«Ведомости»: Половинчатая льгота для издателей

29 октября 2001 (10:00)

Газеты, журналы и книги со следующего года станут облагаться НДС по ставке 10% , при этом на них не будет распространяться налог с продаж. Таким образом правительство и бюджетный комитетом Госдумы планируют поддержать книгоиздателей и СМИ, налоговая вольница для которых заканчивается в этом году. Однако маленькие и специализированные издания не выживут при такой поддержке. Как рассказывает Олег Бартенев, финансовый директор издательского холдинга АСТ, с самого начала издатели разделились на два лагеря. Одни поддерживали полное сохранение всех налоговых льгот, другие лишь половину. Правительство же настаивало на введении для СМИ и книжной продукции 20% НДС и налога с продаж. Не помогали даже встречи с представителями крупных изданий, обращения депутатов Госдумы и Минпечати и открытое письмо главных редакторов крупных печатных изданий к президенту. Лишь две недели назад, после того как в дискуссию вмешалась администрация президента, в Минфине начали просчитывать различные варианты сохранения льгот для СМИ. Компромисс между правительством и представителями прессы был найден на совещании в администрации президента неделю назад. Это соглашение и озвучил в пятницу на заседании бюджетного комитета Сергей Шаталов, первый заместитель министра финансов. Теперь предлагается ввести с 1 января 2002 г. пониженную ставку НДС в размере 10% на реализацию книжной продукции и продукции СМИ (сейчас для них действует нулевая ставка НДС), за исключением продукции рекламного и эротического характера. Вторым пунктом соглашения была отмена налога с продаж этой же продукции (его планировалось ввести со следующего года). Закон «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания» освобождает издания от уплаты НДС и налога на прибыль только до 1 января 2002 г. (данные льготы действуют с 1996 г.). С этого же момента утрачивают силу и соответствующие положения Налогового кодекса. По расчетам Минпечати, после отмены всех льгот цены на газеты и журналы выросли бы на 40 – 45% , а тиражи упали на 35 – 37% , что уменьшило бы налоговые поступления в казну от этого сектора рынка как минимум в полтора раза. Нынешняя позиция правительства означает «дополнительную дотацию СМИ из бюджета», считает Шаталов. По его расчетам, расходы при печати периодики (бумага, краски, транспортировка и др.) составляют в цене конечной продукции более 60%. Так как НДС платится с разницы между НДС на выходе и на входе, то, по мнению Шаталова, при ставке НДС на выходе в 10% и на входе (расходы на печать) 20% «правительство будет еще доплачивать из бюджета». Но Шаталов лукавит: по расчетам самого же Минфина, в случае введения ставки НДС в 10% он получит от СМИ и книгоиздателей 600 млн. руб. Правда, бюджет получил бы на 1 млрд. руб. больше, если бы льготу отменили вовсе. Тем не менее бюджетный комитет единогласно рекомендовал к принятию оба предложения правительства. «Это решение учитывает интересы всех сторон», – заявила «Ведомостям» Елена Зелинская, вице-президент Медиа-союза, активно лоббировавшего сохранение льгот для СМИ. Самым важным она считает согласие правительства не распространять на СМИ действие налога с продаж. «К введению налога с продаж мы просто не были готовы», – признает Зелинская. С ней согласен и Олег Бартенев: «Главное, что правительство сохранило льготу на налог с продажи, напрямую связанный с книжной розницей, переживающей сейчас не лучшие времена. Иначе магазинам пришлось бы отдавать государству практически всю прибыль». Бартенев прогнозирует, что цены на книги в течение следующего года вырастут на 15 – 16% , а не на 40 – 50% , как в случае введения всех налогов. Что касается газет и журналов, издатель «Ведомостей» Михаил Дубик считает, что их розничная цена увеличится минимум на 10% и это может привести к сокращению продаж изданий, ориентированных в первую очередь на аудиторию с небольшими доходами. По его мнению, издателям таких газет и журналов придется сокращать тиражи, снижать издержки или расширять аудиторию. Похожая судьба ждет и издательства, выпускающие интеллектуальную и специализированную литературу. По словам Михаила Котомина, замдиректора московского издательства Ad Marginem, его компании придется сократить тиражи в среднем на 20% , а некоторым маленьким издательствам вообще ничего не останется, кроме как войти в состав крупных в качестве отдельных редакций. И все же Бартенев считает, что при таком налогообложении удастся избежать кризиса книгоиздания, который предрекали в случае введения всех налогов.


Другие материалы по теме: