Государственные сберегательные облигации

Всем стало ясно, что существующий пенсионный механизм не удовлетворяет требованиям времени.

Российский бюджет в самое ближайшее время не сможет обеспечивать растущий объем пенсионных отчислений. Это касается всех уровней – начиная от федерального бюджета и кончая бюджетами муниципальных образований, в которых медленно, но верно растет доля социальных расходов. Все предложенные варианты реформирования пенсионной системы для своей реализации требуют надежного инструмента гарантирования сохранности пенсионных отчислений. Недавно в качестве такого инструмента было одобрено создание государственных сберегательных облигаций (ГСО).

В начале ноября премьер-министр России Михаил Касьянов подписал постановление правительства №771 о генеральных условиях эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций. Таким образом, был окончательно решен вопрос о выпуске государственных ценных бумаг для страховщиков и негосударственных пенсионных фондов.

По заверениям экспертов, уже к концу этого года будет завершен ряд технических процедур, в числе которых – открытый конкурс по определению генерального агента, организатора торговли на рынке ценных бумаг и депозитария. Эти бумаги станут доступными для страховщиков уже в начале будущего года.

Комментируя это событие, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс сказал: «Это давно ожидаемое и знаковое событие для страхового рынка. Теперь страховые компании и негосударственные пенсионные фонды получили совершенно новый инвестиционный инструмент для размещения страховых резервов. Мы уверены, что это самым позитивным образом скажется на развитии страхового рынка и, в первую очередь, на сегменте страхования жизни. Если технические вопросы будут решены быстро, как это и обещала нам заместитель министра финансов России Белла Златкис, то в начале 2002 г. страховщики получат от правительства и от ВСС – учитывая огромную работу, проделанную cоюзом, – хороший подарок».

По словам Игоря Юргенса, предполагаемый объем пилотного выпуска составит 2–4 млрд руб. Эти данные подтвердил заместитель руководителя департамента управления внутренним госдолгом Минфина Александр Чумаченко. По словам А. Чумаченко, до размещения бумаг весной 2002 г. Минфин должен подготовить еще ряд документов и выбрать на конкурсе торговую площадку, платежного агента и депозитарий, где будут храниться купленные инвесторами бумаги.

Техническая сторона

Решение о выпуске длинных госбумаг было принято Минфином в ответ на многочисленные просьбы институциональных инвесторов. Отдельные бумаги, не обращающиеся на вторичном рынке, что компенсируется «привязкой» доходности к инфляции, выгодны также и самому Минфину, поскольку он заинтересован удлинить внутренний долг. Чумаченко говорит, что страховщики сами настаивали на том, чтобы рынок был ограничен. Ликвидность же, считает он, станет обеспечиваться тем, что бумаги можно будет предъявлять к досрочному выкупу.

Утвержденные генеральные условия эмиссии и обращения ГСО определяют порядок эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг, выраженных в рублях, в виде государственных сберегательных облигаций. Эмитентом ГСО от имени Российской Федерации выступает Минфин. ГСО являются именными государственными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Минфином в соответствии с законодательством и генеральными условиями. Глобальный сертификат хранится в депозитарии. По срокам обращения облигации являются среднесрочными и долгосрочными долговыми обязательствами Российской Федерации. Эмиссия ГСО осуществляется отдельными выпусками.

Объем каждого выпуска определяется Минфином исходя из предельного объема эмиссии облигаций, установленного правительством России на соответствующий год. Запись по счету «депо» удостоверяет право собственности на облигации и является основанием для осуществления прав, предусмотренных генеральными условиями. Владельцами облигаций могут быть российские юридические лица, являющиеся резидентами РФ: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Владелец облигаций имеет право на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций; предъявление облигаций к выкупу в порядке и объемах, предусмотренных решением о выпуске облигаций, в установленные дни — право на получение выплаты доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций. На вторичном рынке ГСО не обращаются. Передача владельцем облигаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускается.

Минфин на основании генеральных условий будет определять условия эмиссии и обращения облигаций и принимать решение о выпуске облигаций. Размещать ГСО будут на добровольной основе на аукционе, который проводится организатором торговли на рынке ценных бумаг, заключившим с Минфином соглашение и имеющим соответствующую лицензию. Функции агента по размещению облигаций, их погашению и выплате доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигаций, выполняет кредитная организация на основе специального соглашения, заключаемого с Минфином. Функции депозитария выполняет организация, заключившая с Минфином соглашение и имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности. Финансирование затрат, связанных с эмиссией, обращением, выплатой доходов и погашением ГСО, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на погашение и обслуживание государственного внутреннего долга.

Проблемы

На первый взгляд все хорошо. Пенсионная система получает необходимый инструмент гарантирования, граждане, соответственно, гарантию выплаты пенсии, государство – определенные денежные вливания. Все счастливы и довольны. Но после анализа осуществляемых инноваций у аналитиков возникли серьезные опасения по поводу жизнеспособности такого инструмента и по поводу благих намерений государства.

Первое, что бросается в глаза, – высокая заявленная доходность облигаций – на 0.5% больше уровня инфляции. Так, по словам аналитика ИК «Уником Партнер» Дмитрия Казина, довольно сомнительно предположение об их возможной высокой доходности, поскольку госбумаги по определению ниже по доходности, чем корпоративные бумаги. «На сегодня же даже корпоративные ценные бумаги могут предложить уровень доходности 10 – 20% , чего же ждать тогда от новых госбумаг? Для государства же новые бумаги, скорее всего, выступят как инструмент привлечения дополнительных средств», – добавил Казин. Возможно, в перспективе государство надеется на снижение в течение 10-15 лет уровня инфляции до оптимальных по экономической теории 4 %, но такое даже при весьма благоприятном развитии России маловероятно.

Как следствие возникает вопрос о том, смогут ли гарантировать ГСО выплату пенсий. Так, среди основных проблем, препятствующих началу осуществления пенсионной реформы, президент управляющей компании «Тройка-Диалог» Павел Теплухин назвал отсутствие государственных гарантий того, что пенсии будут выплачены в полном объеме и в срок. Объем пенсионных резервов уже в ближайшие годы будет сопоставим с объемом федерального бюджета. «Государственный бюджет слишком мал, чтобы что-то гарантировать», – сказал Павел Теплухин. По его мнению, пенсионные фонды, государственный и частные, должны самостоятельно решать вопросы минимизации и диверсификации рисков. При этом государственные облигации не дают гарантий, и в них надо вкладывать средства осторожно, отметил Павел Теплухин.

Павел Теплухин отметил также, что, по предварительным подсчетам, реализация пенсионной реформы, частью которой является выпуск ГСО, приведет к необходимости перестраховать на западном рынке риски на сумму около 153 млрд руб. Потенциальные доходы пенсионной системы уйдут на оплату страховых премий, сказал президент компании «Тройка-Диалог». В то же время он отметил, что российский фондовый рынок в состоянии «переварить» средства пенсионной системы, которые, по оценкам компании «Тройка-Диалог», в 2002 г. составят $1 млрд, в 2005 г. – $7 млрд, в 2010 г. – $32 млрд. Павел Теплухин отметил, что капитализация российского рынка акций сегодня составляет $60 млрд, помимо этого существуют рынок государственных облигаций, корпоративных облигаций и векселей, ипотечный рынок и другие эффективные инвестиционные инструменты.

После этого становится актуальным вопрос о благочестивости намерений государства в выпуске ГСО. Во-первых, не указывается, как будут использоваться зарезервированные средства. Так, правительственный законопроект для принятия инвестиционных решений предполагает создание инвестиционного комитета из представителей государственных органов. По мнению Павла Теплухина, это приведет к использованию пенсионных средств для решения политических проблем, в частности, финансирования выборных компаний. Во вторых, при ближайшем рассмотрении, таким шагом государство убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, оно нейтрализует напряженность в обществе по поводу гарантий пенсий, отодвигая решение этой проблемы минимум на 5-10 лет, с другой – привлекает дополнительные денежные средства населения. Вернее сказать, не привлекает эти средства, а просто не выводит их из своего актива, так как после увода пенсионной сферы из прерогативы государства оно их просто теряет.

Следующая проблема ГСО чисто математическая. В настоящее время пенсионные отчисления практически не накапливаются, а идут на выплаты текущих пенсий. При этом следует отметить, что в общей сложности услугами негосударственных пенсионных фондов охвачено менее 5% экономически активного населения России. Средние размеры дополнительных пенсий из НПФ обеспечивают не более 15% суммарных доходов пенсионеров. Получателями дополнительных пенсий являются менее 1% граждан, имеющих право на государственную пенсию. Таким образом, при введении в действие такого инструмента, как ГСО, из пенсионной системы будет выведена часть денежных средств, а следовательно, в ближайшее время у пенсионных фондов возникнет дилемма – либо выплачивать пенсии, либо резервировать денежные средства в ГСО в ущерб текущим платежам. В целом это приведет к снижению популярности облигаций.

При таком варианте развития событий вполне логичным со стороны государства будет сделать механизм размещения ГСО не добровольным, а принудительным, с установлением нормы обязательного резервирования пенсионных отчислений. Об этом уже говорят не только независимые эксперты, но представители страховых компаний и пенсионных фондов. По словам представителей страховых компаний, приобретение «длинных» государственных бумаг, возможно, в скором времени станет обязательной процедурой для страховых компаний. Также было отмечено, что «длинные» государственные бумаги выгодны прежде всего клиентам страховых компаний, которые хотят получить накопительную пенсионную страховку, т.к. эти бумаги защищают деньги от инфляции. Но сначала необходимо наладить механизм, благодаря которому «длинные» государственные бумаги будут приносить реальный доход и гарантировать сохранность пенсионных отчислений.

Именно с этого момента и возникает параллель с печально известными ГКО. Используя длительный срок погашения облигаций, государство вполне может привлечь колоссальные объемы денежных средств, если учесть, что только пилотный выпуск облигаций будет осуществлен в размере 2-4 млрд руб. А затем, не будучи способным покрыть столь высокую доходность, объявит погашение по номиналу или вообще, потеряв деньги, объявит своего рода «внутренний дефолт». Отказа от выплат по государственным сберегательным облигациям не выдержат не только пенсионеры, но и вся российская экономика .Так это окажется или нет, россияне смогут узнать только минимум через 5 лет, когда придет время погашения первого выпуска государственных сберегательных облигаций. Однако уже сейчас прогнозируемые потери государственного Пенсионного фонда при осуществлении пенсионной реформы будут ежегодно составлять примерно 35-37 млрд руб. ПФР планирует компенсировать этот убыток собственных резервов, а с 2004 г. снижение доходов ПФР составит около 50 млрд руб. в год, и оно будет возмещаться за счет средств федерального бюджета. Но это государственный фонд, что же предложат в случае убытков негосударственным пенсионным фондам, пока непонятно.


Другие материалы по теме: