«Ведомости»: На ВСМПО упал Boeing

25 января 2002 (14:58)

Рецессия на Западе – отнюдь не абстракция для многих российских промышленных компаний. Теракты в США нанесли чувствительный удар, например, крупнейшему в мире производителю титана – Верхнесалдинскому металлургическому производственному объединению (ВСМПО, Свердловская обл.). Спрос на продукцию западных авиастроителей резко упал, и они размещают на ВСМПО меньше заказов. В результате российская компания вынуждена снижать объем производства и готовиться к увольнению примерно 10% работников. С начала года работы в компании лишились уже 300 человек. ВСМПО выпускает титановые слитки и титановый прокат, алюминиевый прокат, ферротитан. Более 70% продукции компании идет на экспорт. Около 35% своего титана ВСМПО поставляет производителям корпусов самолетов, 20 - 25% – изготовителям авиадвигателей, 40% – компаниям, которые производят сплавы на основе титана. Предприятие пока не публиковало официальных данных о результатах работы в 2001 г., но планировалось, что за 2001 г. ВСМПО увеличит производство титана на 60% до 12 500 т по сравнению с 2000 г. За восемь месяцев 2001 г. ВСМПО получило 1,1 млрд. руб. чистой прибыли (за весь 2000 г. чистая прибыль ВСМПО составила 833,9 млн. руб.). В последние годы у ВСМПО установились прочные партнерские отношения с лидерами мирового авиастроения. В 1998 г. российская компания подписала с Boeing пятилетний контракт на поставку титана на общую сумму $175 млн. По словам сотрудника российского представительства Boeing Виктора Аношкина, ВСМПО обеспечивало 20% потребности Boeing в титане, используемом для производства гражданских самолетов. А в середине прошлого года ВСМПО заключило долгосрочный контракт с Airbus Industries, по которому европейские авиастроители обязались в течение пяти лет закупить титановую продукцию на $200 - 300 млн. Речь идет о 1.000 т титана в год – это 70% потребностей Airbus. Но события 11 сентября ввергли мировую авиаиндустрию в кризис. Люди стали меньше летать. Бизнес идет только у авиакомпаний, специализирующихся на дешевых перевозках. Соответственно, снизились заказы на новые воздушные суда. Airbus SAS на днях заявила, что в 2001 г. получила на 30% меньше заказов, чем за предыдущий год. Boeing, в прошлом году выпустившая 527 гражданских самолетов, в 2002 г. собирается произвести лишь 350 – 400. Естественно, от этого страдает и бизнес ВСМПО. Еще в конце прошлого года замгендиректора компании Валентин Ячменев заявил, что в 2002 г. Верхнесалдинскому объединению придется сократить производство титана на 20%. Хотя контракт с Boeing, например, предусматривал конкретные объемы поставок и штрафные санкции против американской компании, если она не обеспечивала этих объемов, сейчас договор фактически перестал действовать. По словам Аношкина, Boeing сократила закупки, а ВСМПО не стало требовать компенсации. Это и понятно: компания дорожит партнерством с иностранными авиастроителями. Замгендиректора ВСМПО Виталий Винокуров рассказал «Ведомостям», что сейчас компания ведет переговоры с потребителями, которые хотят пересмотреть контракты на этот год. Меняться будут не только объемы поставок, но и цены, так что прибыль ВСМПО снизится даже сильнее, чем объем производства, говорит Винокуров. Чтобы сократить издержи, ВСМПО уже вынуждено идти на сокращение штата. По словам Винокурова, увольняют пока только людей, достигших пенсионного возраста. Таких в компании 1.600 из 15.000 сотрудников. Тем 300 пенсионерам, которых уволили в январе, выплатили пособие – пятимесячную зарплату (средняя зарплата на ВСМПО – 5.600 руб.). Винокуров не исключил, что вскоре будут отправлены на заслуженный отдых и остальные работники пенсионного возраста. По словам аналитика компании «АТОН» Елены Сахновой, сокращение персонала ВСМПО на 10% говорит о том, что Boeing уменьшила заказ не меньше чем на 10%. Сама американская корпорация, впрочем, переживает еще более серьезные трудности: еще в прошлом году она объявила, что штат ее подразделений, производящих грузовые и пассажирские самолеты, сократится на 30% , т. е. на 30.000 человек.


Другие материалы по теме: