Крах «грязных технологий»

Без преувеличения можно уверенно утверждать, что в последние годы все избирательные кампании проходят в тени «грязных избирательных технологий» (далее по тексту ГИТ — прим. авт.). В данном контексте под ними понимают методы ведения кампании, предполагающие дискредитацию кандидата-противника во всех плоскостях: от профессиональных качеств до сферы личной жизни, работу на срыв выборов, применение запрещенных законом методов и форм агитации. Косвенно, к «грязным технологиям» можно отнести и использование манипулятивных приемов.


Совершенно однозначно к этому перечню можно добавить и «административный» ресурс, когда для ведения кампании в той или иной мере задействуются государственные (муниципальные) органы власти.


Практика последних лет позволяет утверждать, что ГИТ используются практически в каждой кампании любого уровня — от президентской и до выборов главы какого-нибудь удаленного района или Городской Думы того же района.


Вместе с тем, анализируя опыт, в том числе и зарубежных выборов, можно сделать вывод о том, что «чистой», «белой» кампании, то есть такой, в которой не используются хотя бы отдельные приемы ГИТ, не может быть в принципе. Все дело, по существу, лишь в терминологии и подходе: можно говорить и о ГИТ, а можно и об «объективной критике». Можно говорить о сливе компромата, а можно и о принципиальной позиции журналиста, проводящего свое расследование.


Самый свежий пример: 16 декабря по каналу в серии «Расследование» на канале НТВ демонстрируется сюжет о том, как кандидат и он же губернатор Челябинской области Петр Сумин, ведущий свою избирательную кампанию, устраивает церемонию закладки нового газопровода где-то в области. Шум, цветы, шампанское, торжественный первый сварочный шов, сделанный самим Суминым, счастливые лица людей, впервые увидевших своего губернатора. Потом журналисты рассказывают, что, оказывается, газопровод представляет собой три трубы, проложенных на удобном для подъезда автомобилей месте, и один «конец» газопровода смотрит в лес, а другой в чистое поле. Далее следует комментарий специалиста-строителя, уверяющего, что трубы проложены с нарушением всех параметров — нет бетонного фундамента. Вывод — все это не более, чем предвыборная показуха.


Что же представляет из себя этот сюжет: ГИТ или позицию журналиста? Может быть, критерием является то, собственный ли это сюжет, или «проплаченный» кем-нибудь из конкурентов Сумина? Но опять же от этого не меняется факт наличия события, послужившего основой сюжета.


Теоретически, избиратель должен получать информацию, как свидетельствующую о положительных качествах кандидата, так и об отрицательных. Естественно, что эту информацию должны распространять соперники. Если считается приемлемым термин «хороший хозяйственник» в легальной, зарегистрированной листовке, не дающий ни малейшего представления о реальном уровне «хозяйствования» кандидата, то к ЧИТ относят листовку, в которой тот же кандидат назван «плохим хозяйственником», при том же уровне фактического материала. При этом «грязный материал» может признаться клеветой, а присваивание эпитетов «хороший», «отличный», «грамотный» по отношению к себе и своей деятельности без документального подтверждения, остается без последствий.


Поэтому анализируя соотношение агитации «за» и «против» той или иной степени достоверности, делается вывод о том «грязная» или нет идет кампания.


С другой стороны, можно избрать и совершенно иной критерий оценки кампании. Это позитив или негатив. Кампания, строящаяся на позитивном материале кандидата и предполагающая развитие этого позитива в дальнейшем, может быть признана «чистой». А вот кампания, в которой в качестве лейтмотива используется негатив по отношению к соперникам, может называться «грязной». Собственно, это и предопределяет использование различных форм и средств агитации.


Для ведения «негативных» кампаний наиболее подходит использование ГИТ, как они определены. Целью такой работы является, скорее, не выборы своего кандидата, а недопущение, проигрыш конкурентов. При отсутствии собственного позитива (а какой позитив может быть у «варяга», приехавшего «захватывать» чужую территорию) необходимо разрушить сложившийся имидж политика-«хозяина» и на фоне дезориентации избирателей «протащить» свою кандидатуру.


Позитивная же кампания предполагает доведение до избирателей своей программы, информирование о результатах работы. Для этого наиболее подходят именно легальная агитация. ГИТ в таком случае лишь тактические мероприятия и отыгрывание ситуации.


Если рассмотреть многие выборы именно с такой позиции, то совершенно очевидно, что ГИТ далеко не так всевластны, как предполагается.


На последних губернаторских выборах кандидаты Александр Бурков и Аркадий Чернецкий строили логику своих кампаний на критике действий Эдуарда Росселя. Собственного позитива либо не было вообще, либо он находился в тени критики, что особенно было понятно при личных выступлениях кандидатов. Эдуард Россель же строил свою кампанию на дальнейшем развитии промышленности области, а критика и дискредитация соперников были вторичным течением.


Зимой 1999-го все поменялось с точностью до наоборот: три кандидата областных властей в основном критиковали мэра, а тот отталкивался от своей уже проделанной работы, то есть, предлагал развитие уже сделанного.


Множественный «компромат» и снятие с избирательной гонки Евгения Зяблицева, депутата по Верх-Исетскому избирательном округу, не помешали ему победить на довыборах, причем опередив кандидатов, поддержанных областными властями, на фоне достаточно насыщенной ГИТ кампании. Тут же уместно сказать и о достаточно высоком процентном результате ранее никому неизвестного кандидата Чуркина, команда которого «с ноля» создавала позитивный образ.


Так же не оправдала надежд технологов и ЧИТ, связанная с появленим кандидатов-двойников. Достаточно сказать, что наличие в Орджоникидзевском избирательном округе, где проходили довыборы в Госудму, кроме Овчинникова Николая Александровича еще и Овчинникова Владимира Владимировича, не помешало начальнику милиции Екатеринбурга стать депутатом.


Интересно, что не прекращается использование подобной технологии и сейчас. Например, события текущей кампании: на выборах в Городскую Думу Екатеринбурга (голосование назначено на 17 декабря), по одному избирательному округу вместе с депутатом Дмитрием Геннадьевичем Гусевым зарегистрирован некий Дмитрий Валерьевич Гусев, до этого работавший плотником в спецшколе, примерно того же года рождения. В избирательном бюллетене Валерьевич находится прямо над Геннадьевичем. Гусев-депутат был победителем на июньских этого выборах в Гордуму (выборы были признанными не состоявшимися из-за низкой явки, не хватило долей процентов).


Своеобразным крахом ЧИТ, реализующих негативную кампанию, стали выборы губернатора Брянской области. Ни наличие «двойников», ни массированные атаки на избирателя через СМИ, ни какие иные способы ЧИТ не дали ни какого результата. На выборах победил действующий губернатор, а поскольку все решал один тур, весь использованный арсенал по существу был «расстрелян» вхолостую.


Так как истинный бюджет кампании неизвестен, можно лишь предполагать, насколько низким оказался КПД негативной кампании в совокупности с ЧИТ. Но технологический аспект показал: строить любую избирательную кампанию только на негативе нельзя. Стержнем, основной линией кампании должна быть исключительно позитивная идеология, базирующаяся на уже имеющихся фактах, наработанном опыте кандидата. Дискредитация соперников при отсутствии собственного позитивного имиджа раньше могли привести, в крайнем случае, к срыву выборов путем увеличения числа голосующих «против всех».


Теперь же можно говорить о том, что эпоха ГИТ прошла. Это, в первую очередь, связано с развитием избирательной грамотности населения, которое сами технологи научили разбираться в построении образа кандидата, и использование ГИТ воспринимается крайне критически.


Мы приходим к тому периоду, когда на выборную должность могут претендовать кандидаты, определенный этап своей жизни уже проведшие в сфере публичной политики, имеющие соответствующий опыт. Скорее всего, это будет уже не борьба команд, а, в основном, именно борьба программ, идеологии не на бумаге, а реализованной в жизни.


ГИТ же будут не более чем тактическими приемами при ходе кампании.


Другие материалы по теме: