Рынок маршрутных перевозок: зона конфликта

11 сентября 2008 (16:04)

Продолжается конфликт между администрацией Челябинска и организациями, занимающимися пассажирскими маршрутными перевозками. Как заявляют руководители последних, камнем преткновения стала так называемая «Ассоциация независимых перевозчиков», поддерживаемая местными властями — не вступившие в данную организацию перевозчики подвержены постоянным проверкам из надзорных органов — ГИБДД. Так, на сегодняшний день деятельность ряда предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками на маршрутных такси, может быть приостановлена.

Конфликт между городской администрацией и частными автоперевозчиками Челябинска назрел еще весной текущего года, когда по распоряжению мэра, с 1 апреля произошло увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте (стоимость проезда пассажиров в трамвае и троллейбусе поднялась до 10 руб. за одну поездку, в автобусе до 12 руб.). Вслед за этим, ряд организаций из «Ассоциации независимых перевозчиков Челябинска», занимающихся пассажирскими перевозками, также повысили стоимость проезда. Но частные предприниматели отказались от этого, считая увеличение тарифов экономически нецелесообразным.

Официально «Ассоциация независимых перевозчиков Челябинска» — общественная организация, решающая профессиональные проблемы маршрутчиков. Члены Ассоциации входят в специальную комиссию при городском Управлении транспортом, которым руководит Александр Хлызов.

По словам частных перевозчиков, начиная с августа 2007 года, со стороны членов Ассоциации регулярно поступали предложения поднять стоимость проезда до 15 руб., в чем было отказано. Это и вызвало недовольство со стороны местных властей — комиссия по организации транспортного обслуживания населения при администрации Челябинска не стала продлевать договор с предпринимателями.

Из Управления транспорта городской администрации на их адрес пришли официальные письма: «Настоящим уведомляю вас, что 12 марта 2008 года состоялось 10-е заседание Комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории города Челябинска. На основании многочисленных нарушений ..., не предоставления необходимой документации в полном объеме для заключения договоров на 2008-ой год, считать новые договоры на обслуживание внутримуниципальных маршрутов не заключенными», — сообщил А. Хлызов. Это официальное решение о непродлении договоров с предпринимателями, подписанное всеми членами комиссии.

По словам А. Хлызова, восемь из этих перевозчиков не в полном объеме отчитались за свою работу за 2007 год перед администрацией города. «Те документы, которые были представлены для заключения договора, не содержали полной информации, в частности о том, где находится предприятие на налоговом учете, документы, подтверждающие устранение замечаний, не представлена справка об утверждении того же самого тарифа», — пояснил он.

Позиция частных автоперевозчиков

Челябинские маршрутчики, не входящие в Ассоциацию независимых перевозчиков Челябинска, обратились к губернатору Петру Сумину с открытым письмом с просьбой о защите. Как пишет один из частников — Юрий Русин (ИП Русин Ю.С.), «в инициированных управлением транспорта письмах прослеживается попытка сформировать искусственные административные барьеры для моей предпринимательской деятельности».

«По решению Челябинской городской думы от 22 ноября 2005 года я имею право обслуживать закрепленные за мной маршруты до тех пор, пока по причине неисполнения пунктов договора меня не отстранила от этого комиссия по организации транспортного обслуживания населения. Я исполнял договор в полном объеме. Уверен, что у организатора пассажирских перевозок нет оснований для отстранения меня от обслуживания маршрутов, хотя городское управление транспорта несколько раз направляло мне фальсифицированные материалы о ДТП, в которых якобы виноваты мои водители. Однако ни деловая переписка, ни устное общение ни к чему не привели…», — сообщает в письме предприниматель.

Он отметил, что тем же решением думы был утвержден и первоначальный состав комиссии при Управлении транспортом. Право утверждать все последующие составы вверялось главе города, по распоряжению которого от 26 февраля 2007 года структурный состав комиссии был принципиально изменен. В нее кроме прочих вошел и председатель правления Ассоциации независимых перевозчиков Челябинска Юрий Казаков. По мнению Ю. Русина, с этого момента состав комиссии не может считаться легитимным, так как в него входит (с правом участия в голосовании) заинтересованное в лоббировании интересов перевозчиков лицо. А значит, и решения комиссии не являются законными.

Между тем деятельность комиссии, по словам Ю. Русина, осуществляется в закрытом режиме. «Когда они решают, могу ли я дальше заниматься бизнесом, то не считают нужным пригласить меня на заседания. Решения комиссии распространяются среди ограниченного круга лиц, но не публикуются в СМИ, не направляются мне по почте для обжалования. Комиссия фактически заменила собой органы прокуратуры и судебную власть, хотя даже приостанавливать действие лицензии, а тем более лишать ее может только суд», — отмечает он в письме.

Ю. Русин также сообщил, что только с Ассоциацией заключаются договоры на текущий год, а маршруты самостоятельных перевозчиков распределяются между ее членами.

Одновременно к автору письма Ю. С. Русину присоединились еще два перевозчика: И. Г. Пузырев и М. М. Мельничук. Они обратились к главе региона с просьбой о защите их законных интересов от чиновников челябинской мэрии.

П. Сумин после рассмотрения, наложил на письмо резолюцию: «Прошу рассмотреть обращение совместно с заинтересованными организациями и обеспечить взаимодействие с субъектами малого предпринимательства в правовом поле».

«Ассоциация независимых перевозчиков Челябинска»

Маршрутчики, не согласные с протестом предпринимателя Русина против передачи его маршрутов другим перевозчикам, опубликовали ответное письмо в адрес ряда официальных лиц — Председателю высшего совета партии «Единая Россия» Борису Грызлову, Полномочному представителю Президента России в Уральском федеральном округе Петру Латышеву, губернатору Челябинской области Петру Сумину и главе города Челябинска Михаилу Юревичу. В письме они выразили глубокое возмущение «грубым обманом» жителей города, а так же выпадам Ю. Русина в адрес администрации.

«По душе нам задачи, поставленные главой города по наведению порядка в работе маршрутных такси. Мы все регулярно проводим ежедневные проверки подвижного состава, медосмотр работников своих предприятий, организуем беседы с водительским составом по безопасной работе на маршруте, по доброжелательному отношению к пассажирам. А работа предпринимателя Русина заключается в сборе денег за путевки, три раза в месяц с арендаторов. Заметим, что своих автобусов у ИП Русин нет. Система, выстроенная депутатами городской Думы совместно с администрацией города по заключению с нами договоров и постоянный контроль за нашей работой на маршрутах позволяет нашим водителям качественно обслуживать жителей города, помогает нам выявлять и исправлять допущенные нарушения… Нас приглашают на различные совещания и комиссии по безопасности пассажирских перевозок. Присутствуя на таких встречах в ГИБДД УВД города, мы, не раз слышали о нарушениях, допущенных водителями, работающими у индивидуального предпринимателя Русина», — говорится в тексте письма.

Перевозчики из «Ассоциации» отмечают, что после городской Комиссии, принявшей решение не заключать с Ю. Русиным договор, предприниматель всех напугал транспортным беспределом в городе. Они утверждают, частный предприниматель имеет высоких покровителей в руководстве силовых структур области.

Кроме того, по мнению независимых автоперевозчиков Челябинска, цены на проезд у Ю. Русина занижены, так как налоги в город он не платит, зарплата водителям выплачивается в конвертах, и вряд ли какой налоговый инспектор приедет в город Челябинск из Златоуста для проверки возможных нарушений.

«Сейчас мы обращаемся к Вам, уважаемые наши руководители, от имени 65 перевозчиков работающих в режиме маршрутных такси на городских маршрутах Челябинска, среди нас, есть как члены Союза, так и не являющиеся таковыми. Нам стыдно, что предприниматель не захотевший решать возникшие перед ним вопросы законным путём развернул такую шумиху в средствах массовой информации, привлёк для своей защиты губернатора Челябинской области, нагло обманывая и вводя в заблуждение. Мы считаем предприятие Русина рассадником нарушений и дикого бизнеса. Все безобразия, которые идут от него являются негативным примером для водителей. Русин своими выступлениями порочит доброе имя Челябинских перевозчиков, дискредитирует нас в глазах общественности», — говорится в тексте письма.

Перевозчики попросили объективно разобраться в ситуации.

ГИБДД

С 28 июля по 3 августа текущего года в ходе профилактического мероприятия «Маршрутка» было выявлено 656 нарушений Правил дорожного движения водителями маршрутных такси.

По сообщению пресс-службы ГИБДД УВД по г. Челябинску, при проверке автопредприятий выявлено 21 нарушение в части выпуска транспортных средств на линию. 17 должностных лиц привлечены к административной ответственности. За оказание населению услуг ненадлежащего качества сотрудниками отдела по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка составлено семь административных материалов.

По итогам мероприятия в Управление государственного автодорожного надзора направлены представления на приостановление деятельности ООО «Первая гильдия», ООО «Аквамарин», ИП Русин Ю.С., ООО «Автобус», ООО ТК «Челябавтотранс», ООО «Такси Бэст», ИП Пузырев, обслуживающих 17 маршрутов.

По утверждению руководителей организаций, указанных в списке, к нападкам со стороны ГИБДД причастна администрация г. Челябинска, при этом серьезных нарушений в их деятельности выявлено не было.

Как заявил УрБК Ю. Русин, приостановление деятельности грозит именно тем организациям, которые не состоят в «Ассоциации независимых перевозчиков», поддерживаемой администрацией Челябинска.

По словам предпринимателя, на его предприятии не обнаружено ни одного нарушения. «В настоящий момент у нас идут судебные разбирательства с городской администрацией. Власти выступают с обвинениями в нелегитимности работы моего предприятия. Причиной данного решения стало заключение комиссии, протокол которого так и не был представлен мне на рассмотрение. Мои маршруты были переданы другим перевозчикам. На основании этого мы подали в суд. Но администрация на этом не успокаивается и пытается вовлечь в незаконные действия ГИБДД города. Я работаю в рамках закона, не вступаю ни в какие Ассоциации, в моих действиях нет коррупционной составляющей, — поэтому со мной борются, подключая надзорные ведомства. В частности, в начале мая текущего года старший инспектор ГИБДД Дмитрий Шушарин изымал у нас на линии путевые листы. Но мы подали в прокуратуру, где была установлена противозаконность действий господина Шушарина. Видимо сейчас нам предстоит повторное обращение в правоохранительные органы», — отметил он.

Всего одно нарушение было выявлено и в ООО «Первая гильдия». Как заявил УрБК заместитель генерального директора по транспорту данного предприятия Дмитрий Лапин, согласно протоколу ГИБДД, 1 августа был задержан только один автомобиль со сломанным габаритным фонарем, но данное нарушение никак не может влиять на безопасность проезда в маршрутных такси.

Вывод

Пока неизвестно чем закончатся судебные разбирательства между организациями, осуществляющими пассажирские маршрутные перевозки, и администрацией г. Челябинска. Одно можно констатировать с уверенностью — сегодня местный рынок пассажирских маршрутных перевозок становится все более привлекательным. Самые выгодные маршруты в городе давно освоены. И в условиях ужесточившейся конкуренции обострение конфликтов между предпринимателями, а также намерение местной администрации установить контроль над рынком пассажирских перевозок выглядят вполне закономерными.


Другие материалы по теме: