Рынок бензина: будущее за франчайзингом

В последнее время повысился интерес крупнейших нефтяных компаний к рынку нефтепродутов Свердловской области

В последнее время на рынке бензина Свердловской области значительно активизировалась деятельность крупных российских нефтяных компаний. Основная причина – это изменение мировой конъюнктуры в разрезе усложнения экспорта нефти и нефтепродуктов. Такие неблагоприятные факторы, как нестабильность мирового рынка нефти и нефтепродуктов, ограничение экспорта сырой нефти, привели к тому, что сегодня единственным спасительным островком для всей российской нефтеперерабатывающей отрасли стал внутренний рынок. Проблема в том, что сырая нефть конечному потребителю не нужна, соответственно, для нормального функционирования компаний необходим гарантированный объем сбыта именно конечных нефтепродуктов, таких как бензин.

Основные поставщики

Основные поставщики нефтепродуктов в Свердловскую область – это Омский, Пермский, Башкирский и Орский нефтеперерабатывающие заводы. По итогам прошлого года структура поставок резко изменилась по сравнению с предыдущим. Так, по информации Свердловской Госнефтеинспекции, существенно возросла доля Омского НПЗ, который принадлежит компании «Сибнефть», – с 38,5 до 57,9% и снизилась – Пермского НПЗ, который принадлежит компании «ЛУКойл-Пермьнефтьоргсинтез» – с 36,7 до 28,8%. Уменьшилось и присутствие на областном рынке Башкирского НПЗ с 10 до 3,8%. Что касается Орского НПЗ, который принадлежит Тюменской нефтяной компании, то можно отметить постепенное увеличение его доли в структуре поставок. Сейчас она составляет 1,3%, однако объем поставок постоянно растет.

По прогнозам специалистов, в дальнейшем будет наблюдаться более заметное снижение доли ЛУКойловских нефтепродуктов. Причина – в стратегии этой нефтяной компании в Уральском регионе. Рынок Свердловской области используется ею в качестве своеобразного люфта, который компенсирует изменения спроса на бензин в Пермской и Челябинской областях. При таком восприятии рынка вкупе с явно недостаточным количеством собственных нефтебаз у нас в области вытеснение ЛУКойла другими поставщиками абсолютно закономерно.

Основные игроки

Большое значение для расстановки сил на рынке оптовых поставщиков бензина имеет политика компаний в отношении сбыта через автозаправочные станции, которые по своей сути являются конечным звеном в цепочке «добыча нефти – конечный потребитель». Исторический лидер рынка – ОАО «Свердловскнефтепродукт», дочка «Сибнефти», – продолжает им оставаться и сегодня. В области компания владеет сетью из 96 АЗС и 18 нефтебаз. На втором месте – также дочка «Сибнефти», ОАО «Екатеринбургнефтепродукт», у него – около 50 заправок. За ними следуют «ЛУКойл-Екатеринбург» – 4 нефтебазы, 26 автомобильных заправок и 3 автозаправки по договору комиссии, а также «УралБизнесНефть», которая имеет 11 АЗС по городу и 14 АЗС в области. Пятерку лидеров замыкает «ЕДИАР» с 11 автозаправочными станциями. При этом большой интерес представляют планы компаний по развитию сетей АЗС.

«Уральская нефтяная компания» (УНК) продолжает развиваться и открывать АЗС в Екатеринбурге и в городах Свердловской области. По словам заместителя генерального директора УНК Дмитрия Куранова, «в этом году планируется открыть около 25 АЗС под маркой «Тюменской нефтяной компании» (ТНК), в первую очередь в Екатеринбурге – 15, в Первоуральске – 3, а также в городах Полевском, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Серове». В Первоуральске уже действует АЗС, но официальное открытие намечено на начало февраля.

«ЛУКойл-Екатеринбургнефтепродукт»: в этом году планирует построить пять автозаправочных станций. «В 2002 г. наша компания намерена расшириться на нефтяном рынке Екатеринбурга и Свердловской области», – заявил заместитель генерального директора «ЛУКойл-Екатеринбургнефтепродукта» Алексей Медведев. По его словам, в нынешнем году продолжатся работы по строительству АЗС и нефтебаз. «В этом году мы планируем построить пять автозаправочных станций, – говорит А. Медведев. – Все будет зависеть от того, как будут выделяться администрациями города и области участки под их строительство». Кроме того, А. Медведев отметил, что ряд заправочных станций города и области работают по договору франчайзинга.

Холдинг «УралБизнесНефть». Еще в ноябре 2001 г. руководством «УралБизнесНефти» достигнута договоренность о строительстве АЗС под маркой НК «ЛУКойл». По словам президента «УралБизнесНефти» Юрия Разумова, «На сегодняшний день открыто уже 2 АЗС под маркой НК «ЛУКойл» в Екатеринбурге. В 2002 г. планируется строительство 2-й очереди АЗС на ул. Металлургов и Отрадной, включающих в себя весь комплекс техобслуживания, а также одной АЗС в районе г. Березовский».

ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» в 2002 г. планирует открыть около 5 АЗС, а 2001 г. оно открыло 46 АЗС в Екатеринбурге и Свердловской области и 4 комплексных АЗС в г. Екатеринбурге. В настоящее время ведется реконструкция двух АЗС на ул. Кислородной и Щербакова, а через месяц планируется их открытие. Все АЗС ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» работают и открываются под маркой «Сибнефти», так как общество является дилером НК «Сибнефть».

Поставщики «Свердловскнефтепродукта», «Екатеринбургнефтепродукта» и ЛУКойла очевидны. Что касается «Уралбизнеснефти», «ЕДИАР», а также других, более мелких сетей, в выборе поставщиков они руководствуются чисто коммерческими принципами. В частности, покупать бензин у оптовых посредников, как это ни парадоксально, иногда бывает дешевле, чем напрямую у заводов. Особенностью областного бензинового рынка также является большое количество мелких владельцев АЗС. Тремя и более автозаправками в Свердловской области владеют 22 организации, что составляет 52% от общего количества. Оставшиеся 48% принадлежат мелким собственникам. Для них продажа бензина, как правило, сопутствующий бизнес, отсюда – многочисленные нарушения установленных государством правил. Хотя, по мнению ряда специалистов, именно за мелкими фирмами – будущее всего бензинового рынка.

Франчайзинг

Мелкие владельцы автозаправочных станций проигрывают крупным сетям в уровне рисков и транзакционных издержек, но они гораздо эффективней в области организации сервисного обслуживания. Пока, правда, это преимущество весьма отдаленного будущего. Очевидно, что собственник АЗС относится к своим клиентам совершенно иначе, чем наемный работник, имеющий фиксированную зарплату. Собственник понимает, что прибыльность его заправки и, следовательно, его личное благосостояние напрямую зависит от количества привлеченных клиентов. Поэтому теоретически на таких АЗС должно быть выше качество сервисного обслуживания. Но обеспечить и проконтролировать уровень сервиса в сети АЗС, допустим, из более 10 штук достаточно сложно, особенно если головные офисы не находятся в месте расположения этих АЗС.

Именно поэтому всерьез рассматривается вариант использования системы франчайзинга, то есть сдачи некоторых АЗС в рамках крупной сети в аренду при условии использования торговой марки этой сети, продажи бензина по установленным ею ценам и обеспечения исключительно ее нефтепродуктами. Пока, правда, развитию этого процесса мешает российское законодательство. Например, сейчас не существует нормативных актов, способных заставить предприятие в системе франчайзинга соблюдать соглашения по поставкам и ценам продаваемого бензина. Более того, при установлении для предприятия-арендатора фиксированной цены, по которой он обязуется продавать нефтепродукты, немедленно возникнут проблемы с антимонопольным комитетом. На западе же подобные ценовые соглашения никто не рассматривает как монополизацию рынка. Напротив, система франчайзинга считается одним из способов его демонополизации.

Качество

Несмотря на конкуренцию, октановое число бензина на ряде автозаправок при проверках по-прежнему оказывается ниже заявленного. Так, в декабре 2001 г. Свердловской государственной инспекцией была проведена 51 проверка на АЗС по качеству нефтепродуктов, из них в Екатеринбурге – 10, по Свердловской области – 41. На 18 АЗС выявлено 27 нарушений, в том числе реализация нефтепродуктов без паспорта качества и с просроченными паспортами на 6 АЗС; погрешность топливно-раздаточной колонки (ТРК) превышает допустимые пределы на 3 АЗС (8 ТРК); средства измерений не проверены или отсутствуют документы о проверке на 2 АЗС; отсутствуют эксплуатационные документы на 3 АЗС; присутствие воды и механических примесей в резервуаре на 1 АЗС; другие нарушения на 12 АЗС. Также специалистами госинспекции было выписано 13 предписаний и составлено 2 протокола об административном правонарушении.

Казалось бы, в рыночных условиях продавать некачественный бензин – смерти подобно: клиент тут же уйдет к конкурентам. И тем не менее иногда качество бензина на городских и областных автозаправочных станциях оставляет желать лучшего. То, что фактическое октановое число недотягивает до заявленного, признают и сами продавцы. В чем причина? Дело в том, что качество бензина обратно пропорционально количеству перевалок. Абсолютное соответствие заявленного и фактического октанового числа было бы возможно, если бы нефтепродукт поступал на АЗС в тех же емкостях, что отправлялся с нефтеперерабатывающего завода. Идеально было бы, если бы контейнер с бензином приезжал сюда без всяких перевалок, здесь ставился бы на автопоезд, а на заправочной станции сменял бы старый контейнер. Но на практике осуществить это пока совершенно невозможно.

Во-первых, в России нет соответствующей инфраструктуры. А во-вторых, инвестировать в ее создание в нынешней ситуации нет смысла. Затраты попросту не окупятся, поскольку местный потребитель при выборе АЗС ориентируется прежде всего на ее расположение и цену бензина. Вопросы качества или сервисного обслуживания стоят для большинства водителей Екатеринбурга и Свердловской области на втором месте.

Цены

Губительное для России падение мировых котировок нефти оказалось очень даже выгодным российским автозаправщикам. Так, глава Российского топливного союза прогнозирует 30-процентное снижение цен на бензин. Такое снижение цен объясняется реакцией российского рынка на общемировое падение цен на нефть с $29 до $17-18 за баррель. Нефть на внутреннем рынке уже подешевела на 25% и составляет в среднем 1,2 тыс. руб. за тонну.

Дело в том, что внутренний рынок нефтепродуктов насыщен, следовательно, дополнительный объем бензина на рынке вызовет превышение предложения над спросом, а следовательно, и снижение цен. Но при этом следует отметить, что в данном случае речь идет прежде всего об оптовых ценах на бензин. «Сегодня на нефтяном рынке наблюдается небольшое падение цен, – заявил начальник отдела ГСМ Фонда содействия обеспечению Свердловской области нефтепродукцией «УралБизнесНефти» Юрий Петров. По его словам, это связано с избытком нефтепродуктов на рынке. «Тем не менее к концу января активность на рынке повысится, – отмечает Ю. Петров, – все будет зависеть от экспорта. Увеличение экспорта повлечет за собой повышение цен на нефть». По его прогнозам, к лету ожидается повышение цен на нефтепродукцию до уровня 2001 г.

Так что мировое падение перевесило (или, по крайней мере, в ближайшее время перевесит) все прочие факторы. В любом случае все это временные пустяки, а цены на нефть, по мнению экспертов, упали всерьез и надолго. Некоторые специалисты предполагают, что они могут остаться на нынешнем уровне до лета следующего года. Но на этом отечественные заправщики могут получить неплохой доход, воспользовавшись снижением оптовых цен.

Вывод

Очевидно, что в настоящее время идет перестановка не только основных сил на бензиновом рынке Екатеринбурга и области, но также происходит изменение самой системы продаж бензина. Крупные компании поняли, что гораздо выгоднее расширять дилерскую сеть, нежели отстраивать ее самому. Действительно, благодаря франчайзингу компании получают гарантированный рынок сбыта своей продукции, но при этом, что очень важно, они снижают уровень риска, связанный с необходимостью содержания большой сети заправок. Что же касается собственников заправочных комплексов, то они также выигрывают от франчайзинга, так как получают известную торговую марку, гарантированные поставки необходимых нефтепродуктов, «крышу» от нежелательных криминальных элементов и т.д. и т.п. Другими словами, через некоторое время все автозаправки станут ЧП под лейблами трех-четырех основных нефтяных компаний.


Другие материалы по теме: