением, а получить достаточную прибыль при небольшой валюте баланса практически невозможно.

Можно предположить, что простое объединение нескольких небольших банков будет, по крайней мере в первое время, менее эффективным, чем объединение вокруг одного крупного банка нескольких небольших банков-сателлитов. Более того, представляется целесообразным формирование своеобразного банковского холдинга, ядром такой структуры станет один из крупнейших российских банков, обладающих большим собственным капиталом. Такой головной банк, с одной стороны, имеет административный ресурс, наработанный на российском рынке, – определенную группу в структурах власти, лоббирующую его интересы, а, с другой стороны, обслуживает промышленную группу, контролирующую крупные промышленные предприятия, которые нуждаются в больших объемах финансирования. Под контролем головного банка в регионе будет находиться достаточно крупное финансово-кредитное учреждение, которое, в свою очередь, управляет филиальной сетью там, где расположены предприятия, кредитуемые банком. Такая «трехуровневая» схема организации банковского холдинга позволяет отсечь конкурентам доступ к объектам кредитования, то есть промышленным предприятиям, и в то же время осуществлять масштабное финансирование клиентов такого холдинга. В случае организации подобных банковских холдингов они вполне смогут вести жесткую конкурентную борьбу за место под солнцем даже с иностранными банками.


Другие материалы по теме: