«Уральский рабочий» и Андрей МОРОЗОВ: «За работу, товарищи»

12 ноября 2008 (10:14)

Правительство определилось, как жить дальше

Обнародован план по обеспечению устойчивости российской экономики в условиях турбулентности мировой финансовой системы. Появились и первые отклики по этому поводу. Наиболее развитые в экономическом отношении регионы, как, к примеру, Свердловская область, хотели бы, воспользовавшись своими конкурентными преимуществами, сделать рывок.

Есть «дорожная карта»

— Чем быстрее мы запустим новые факторы экономического развития и роста, тем увереннее пройдем через период мировой нестабильности, — пояснил премьер Владимир Путин цель появления данного документа.

Весь план разбит на десять блоков. Приоритет же по оказанию помощи будет отдан предприятиям военно-промышленного комплекса, машиностроения, строительству и сельскому хозяйству.

Как отмечают эксперты, список этот изменился по сравнению с первоначально объявленным. Например, сюда не попали розничные торговые сети и электроэнергетика. Для последней, насколько нам известно, будет разработана специальная программа поддержки. А ритейлу банки начали выдавать новые кредиты и не требовать возврата старых.

Хоть кое-кто и говорит, что за этими мероприятиями последует скрытая национализация, но это, скорее, касается Запада, а не нас. Так, в насквозь рыночной Великобритании государство в обмен на денежные вливания получает акции. Тогда как у нас подобного не происходит. А если и бывает, то в случае выкупа дополнительной эмиссии акций государством.

Кстати, те, кто работает в бизнесе, большой проблемы в этом не видят. «Государство всем помочь не может и не должно — акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие социально значимые отрасли, — говорит владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров. —То, что государство в ближайшем будущем будет владеть через государственные банки большим количеством реприватизированного имущества — это исторический факт. Вопрос в другом — как этим эффективно управлять без потери качества активов до момента восстановления рынков и начала нового этапа приватизации».

Кое-кто увидел в желании государства давать рекомендации получающим от казны средства банкам, кому в первую очередь предоставлять кредиты, аналогию с Госпланом. Что, впрочем, самими представителями бизнеса, в частности президентом Альфа-банка Петром Авеном, признается нормальным. Тем более что, как говорит руководитель аналитического центра при правительстве Андрей Зверев, явление это временное, вызванное сложившимися реалиями.

Контроль здесь важен еще и потому, что слишком много заинтересованных лиц и структур в получении дешевых денег. И есть опасность, что поддержка достанется тем, у кого более мощный лоббистский потенциал, а не тем, кто больше в ней нуждается.

Как отметил министр финансов Алексей Кудрин, «сейчас появился очередной пакет, и хочу сказать — он не последний». В том числе аналогичные пакеты мер должны появиться и на региональном уровне. «Крайне важно обратить сегодня внимание на проблемы регионов, — говорит уже упоминавшийся М. Прохоров, — так как меры, принятые правительством, направлены на поддержку наиболее крупных государственных и частных корпораций и банков, однако значительную часть в ВВП субъектов составляет продукция именно средних жизнеобеспечивающих предприятий, дающих значительную часть региональных налоговых поступлений и не попадающих в выбранную схему стабилизации. Предложенная технологическая модель «дорожной карты» может быть клонирована на региональном уровне через предоставление субъектам Федерации субсидий федерального бюджета для дальнейшего рефинансирования наиболее значимых региональных предприятий».

Образно говоря, государство не только пробивает финансовые «тромбы», как выразился президент, но и создает задел для дальнейшего рывка.

Но конкурентом быть обязан

Прежде всего ускорилась работа по созданию конкурентной среды. Основным препятствием этому, по мнению экспертного сообщества, являются прежде всего административные барьеры.

Теперь предлагается ввести дисквалификацию чиновников на срок до трех лет «за ограничивающие конкуренцию действия» — по решению суда. Причем не только за прямые нарушения должностных инструкций, но и за косвенные действия по недопущению компаний на рынок. Тогда как раньше чиновника нельзя было наказать и за прямое нарушение закона — сперва нужно было внести предписание об устранении нарушения и лишь в случае игнорирования наказывать.

Предлагается более свободное поведение среднего бизнеса при проведении им сделок по слиянию и поглощению. Будет, вдвое увеличен размер активов и оборотов, по достижению которых компании подпадают под контроль ФАС.

Наиболее радикальным предложением является мораторий на аресты предпринимателей, которым предъявлены обвинения в совершении экономических преступлений. Как заметил зампред комитета по законодательству Госдумы Владимир Груздев, это почти все налоговые нарушения, но в этот список точно не попадет отмывание денег.

В подтверждение необходимости моратория В. Груздев привел статистические данные. Полмиллиона ежегодно обвиняемых в налоговых преступлениях к моменту приговора уже отсидели в СИЗО срок, назначенный им судом.

Необоснованные аресты предпринимателей либо ведут к банкротству их бизнеса, либо к захвату конкурентами.

Кстати, по американским законам за экономические преступления до суда предприниматель не арестовывается, а вносит либо денежный залог, либо находится под подпиской о невыезде. По мнению начальника государственно-правового управления Администрации Президента Ларисы Брычевой, поддержавшей законопроект, российские судьи сейчас легко дают разрешение на арест бизнесменов, так как боятся обвинений в «заинтересованности».

Как надеется руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, в дальнейшем мораторий может быть распространен и на крупный бизнес. «Начнем с малого и увидим, как это работает», — говорит он. В целом же предполагается, что мораторий будет «работать» до 2011 года. До момента, когда в полной мере начнет действовать готовящееся сейчас антикоррупционное законодательство.

Все когда-то кончается. Кончится и нынешняя финансовая турбулентность. В связи с чем возникает вопрос, в каком мире мы все тогда будем жить?

Мы стали ближе к Карлу Марксу

Большинство экспертов считает, что наступает эра «ответственного социализма». Правительство (и по умолчанию налогоплателыцик) будет поддерживать основные банки. Что, безусловно, ударит по позициям «свободного капитализма» и «свободных рынков», считает один из руководителей консалтингового агентства РпсемгахегпоизеСоорегз Алан Ваксман.


Другие материалы по теме: