Налоговый учет и интересы пользователей
Со вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении налога на прибыль получит нормативное закрепление понятие налогового учета как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль. Фактически это означает введение дополнительной системы финансового учета, параллельной бухгалтерскому учету. На вопросы корреспондента «VIP-консультанта» отвечает доктор экономических наук, генеральный директор аудиторской фирмы «ЦБА», член рабочей группы Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, член методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ Светлана Николаева
– В чем заключалась инициатива Министерства по налогам и сборам ?
Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной информационной системы – налогового учета прибыли. Таким образом признав, что система бухгалтерского учета не удовлетворяет их фискальным целям. В лице государства в получении информации о предприятии заинтересованы: Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центральный банк РФ и иные кредитные учреждения, Министерство государственного имущества РФ, Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, Государственный комитет РФ по статистике и прочие, и прочие. Если, последовав примеру МНС РФ, данные пользователи финансовой отчетности сочтут, что система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их информационным потребностям, то не за горами появление нормативно закрепленных антимонопольного учета, учета в целях предупреждения несостоятельности и финансового оздоровления, управленческого учета и т.д.
Другими словами, двигаясь по этому пути, необходимо обеспечить функционирование соответствующего количества учетных систем. Результатом подобных инноваций будет резкий рост накладных расходов российских компаний в общей сумме их издержек и, соответственно, рост себестоимости производимой продукции и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности.
– Какова на сегодня роль бухгалтерского учета ?
Исторически система бухгалтерского учета в силу предмета и метода последнего способна смоделировать картину реальной деятельности компании, то есть предоставить информацию о финансовом положении предприятия, его финансовых результатах и т.д.
Бухгалтерский учет как информационная система предоставляет возможность формирования объективной информации о хозяйствующем субъекте и обеспечивает пользователей информацией о реальной модели финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Однако очевидным является и то обстоятельство, что потребности пользователей бухгалтерской отчетности различаются.
В России далеко не всегда можно говорить о пользователях отчетности, осознавших свои информационные потребности в отношении финансовой информации о предприятии, в том числе в лице как потенциальных инвесторов, так и так называемых эффективных собственников. Реальными фактическими «заинтересованными» пользователями финансовой информации в большинстве случаев являются налоговые органы. Российскими нормативными актами приоритет пользователей не устанавливается. Как правило, он устанавливается субъективно бухгалтером в зависимости от наличия тех или иных потребителей финансовой информации. Таким образом, финансовая отчетность российских предприятий, составленная по правилам бухгалтерского учета, не всегда нейтральна, но в то же время, несомненно, более объективна, чем отчетность, составленная на основании данных информационной системы налогового учета.
– Как будет развиваться система учета ?
У российского законодателя имеется возможность выбора одного из двух путей создания информационной финансовой системы в интересах значительного круга пользователей: первый путь – «каждому пользователю – по информационной (учетной) системе».
Второй путь предполагает применение в отношении такого объекта управления, как информационная система, принципа «управления по отклонениям», то есть выбор в качестве основной учетной системы такой системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей и далее – построение на ее основе «особенных информационных систем», удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей.
В настоящее время в отношении формирования информационной системы о налоговой базе законодатель пошел по первому пути.
Очевидно, что первый путь очень затратный: он резко увеличивает издержки на создание и поддержание информационных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль исполнения требований.
Кроме того, данный путь объективно содержит в себе, как минимум, две принципиальные опасности: повышается риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства, что, естественно, повлияет на его исполнимость; и кроме того резко возрастает бремя издержек на предприятии по созданию «индивидуальных под каждого государственного потребителя» систем информации, что приведет к полному невыполнению требований законодателя в той или иной области, а значит, к необеспечению какого-либо пользователя необходимой информацией.
Соответственно, второй путь создания информационных систем – «по отклонениям» – более эффективен. Он предполагает описание принципов взаимодействия «главной» учетной системы и «второстепенных» учетных систем, детальное определение и описание отличий. При таком подходе становится ясным, как, по каким принципам создавать законодательство, нормативные документы по системам учета, какие вопросы они должны содержать. Однако по нему нужно идти только тогда, когда есть учетная система, которую можно принять за основу удовлетворения интересов многих пользователей, в том числе и со стороны государства.
– Зачем нужно введение новой системы налогового учета, отдельной от бухгалтерского?
Чтобы за счет создания учетной системы налоговой базы, более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа , чем та система, которая существовала до сих пор (система корректировки данных бухгалтерского учета в целях налогообложения), повысить эффективность функционирования налоговой системы в целом, в том числе и выполнения ею главной задачи – обеспечения доходной части государственного бюджета.
Насколько текст главы 25 НК РФ и принципы, заложенные в ее основу, ясны и понятны, свидетельствуют многочисленные публичные выступления экспертов, опросы мнения профессионалов – аудиторов, консультантов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, которые единодушно высказываются против самой идеи налогового учета, познакомившись с содержанием данного законодательного акта. Среди специалистов отделов методологии, внутреннего аудита крупнейших российских налогоплательщиков отсутствует ясность в подходах к ведению налогового учета, не говоря уже о многочисленных обсуждаемых в настоящее время противоречиях, неточностях самого текста. Конечно, можно сказать, что они мало чего понимают и не мыслят государственными категориями. Однако цена за эти неясности уже назначена – это тот механизм налоговой ответственности, который достаточно хорошо и подробно проработан в Налоговом кодексе.
– Насколько необходимо введение отдельной системы учета?
На все абсолютно вопросы дает ответ существующая система бухгалтерского учета, определяемая законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету. Налоговое законодательство не должно «тратиться» на свои собственные определения вышеперечисленных категорий, а должно только кратко и четко ответить на следующие вопросы, описать подробно отклонения бухгалтерского показателя от налогового аналога.
Если взять налог на прибыль, то это налог на разницу между признанными в налоговом периоде доходами и расходами. Для того чтобы правильно исчислить налоговую базу, необходимо ответить на следующие вопросы:
- распределение доходов и расходов по налоговым периодам;
- величина доходов и расходов;
- виды доходов и расходов;
- момент признания доходов и расходов.
Ответы на эти вопросы можно получить и из существующей системы бухгалтерского учета.
Таким образом, в ответ на поставленный нами выше вопрос о том, исчерпал ли бухгалтерский учет возможности удовлетворения информацией налоговый орган, хотелось бы ответить следующее: объективная потребность в ведении так называемого абсолютного или чистого налогового учета возникает в двух случаях: когда налогоплательщик освобожден от обязанности ведения собственно бухгалтерского учета и когда налоговую базу невозможно исчислить по данным бухгалтерского учета. Налог на прибыль как налог на разницу между доходами и расходами налогового периода не обусловливает объективной потребности в самостоятельном налоговом учете.
Более того, действующее бухгалтерское законодательство содержит все основополагающие принципы признания и оценки доходов и расходов, которые ложатся в основу налоговой базы по налогу на прибыль. Анализ текста законодательства по бухгалтерскому учету и главы 25 НК РФ позволяет сделать вывод, что в данном случае при построении взаимодействия этих видов законодательства между собой как раз можно и нужно идти по пути принципа «управления по отклонениям» – то есть взять за основу квалификацию и методы определения доходов и расходов по бухгалтерскому учету и определиться с отклонениями от них в целях налогообложения. Налоговое законодательство должно определиться с видами и перечнем этих отклонений.
Таким образом, проведенный анализ как правовых норм, так и мнений многочисленных специалистов и практиков позволяет, на наш взгляд, сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует необходимость в существовании системы налогового учета по налогу на прибыль как системы, параллельной системе бухгалтерского учета. Введение такой системы не отвечает ни интересам государства в целом, ни интересам российского предпринимателя, ни интересам многочисленных реальных и потенциальных пользователей достоверной финансовой информации.
Мы предлагаем в этой связи приостановить введение в действие главы 25 НК РФ и вернуться к разработке иной концепции взаимодействия бухгалтерского законодательства и законодательства по налогообложению.
– В чем заключалась инициатива Министерства по налогам и сборам ?
Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной информационной системы – налогового учета прибыли. Таким образом признав, что система бухгалтерского учета не удовлетворяет их фискальным целям. В лице государства в получении информации о предприятии заинтересованы: Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центральный банк РФ и иные кредитные учреждения, Министерство государственного имущества РФ, Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, Государственный комитет РФ по статистике и прочие, и прочие. Если, последовав примеру МНС РФ, данные пользователи финансовой отчетности сочтут, что система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их информационным потребностям, то не за горами появление нормативно закрепленных антимонопольного учета, учета в целях предупреждения несостоятельности и финансового оздоровления, управленческого учета и т.д.
Другими словами, двигаясь по этому пути, необходимо обеспечить функционирование соответствующего количества учетных систем. Результатом подобных инноваций будет резкий рост накладных расходов российских компаний в общей сумме их издержек и, соответственно, рост себестоимости производимой продукции и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности.
– Какова на сегодня роль бухгалтерского учета ?
Исторически система бухгалтерского учета в силу предмета и метода последнего способна смоделировать картину реальной деятельности компании, то есть предоставить информацию о финансовом положении предприятия, его финансовых результатах и т.д.
Бухгалтерский учет как информационная система предоставляет возможность формирования объективной информации о хозяйствующем субъекте и обеспечивает пользователей информацией о реальной модели финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Однако очевидным является и то обстоятельство, что потребности пользователей бухгалтерской отчетности различаются.
В России далеко не всегда можно говорить о пользователях отчетности, осознавших свои информационные потребности в отношении финансовой информации о предприятии, в том числе в лице как потенциальных инвесторов, так и так называемых эффективных собственников. Реальными фактическими «заинтересованными» пользователями финансовой информации в большинстве случаев являются налоговые органы. Российскими нормативными актами приоритет пользователей не устанавливается. Как правило, он устанавливается субъективно бухгалтером в зависимости от наличия тех или иных потребителей финансовой информации. Таким образом, финансовая отчетность российских предприятий, составленная по правилам бухгалтерского учета, не всегда нейтральна, но в то же время, несомненно, более объективна, чем отчетность, составленная на основании данных информационной системы налогового учета.
– Как будет развиваться система учета ?
У российского законодателя имеется возможность выбора одного из двух путей создания информационной финансовой системы в интересах значительного круга пользователей: первый путь – «каждому пользователю – по информационной (учетной) системе».
Второй путь предполагает применение в отношении такого объекта управления, как информационная система, принципа «управления по отклонениям», то есть выбор в качестве основной учетной системы такой системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей и далее – построение на ее основе «особенных информационных систем», удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей.
В настоящее время в отношении формирования информационной системы о налоговой базе законодатель пошел по первому пути.
Очевидно, что первый путь очень затратный: он резко увеличивает издержки на создание и поддержание информационных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль исполнения требований.
Кроме того, данный путь объективно содержит в себе, как минимум, две принципиальные опасности: повышается риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства, что, естественно, повлияет на его исполнимость; и кроме того резко возрастает бремя издержек на предприятии по созданию «индивидуальных под каждого государственного потребителя» систем информации, что приведет к полному невыполнению требований законодателя в той или иной области, а значит, к необеспечению какого-либо пользователя необходимой информацией.
Соответственно, второй путь создания информационных систем – «по отклонениям» – более эффективен. Он предполагает описание принципов взаимодействия «главной» учетной системы и «второстепенных» учетных систем, детальное определение и описание отличий. При таком подходе становится ясным, как, по каким принципам создавать законодательство, нормативные документы по системам учета, какие вопросы они должны содержать. Однако по нему нужно идти только тогда, когда есть учетная система, которую можно принять за основу удовлетворения интересов многих пользователей, в том числе и со стороны государства.
– Зачем нужно введение новой системы налогового учета, отдельной от бухгалтерского?
Чтобы за счет создания учетной системы налоговой базы, более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа , чем та система, которая существовала до сих пор (система корректировки данных бухгалтерского учета в целях налогообложения), повысить эффективность функционирования налоговой системы в целом, в том числе и выполнения ею главной задачи – обеспечения доходной части государственного бюджета.
Насколько текст главы 25 НК РФ и принципы, заложенные в ее основу, ясны и понятны, свидетельствуют многочисленные публичные выступления экспертов, опросы мнения профессионалов – аудиторов, консультантов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, которые единодушно высказываются против самой идеи налогового учета, познакомившись с содержанием данного законодательного акта. Среди специалистов отделов методологии, внутреннего аудита крупнейших российских налогоплательщиков отсутствует ясность в подходах к ведению налогового учета, не говоря уже о многочисленных обсуждаемых в настоящее время противоречиях, неточностях самого текста. Конечно, можно сказать, что они мало чего понимают и не мыслят государственными категориями. Однако цена за эти неясности уже назначена – это тот механизм налоговой ответственности, который достаточно хорошо и подробно проработан в Налоговом кодексе.
– Насколько необходимо введение отдельной системы учета?
На все абсолютно вопросы дает ответ существующая система бухгалтерского учета, определяемая законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету. Налоговое законодательство не должно «тратиться» на свои собственные определения вышеперечисленных категорий, а должно только кратко и четко ответить на следующие вопросы, описать подробно отклонения бухгалтерского показателя от налогового аналога.
Если взять налог на прибыль, то это налог на разницу между признанными в налоговом периоде доходами и расходами. Для того чтобы правильно исчислить налоговую базу, необходимо ответить на следующие вопросы:
- распределение доходов и расходов по налоговым периодам;
- величина доходов и расходов;
- виды доходов и расходов;
- момент признания доходов и расходов.
Ответы на эти вопросы можно получить и из существующей системы бухгалтерского учета.
Таким образом, в ответ на поставленный нами выше вопрос о том, исчерпал ли бухгалтерский учет возможности удовлетворения информацией налоговый орган, хотелось бы ответить следующее: объективная потребность в ведении так называемого абсолютного или чистого налогового учета возникает в двух случаях: когда налогоплательщик освобожден от обязанности ведения собственно бухгалтерского учета и когда налоговую базу невозможно исчислить по данным бухгалтерского учета. Налог на прибыль как налог на разницу между доходами и расходами налогового периода не обусловливает объективной потребности в самостоятельном налоговом учете.
Более того, действующее бухгалтерское законодательство содержит все основополагающие принципы признания и оценки доходов и расходов, которые ложатся в основу налоговой базы по налогу на прибыль. Анализ текста законодательства по бухгалтерскому учету и главы 25 НК РФ позволяет сделать вывод, что в данном случае при построении взаимодействия этих видов законодательства между собой как раз можно и нужно идти по пути принципа «управления по отклонениям» – то есть взять за основу квалификацию и методы определения доходов и расходов по бухгалтерскому учету и определиться с отклонениями от них в целях налогообложения. Налоговое законодательство должно определиться с видами и перечнем этих отклонений.
Таким образом, проведенный анализ как правовых норм, так и мнений многочисленных специалистов и практиков позволяет, на наш взгляд, сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует необходимость в существовании системы налогового учета по налогу на прибыль как системы, параллельной системе бухгалтерского учета. Введение такой системы не отвечает ни интересам государства в целом, ни интересам российского предпринимателя, ни интересам многочисленных реальных и потенциальных пользователей достоверной финансовой информации.
Мы предлагаем в этой связи приостановить введение в действие главы 25 НК РФ и вернуться к разработке иной концепции взаимодействия бухгалтерского законодательства и законодательства по налогообложению.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Светлана Николаева: Мы предлагаем приостановить введение в действие главы 2 ...
- Минэкономразвития РФ разработает концепцию развития учета и отчетности в РФ ...
- Член методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве фина ...
- МНС РФ разрабатывает регистрационные формы налогового учета для предприятий
- ЗАО «Ассоциация «Налоги России» достигла соглашения об организации налогово ...