«Ведомости» и Анастасия Дагаева: «РЖД экономит»

11 ноября 2008 (08:06)

Спад объемов промышленного производства и, как следствие, грузоперевозок вынудил РЖД сократить расходы на 2009 г. на 81,8 млрд руб.

Вопрос о корректировке инвестпрограммы и финансового плана на 2009 г. и на период до 2011 г. в связи с кризисом обсуждался на заседании совета директоров 27 октября, рассказали «Ведомостям» два источника: один — близкий к менеджменту РЖД, другой — к совету директоров. Руководство подготовило презентацию, содержащую прогнозы по спаду грузоперевозок и доходов, а также способы оптимизации расходов на 2009 г. (ее копия есть у «Ведомостей»). Максимальные потери погрузки РЖД ожидает в IV квартале 2008 г. (-4%, см. рисунок) и I квартале 2009 г. (-3%), говорится в презентации. Только за октябрь объем перевозок сократился на 4,4%.

Резкое сокращение грузопотока ведет к потере доходной базы в 2008 г. более чем на 30 млрд руб., отмечается в презентации (это около 3% от доходов 2007 г.). Президент РЖД Владимир Якунин уже предупредил, что чистая прибыль за 2008 г. будет вдвое меньше прогнозируемой: госмонополия рассчитывала заработать 16,2 млрд руб. А рост грузоперевозок в 2009 г., по его словам, составит всего 0,4% (за восемь месяцев 2008 г. — 2,2%). Соответственно, прогнозируемая выручка РЖД на следующий год — 1,016 трлн руб. Именно такой показатель и заложен в проекте бюджета на 2009 г. Впрочем, менеджеры не исключили и худшие сценарии развития — спад грузоперевозок от 1% до 6%, указывается в презентации.

Из-за кризиса РЖД потеряла и другой источник финансирования — IPO «дочек». В нынешнем году монополия хотела привлечь за счет таких сделок 20,1 млрд руб.

РЖД затягивает пояса. Якунин уже объявил о том, что инвестпрограмма в 2009 г. будет урезана на 50 млрд руб. (примерно на 10%). Еще 81,8 млрд руб. компания рассчитывает сэкономить за счет оптимизации расходов в 2009 г., отмечается в презентации. Как ни парадоксально, это произойдет за счет снижения объемов перевозки на 13,7 млрд руб. Например, вместо 10 локомотивных бригад выйдет на работу девять, будет эксплуатироваться меньшее число вагонов и локомотивов, поясняет источник, близкий к РЖД. Снижение цен на товары оставит в бюджете РЖД 32,3 млрд руб. В частности, дешевеет дизтопливо, отмечает собеседник «Ведомостей» (только за минувшую неделю цена дизеля, по данным ИЦ «Кортес», снизилась на 2,2%). А еще РЖД ведет переговоры с «Трансмашхолдингом» о снижении цен на подвижной состав, производимый для госмонополии (ее доля заказов — 70%). В 2009 г. РЖД планирует также экономить на ремонте старых вагонов (15,7 млрд руб.), административно-управленческих расходах (7 млрд руб.), сокращении сотрудников на 3% (11,9 млрд руб.) и проч. Численность персонала РЖД — 1,3 млн человек, т. е. под сокращение может попасть 39 000 работников. В первую очередь это офисные работники, утверждает источник, близкий к РЖД. Прием новых сотрудников прекращен уже сейчас. Представитель РЖД от комментариев отказался, сославшись на то, что никаких утвержденных документов еще нет. Ожидается, что скорректированные версии финплана и инвестпрограммы будут рассматриваться правительством 13 ноября, уточнил источник, близкий к РЖД. Совет директоров одобрил предложенные менеджментом меры, сообщил «Ведомостям» член совета директоров РЖД Андрей Шаронов, отметив, что меры «своевременные» и в будущем дадут эффект.

Антикризисные меры помогут компании пережить тяжелые времена, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Но главная поддержка РЖД — государство. Как акционер, оно выкупит допэмиссию РЖД на 41 млрд руб. А еще предполагается выкуп инфраструктурных облигаций на 60 млрд руб. В октябре РЖД также направила заявку в ВЭБ на $260 млн.


Другие материалы по теме: