«Уральский рабочий» и Виктор Клочков: «Когда начнется ценопад»

11 ноября 2008 (10:41)

Поиск баланса между зарплатой и стоимостью товаров

Сверхгибкостью отличаются у нас компании, торгующие топливом. Помнится, в первом полугодии текущего года, когда цены на бензин и авиакеросин взлетели до небес, они объясняли это ростом мировых цен на нефть. Сейчас же, когда нефть упала вдвое, бензин, к примеру, подешевел на чуть-чуть. Потому как, оказывается, по словам продавцов, нефть в себестоимости бензина составляет всего 10 процентов. Не дешевеет и многое другое — для чего вроде бы сложились все условия.

Да, действительно кое-где у нас на автозаправках литр топлива уменьшился в стоимости на. 1 рубль. И по этому поводу работающий в нашей области «Лукойл» скромно заметил в своем официальном пресс-релизе: «Компания продолжает плановое снижение розничных цен на нефтепродукты, начатое в августе-сентябре текущего года. В ближайшее время во всех регионах деятельности «Лукойла» в России цены будут постепенно снижены в среднем еще на 3—8%».

Причем на Западе цены на топливо снижаются пропорционально падению стоимости нефти. Если авиатопливо потеряло у нас в цене за последние несколько месяцев 5—9%, то за границей авиакеросин подешевел на 30. И если вспомнить, что в стоимости авиабилета топливная составляющая — 50%, то можно понять, насколько все это бьет по карману пассажира.

Как заметил с досадой глава Федеральной антимонопольной службы ФАС Игорь Артемьев, «пока в целом система остается дремучей, специально запутанной, она работает не на потребителя, а в интересах нефтяных компаний и их обогащения». И если бы не жадность, то бензин самой ходовой марки Аи-92 стоил сейчас меньше 20 рублей за литр. Тем более в условиях, когда завершились сельскохозяйственные работы.

Да и лукавят торговцы топливом. Тот же авиакеросин подешевел только после того, как этим вопросом занялась межведомственная рабочая группа с участием сотрудников Генпрокуратуры, МВД, ФАС, ФСТ и других соответствующих государственных структур. И автомобильное топливо стало серьезно дешеветь, лишь когда этого 16 октября потребовал Президент РФ Дмитрий Медведев. А ФАС разослал официальное письмо в крупнейшие российские нефтяные компании с требованием «снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями».

И, кстати, «Лукойл-Пермнеф-тепродукт» (которая представляет этот бренд и в нашем регионе) уже оштрафован чуть не на 23 миллиона рублей за нарушение закона о конкуренции. А сейчас ведется антимонопольное расследование в отношении уже всего «Лукойла». И штраф может составить свыше 800 миллионов рублей. Антимонопольные претензии предъявлены компаниям, обеспечивающим 62% российской нефтепереработки.

Шаги того же «Лукойла» по снижению цены топлива ФАС считает «неэнергичными». А государственная «Роснефть» и вовсе ничего не сделала в этом направлении за весь октябрь. По поводу последней антимонопольными органами было заявлено следующее: «Ни одна компания — неважно, является ли она частной или доля ее акций принадлежит государству, — не уйдет от ответственности за нарушение законодательства».

В связи с чем обращает на себя внимание одинаковость снижения цен на бензин у ряда компаний. Потому напомним, что закон «О защите конкуренции», которым руководствуется ФАС в своей борьбе со сговором среди производителей топлива, запрещает не только согласованное повышение цен, но и их согласованное снижение. Организовать же картель, то есть сговор, довольно несложное мероприятие в российских условиях, когда на рынке действуют вертикально-интегрированные группы: скважина — свой нефтеперерабатывающий завод — собственная автозаправка. Контролирующие рынок концерны легко могут задушить независимого розничного продавца и даже переработчика, не отпуская ему свою продукцию.

Но отрадно то, что, получив поддержку на самом верху, антимоно-полыцики начинают всерьез разбираться с теми, кто хочет нажиться на нынешней ситуации. «Возможно, создается новая система отношений, которую давно нужно было создать, — говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. — Роль ФАС, независимого контрольного органа, до недавних пор была незаметной, однако теперь служба активизировала свою деятельность, и даже если бы она только привлекала к ситуации внимание общественности и политиков, это уже шло бы на пользу потребителю».

Но ФАС идет дальше и передал в правительство второй антимонопольный пакет законов, чтобы иметь такие же полномочия, как соответствующие структуры в развитых странах.

— У меня на столе лежит выписка из Свода законов Российской империи, — рассказывает И. Артемьев. — Так вот, в 1845 году было введено наказание и тюремное заключение за картельный сговор. Напомню, американцы свой аналогичный закон — так называемый акт Шермана — приняли только в 1890 году.

Стоит напомнить, что когда ФАС удалось доказать картельный сговор большой тройки мобильных операторов, то от этого выиграли все мы. Тарифы на телефонную связь теперь отличаются в лучшую сторону от цены, к примеру, на продукты питания.

Так, в этом году аграрии собрали рекордный урожай свыше 100 миллионов тонн зерна — на 20% больше, чем в прошлом году. Что, соответственно, привело к снижению цены на зерно. Но почему-то при этом потихоньку дорожают булки и батоны. Хотя пекари еще не так давно утверждали, что причиной этому рост цен на зерно. Да плюс к этому стабилизировалась стоимость топлива. И здесь также есть чем заняться антимонополь-щикам.

Но все это требует времени. А чтобы поправить ситуацию уже сейчас, на помощь призываются такие методы, как выездная торговля. У нас в Свердловской области сельхозпроизводители уже имели возможность два раза торговать своей продукцией в центре Екатеринбурга на улице Пушкина. И региональная инициатива законодательно оформляется сейчас в Госдуме. Депутаты хотят разрешить фермерам торговать «с колес». Как заявил председатель Госдумы Борис Грызлов, необходимо, чтобы «любой производитель сельхозпродукции мог бы в выходной день продавать свою продукцию на выделенных территориях в населенных пунктах, городах и чтобы никаких проблем с пошлинами, налогами, чтобы ни у кого не возникало даже желания собирать дань с сельхозпроизводителя».

То есть действовать надо для преодоления возникающих проблем, убирая барьеры для реализации инициативы, будь она частной, общественной или государственных структур.


Другие материалы по теме: