Банковская группа без стратегии?

22 декабря 2008 (15:47)

В ночь с 4 на 5 декабря 2008 года ОАО «Пробизнесбанк» и группа менеджеров этого кредитного учреждения приобрели более 99,5% акций ОАО «Банк24.ру». Таким образом, Пробизнесбанк, головное кредитное учреждение российской финансовой группы «Лайф», стал обладателем второго банка в Свердловской области. В 2003 году он уже купил здесь ОАО «ВУЗ-Банк».

Решение о приобретении Пробизнесбанком второго кредитного учреждения в Уральском регионе многими экспертами было оценено неоднозначно. Еще больше вопросов вызывают заявления представителей группы «Лайф» о стремлении сохранить Банк24.ру в качестве самостоятельного кредитного учреждения, действующего под прежним брендом и в рамках собственной стратегии развития, а также сохранение на ключевых постах топ-менеджеров, которых многие эксперты и клиенты банка считают виновными в фактическом дефолте и неплатежеспособности банка на протяжении полутора месяцев.

Дело в том, что ВУЗ-Банк и Банк24.ру — две кредитные организации, весьма схожие как по своему размеру, так и по месту на рынке. По состоянию на 1 сентября нетто-активы обеих кредитных организаций составляли порядка 11 миллиардов рублей. Оба банка — заметные игроки на рынке расчетно-кассового обслуживания, и тот и другой предлагают схожие линейки продуктов для физических лиц, в том числе — высокотехнологичные системы дистанционного банковского обслуживания. Близость стратегий развития двух кредитных учреждений прослеживается даже в мелочах, вплоть до совпадения дизайна кредитных карт (с рисунком в виде кармана на джинсах) и расположения некоторых офисов. Очевидно, что два банка являются конкурентами на рынке банковских услуг Екатеринбурга, причем в ряде ниш — таких как интернет-банк для физических лиц, привлечение средств на депозиты, расчетно-кассовое обслуживание бизнеса — их бизнес-интересы не просто пересекаются, но входят в прямое противоречие.

Как прямая конкуренция между двумя банками будет урегулирована внутри группы «Лайф», до сих пор остается неясным. За время, прошедшее с заключения договора покупки, руководство Пробизнесбанка не озвучило стратегии дальнейшего существования ОАО «Банк24.ру». Пока все заявления вице-президента по кредитным рискам Пробизнесбанка Ярослава Алексеева фактически свелись к утверждению, что работа нового актива не претерпит никаких изменений, а менеджмент ПББ не будет вмешиваться в работу Банка24.ру. Сложно предположить, что такая тактика может разрешить указанные противоречия.

Очевидно, что без существенных структурных изменений в нынешнем своем виде тандем ВУЗ-Банк — Банк24.ру не может существовать без конкурентных столкновений. Синергетический эффект от работы двух кредитных организаций, функционирующих в одном регионе, может иметь место только в том случае, если они откажутся либо от географического пересечения сфер своих интересов («поделят» территорию присутствия), либо от эксплуатации пересекающихся рыночных ниш (например, один банк будет развиваться как розничный, а второй — как корпоративный). Но оба варианта представляются на данный момент маловероятными: офисы банков расположены в одних и тех же районах города, продуктовые ряды пересекаются именно в тех сферах, в которых оба банка имеют сильные рыночные позиции.

Можно предположить, что план по инкорпорации ОАО «Банк24.ру» в состав группы «Лайф» без его существенных внутренних изменений представляется малообоснованным и международным наблюдателям. Об этом, в частности, свидетельствует решение рейтингового агентства Fitch Ratings изменить прогноз по долгосрочным рейтингам ОАО «АКБ «Пробизнесбанк» со «Стабильного» на «Негативный». Объясняя падение рейтинга, агентство указало на ряд неразрешенных проблем, связанных именно с приобретением ОАО «Банк24.ру» и Газэнергобанка.

Таким образом, сложившаяся ситуация представляется парадоксальной и выгодна только действующему руководству ОАО «Банк24.ру», сохранившему фактический контроль над банком даже после его продажи.



Впрочем, ряд экспертов подвергают сомнению искренность слов руководителей Пробизнесбанка относительно их невмешательства во внутреннюю политику вновь приобретенного актива. И для этих сомнений есть все основания: достаточно обратиться к судьбе того же ВУЗ-Банка. В момент приобретения в январе 2003 года руководство ПББ также заявляло о том, что сохранит и действующий менеджмент, и новаторские разработки уральских коллег. Однако менее чем через год в банке не без скандала сменился топ-менеджмент. В течение относительно небольшого промежутка времени произошел отказ и от собственных уникальных стратегий развития банковского бизнеса.

Так, на момент покупки ВУЗ-Банк был одним из пионеров отечественного финансового рынка в области инновационных карточных продуктов. В банке разрабатывались и внедрялись уникальные для России чиповые технологии, сама кредитная организация была одним из крупнейших экваеров Уральского региона. Однако после сделки с Пробизнесбанком инновационные направления были свернуты, разработки прекращены, а банк стал ориентироваться на стандартные линейки продуктов, «спущенные» из Москвы. В результате на настоящий момент предложение банка более не выделяется из числа аналогичных продуктов конкурентов.

Принимая во внимание эти факты, нельзя исключать и того, что нынешние заявления руководителей Пробизнесбанка — не более чем временный тактический ход. Вполне возможно, что уже в ближайшее время они могут начать реальное вмешательство и в управление ОАО «Банк24.ру».

К тому же о своей возможной отставке в ближайшее время неофициально сообщил и сам Сергей Лапшин. «Исходя из профессиональной этики, продав бизнес, мы обязаны некоторое время проводить послепродажное обслуживание, восстановить работу банка и клиентскую базу в первоначальном виде», — такое сообщение размещено на одном из популярных интернет-форумов от имени С. Лапшина.

О том, как может измениться судьба Банка24.ру после реальной смены топ-менеджмента, можно только строить предположения. Очевидно, что нынешняя стратегия развития — ориентация на круглосуточность и высокотехнологичность — была тесно связана с личными предпочтениями прежних акционеров. Вряд ли новые собственники будут прилагать те же усилия к развитию этих направлений.

Вполне вероятно, что уже в самом ближайшем будущем Банк24.ру будет слит с уже имеющимися кредитными учреждениями группы «Лайф».

Так, согласно информации ряда экспертов, до начала финансового кризиса осенью этого года в Пробизнесбанке уже рассматривались планы по объединению всех подконтрольных кредитных учреждений в единый банк с общим брендом «Лайф», общей продуктовой линейкой и единым руководством. Предполагалось, что полное слияние с последующим ребрендингом должно было осуществиться в 2009 году. Однако изменение ситуации на финансовых рынках внесло в планы группы свои коррективы: у нее появились новые члены, причем — находящиеся в сложном экономическом положении; структура группы усложнилась, активы и пассивы увеличились более чем на 10%. Впрочем, эксперты не исключают, что эти приобретения могут оказаться только дополнительным стимулом для запуска процесса объединения и последующего ребрендинга. Их катализатором может выступить именно ситуация в Свердловской области, где два актива Пробизнесбанка оказались в ситуации открытой конкурентной борьбы. Вполне возможно, что противостояние банков будет решено путем их объединения.

Можно предположить, что оно произойдет не на базе ВУЗ-Банка или Банка24.ру, а на единой платформе группы «Лайф». Очевидно, что именно корпоративные стандарты Пробизнесбанка станут примером для копирования во всех подразделениях и именно его продуктовый ряд будет положен в основу будущего ассортимента всей сети.

Вряд ли при этом будут сохранены существующие уникальные технологические наработки, созданные в Банке24.ру. Впрочем, отдельные технологии, например круглосуточная работа отдельных офисов, могут быть использованы и в новом формате.

В то же время ряд аналитиков финансового рынка не исключают, что основной интерес в сделке по приобретению Банка24.ру для группы «Лайф» могли представлять не активы и пассивы кредитной организации, находившейся на грани банкротства, а, скорее, возможность получить долгосрочные государственные кредиты, выделяемые ЦБ и АСВ на оздоровление неблагополучных финансовых учреждений. Нельзя исключать, что именно стремление пополнить свои пассивы за счет долгосрочных и относительно дешевых финансовых ресурсов государства и стали тем стимулом, который заставил Пробизнесбанк вступить в марафон по приобретению проблемных «регионалов». В этом случае свою задачу банк выполнил полностью — как минимум две кредитные организации были отданы ему «под санацию». По мнению экспертов, на их финансовое оздоровление государство выделило сумму порядка 3—4 миллиардов рублей.

Если эта версия верна, то судьба вновь приобретенных активов, по всей вероятности, не является для руководства группы «Лайф» приоритетным вопросом. Для отчета перед государством будет вполне достаточно того, что банки будут выполнять свои обязательства перед клиентами (для этого, по всей видимости, достаточно и части выделенной АСВ суммы). В то же время в развитии и прогрессе указанных учреждений группа вряд ли заинтересована. Можно предположить, что в ближайшей перспективе оба банка ждет постепенное «сворачивание» и переброска активов в «материнские» подразделения. В этом случае прежних менеджеров, оставленных на своих постах, можно рассматривать в качестве своеобразной «похоронной команды», задачей которой является доведение банка до логического конца.


Другие материалы по теме: