«Известия»: Александр Лившиц – 6 декабря правительство может совершит переворот

5 декабря 2001 (14:39)

Впервые за 80 лет у власти появилась возможность разрушить иллюзию контроля над естественными монополиями, считает экс-министр финансов, заместитель генерального директора ОАО «Русский алюминий» Александр Лившиц. О том, насколько важен сам факт отправки правительством инвестпрограммы МПС на доработку, он рассказал в интервью обозревателю «Известий».

– Цифры возможного роста тарифов на перевозки в 2002 году повергли рынок в состояние шока. Почему рядовое мероприятие – обсуждение инвестиционной программы МПС – на этот раз превратилось в противостояние ведомств?

– Отправка на доработку инвестпрограммы МПС – неординарное событие. Отправив проект на доработку, правительство не перенесло сроков заседания по тарифам на услуги естественных монополий в 2002 году. Тем самым создана принципиально новая конструкция принятия решений о судьбе монополии.

– В чем же «принципиальная новизна»?

– Тарифы естественных монополий всегда были следствием инвестиционной программы. Этот сценарий не менялся с 20-х годов. Нарком, отвечавший за железные дороги, ежегодно составлял список нужд путейного хозяйства и отправлял в вышестоящие инстанции для получения финансирования. Суммы, требуемые на развитие железных дорог, колоссальными были всегда. Когда у вышестоящих инстанций возникал вопрос, чем мотивированы огромные вложения, нарком имел два главных аргумента – массивность хозяйства и стратегическая важность железных дорог. Это позволяло рисовать апокалиптические картины недоинвестиций отрасли. Зная логику «верхов», просили всегда больше, чем было надо. Шел торг. Смета в конце концов урезалась, но в итоге обе стороны были довольны.

– А сейчас?

– Ситуация изменилась зеркальным образом. Сначала будут установлены тарифы на услуги естественных монополий на 2002 год, и лишь потом МПС придется вписывать в них свою программу.

– Но это при условии, что тарифы будут утверждены 5 декабря.

– Совершенно верно. 6 декабря у правительства есть шанс совершить переворот в организации госконтроля над естественными монополиями и установить новый порядок общения с ними.

– А нужен ли он? Правительство вполне может отправить на доработку вопрос с тарифами, как ранее инвестпрограмму, и тогда система отношений не изменится.

– Если программа вызвала вопросы, значит, в Белом доме поняли, что порядок надо менять. Власти требуется детальный контроль над происходящим в монополиях. Есть и другое ограничение – бюджет. Почему-то когда мы говорим о его выполнении, то имеем в виду лишь соответствие расходов и доходов. Но там есть и другие цифры. В бюджете на 2002 год показатели инфляции определены. Значит, Минэкономики может посчитать предельную ставку тарифов. На основе этих цифр и надо разговаривать с монополистами. Если для покрытия расходов инвестпрограммы не хватает тарифной составляющей, то есть другие источники: привлеченные средства, экономия, продажа непрофильных активов.

– Как посчитать, сколько денег требуется МПС, чтобы не допустить резкого роста тарифов и развала путейного хозяйства?

– МПС требует 161 млрд. рублей, 38 млрд. из которых должны составить привлеченные средства, а 123 млрд. – собственные. При этом 110 млрд. – ускоренная амортизация. Аргумент МПС – «все ветшает». Но есть интересная статистика. В 1993 году износ основных фондов на железной дороге составлял 34%, в 1998-м – 57%. В 2001-м, по данным инвестпрограммы, – 57%. Возникает вопрос: где деньги? С 1998 года тарифы не стояли на месте, они росли, значит, были и средства на инвестиции. Почему тогда не сократился износ основных фондов? Значит, деньги идут не только на инвестиции. Они уходят куда-то еще, например, в непрофильные активы.

– Но монополии формировались как замкнутые системы, и в том числе ради обеспечения безопасности страны. Как вы сами говорите, система выстраивалась на протяжении десятилетий.

– Но последнее десятилетие прошло еще 10 лет назад. Экономика стала другой. Из представленной инвестиционной программы МПС технико-экономическое обоснование (ТЭО) имеет не так уж много проектов. В остальном непонятно, на что требуются деньги, как они окупятся. К тому же, в этой программе нет даже такого понятия, как «тендер». При этом оценки специалистов показывают, что вложения в непрофильные активы МПС лишь увеличиваются. Сейчас на непрофильные и, возможно, неприоритетные проекты в МПС требуют около 60 млрд. рублей. Значит, на самом деле остается 100 млрд. Если 38 млрд. планируют финансировать за счет привлеченных средств, получается, что министерству требуется всего 62 млрд. рублей для инвестиций. При таком раскладе можно обойтись вообще без увеличения железнодорожных тарифов. Судя по поступающей информации, Минэкономразвития хочет урезать инвестиционную программу МПС на 30 млрд. рублей. Вокруг этого и развернется борьба.

– А за тарифы?

– По тарифам возможно несколько вариантов развития событий. Первый - бюджетный: если правительство все-таки посчитает, как должны расти тарифы, чтобы инфляция не вышла за отведенный коридор в 11 – 13%. Второй вариант - это вариант монополий, когда цены на их услуги повысятся в разы. В этом случае инфляция в 2002 году составит около 20%. И это только за счет тарифов. А если цены на нефть рухнут, а если курс рубля будет другим, нежели планировалось?

– Как, по-вашему, будут развиваться события 6 декабря?

– У Минэкономики есть несколько вариантов. Я не знаю, какой из них вынесут на заседание правительства. А по большому счету, я вообще не понимаю, зачем при утвержденном бюджете искать среднюю между законом и аппетитом монополии. Но если в итоге примут компромиссный тарифный вариант, инфляция составит 15-16%.

– А если в Белом доме пойдут навстречу монополистам, что будет?

– Cкверно. В бюджете-2002 отведены лимиты на ресурсы. Если сильно вырастут тарифы, бюджетникам не хватит денег для оплаты электроэнергии, перевозок. Начнутся неплатежи, отключения электроэнергии. Станут вышибать деньги из других статей бюджета. Возрастут также издержки промышленности, связанные с экспортом.

– То есть вы как представитель компании «Русский алюминий» выступаете против повышения тарифов?

– Мы просто хотим знать две вещи. Во-первых, из чего складывается тариф. Во-вторых, ясных правил игры. Отсутствие предсказуемости - это главное препятствие для инвестиций.

– Какое повышение вас устроит?

– Речь не идет о цифре. Речь идет о правилах игры. Мы хотим понять, как будут индексироваться тарифы – в соответствии с инфляцией, указанной в бюджете, или в результате торга. Мы хотим знать регламент индексации – будет она происходить в любой день, раз в год или как придется.


Другие материалы по теме: