«Уральский рабочий» и Ирина Ошуркова: «Повод для грусти»

23 декабря 2008 (08:22)

В Свердловской области лишь 26 процентов свалок имеют лицензии

В юбилейный год — год 20-летия со дня создания природоохранных органов — Ростехнадзор впервые внедрил программу обучения экологической безопасности для директоров промышленных предприятий и глав муниципальных образований, специалистов на производстве и рядовых рабочих.

— Но радоваться особо нечему, — говорит Николай Крупинкин, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу. — Особо грустно, когда человеку, в чьи профессиональные обязанности входит непосредственное обеспечение благоприятной экологической обстановки на заводе, задаешь элементарный вопрос: «Назовите основной закон, регламентирующий ваши действия?», а он не знает… Специалисты не подозревают даже, какое количество промышленных отходов предприятие может размещать на своей территории, если на заводе используются ртутные лампы или, допустим, аккумуляторные свинцовые батареи — то каким образом их утилизировать. И в то же время находится немало противников такой учебы, хотя ее необходимость доказывать излишне.

Однако, справедливости ради, Николай Яковлевич отметил, что на завершившемся конкурсе «Экологическая безопасность—2008» многие комбинаты и промышленные корпорации представили интересные проекты экопрограмм и систем экологического менеджмента, а также достижения в различных областях: рационального использования водных ресурсов, охраны атмосферного воздуха, обращения с опасными отходами. Вопрос только в том, не будут ли программы сокращаться в условиях экономического кризиса? Директора производств обещали, что все пункты будут соблюдены в принятом виде. Но, насколько их слова правдивы, судить пока рано.

В любом случае контроль за выбросами, несанкционированными свалками и прочими негативными влияниями на окружающую среду, по уверению Николая Крупинкина, будет еще более ужесточен.

И, вероятно, предприятиям не остается другого пути, как начать считаться с требованиями Ростехнадзора. Конечно, можно и повременить, если в кошельке есть лишние тринадцать миллионов рублей, как у жилищно-коммунального хозяйства Среднеуральска, которое по решению суда обязано выплатить бюджету названную сумму за двухнедельное пожарище на полигоне твердых бытовых отходов. Аналогичный иск предъявлен и ЖКХ Ирбита. Кто следующий?

К слову, за прошедший год, кроме плановых сборов за негативное влияние на окружающую среду (а в УрФО они составили более трех миллиардов рублей), Ростехнадзор выписал штрафов еще на 330 миллионов, 80 из которых выпали на долю предприятий Среднего Урала.

Если оценивать по степени важности, то среди прочих экологических проблем в нашей области несанкционированные свалки занимают лидирующие позиции. По данным Ростехнадзора, свердловчане производят в год более 180 тысяч тонн отходов, которые размещаются на 246 полигонах. Причем только 40 из них имеют соответствующие лицензии. Остальные 206 свалок эксплуатируются без какой-либо разрешительной документации. Причем запретительные меры, как считает Николай Крупинкин, не самые действенные:

— Два полигона мы закрыли, теперь на очереди свалки Богдановича. Но такие действия не решают проблему складирования мусора. Некоторое время назад широко обсуждался вопрос строительства в нашей области четырех специальных заводов, теперь даже разговоры по этому поводу утихли… Это очень сложный процесс, и должен признать, что иногда удается добиться хоть каких-то видимых результатов, лишь ставя перед губернатором вопрос о несоответствии главы муниципального образования занимаемой должности.

Второе место в экологическом антирейтинге занимают атмосферные выбросы. Самым опасным для человека считается попутный нефтяной газ, который в рамках государственной программы к 2011 году нужно научиться не только утилизировать, но и использовать как сырье.

Но есть в бочке дегтя и ложка меда. Среди положительных тенденций можно отметить, что если в течение последних нескольких лет количество промышленных выбросов постепенно росло, то к концу 2008 года — несколько сократилось. Хоть в этом плане экономическая нестабильность оказалась благом. На одном металлургическом заводе остановлены пять доменных печей из шести, на другом введена четырехдневная рабочая неделя — согласно логике воздух должен стать чище. Однако будет ли уральцам легче дышаться, когда финансы поют романсы?


Другие материалы по теме: