Малый бизнес – под присмотром государства
По словам Президента РФ Владимира Путина, малый бизнес – это большое государственное дело. «Чем больше людей втягивается в малый бизнес, тем здоровей экономика России», – убежден глава государства. Между тем нынешнее положение этой сферы экономики и производства в России далеко от стабильного. Более того, проблемы малого бизнеса постоянно растут.
Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство – наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. В секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Доля малого бизнеса этих стран в сферах торговли, инноваций и производства составляет соответственно 20, 40 и 40% . Количество занятых в малом бизнесе в развитых странах составляет 50-60% всех рабочих мест в стране. В России активность предпринимательства наиболее распространена в торговле – малый бизнес занимает 65,6% этого сектора экономики, 30% – доля малого бизнеса в производстве, 3,5% – в инновационной сфере.
Аналитики в голос заявляют, что в России существует настоятельная необходимость развития малого бизнеса – именно он способен существенно облегчить решение ряда экономических и социальных проблем. В первую очередь, это проблемы занятости населения и насыщения рынка товаров и услуг. Не опровергая мнений экспертов, государственные чиновники, тем не менее, до сих пор не прилагали заметных усилий для содействия развитию малого бизнеса. И пока решение его проблем откладывалось на потом, он развивался стихийно, причем не благодаря усилиям государства, а вопреки им.
оценка ситуации
По данным МАП РФ, в России сегодня в малом бизнесе задействовано около 5 млн человек, из них 842 тысячи – в малом предпринимательстве, более 4 млн – частные предприниматели без образования юридического лица. По итогам 2001 г. количество малых предприятий, по данным Госкомстата РФ, снизилось на 1,27% (с 890 600 до 879 300). Традиционно больше всего малых предприятий в Москве (20,5%). К тому же московское правительство направило в 2001 г. на поддержку малого предпринимательства 500 млн руб. В среднем по России объемы средств, выделяемых на малый бизнес, более чем в 5 раз ниже уровня московских вливаний. Некоторые регионы вообще не считают нужным финансировать предпринимательство.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, при этом значительная часть используемых «теневыми» предпринимателями ресурсов оказывается незадействованной для решения общегосударственных задач.
Урал не стоит особняком в ряду российских регионов, где необходимость изменения подхода к малому бизнесу назрела давно. Интересно, что среди городов области Екатеринбург лидирует по количеству бюрократических барьеров на пути малого бизнеса. Поскольку предприятия малого и среднего бизнеса в основном сосредоточены в городах, муниципальные власти оказывают на них решающее влияние. Именно на городские власти приходится наибольшее количество жалоб, поступающих в территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и содействия предпринимательству. В этом плане Екатеринбург является одним из самых неблагополучных городов. По словам руководителя Территориального управления МАП Николая Ужегова, только за прошлый год здесь выявлено 15 грубейших нарушений администрацией города антимонопольного законодательства. Пройдя последовательно апелляционную и кассационную инстанции, юристы горадминистрации чаще всего подают ходатайство в прокуратуру, которая может вынести свой протест на решение судьи. Ситуация усугубляется еще и тем, что сами предприниматели крайне неохотно соглашаются на судебные процессы против властей. Не секрет, что предпринимателям наиболее ненавистны разного рода проверки. Каждое предприятие словно «противостоит» десяткам контролирующих структур: налоговой, пожарным, СЭС. Порядок проверок и их периодичность регулируется Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», однако закон этот – не прямого действия, а значит, практически не работает.
По мнению представителя Международного института лидеров Людмилы Малофеевой, на Урале мало кто занимается инвестициями в малый бизнес. В то же время, по мнению Малофеевой, именно малый бизнес может приносить большую часть прибыли в бюджет области. Институт лидеров намерен совместно с правительством Свердловской области разработать программу инвестирования, в которую будут входить программы обучения малому бизнесу, разработка конкурсов и различные тендеры.
Позиция государства
В конце прошлого года Госсовет РФ принял программу-концепцию развития малого и среднего бизнеса. По поручению Президента РФ Владимира Путина, ее реализацией займется федеральное правительство. Как заявил глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин, на основе принятой концепции в начале нынешнего года будет разработана новая программа поддержки малого бизнеса в России, которая заменит старую, принятую в 2000 г. Реально же действовать новая программа начнет через год.
По словам Президента РФ, «надежды, что малый бизнес станет мотором реформ, не оправдались». «В целом по стране произвол чиновничества продолжается», – пояснил Путин. По мнению главы государства, постоянные поборы чиновников не дают развиваться предпринимательству. Владимир Путин поручил правительству начать совершенствование законодательства, регулирующего деятельность небанковских кредитных институтов, в том числе кредитных кооперативов и обществ взаимного кредитования для обеспечения малому бизнесу доступа к финансовым ресурсам.
Судя по принятой концепции, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства. В рамках выполнения программы предполагается повысить экономическую эффективность деятельности малых предприятий, что должно выразиться в увеличении доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта, расширении сфер деятельности и экономическом укреплении малых предприятий. Кроме того, государство намерено повысить социальную эффективность деятельности малых предприятий.
Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи выбора приоритетных направлений развития малого предпринимательства, формирования правовой среды, обеспечивающей свободное развитие этого бизнеса, развития системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Повышенный интерес у предпринимателей вызывает намерение правительства пересмотреть систему управления и контроля реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства.
Слово предпринимателей
На сегодняшний день с территории Свердловской области в областной и федеральный бюджет большая часть средств поступает благодаря малому и среднему бизнесу. Как заявил президент екатеринбургской Ассоциации малого бизнеса (АМБ) Владимир Лобок, чтобы малый бизнес развивался нормально, к нему должны пересмотреть свое отношение не только контролирующие органы, но и сами предприниматели. По мнению президента АМБ, малому и среднему бизнесу нужна поддержка финансовых структур и, в особенности, налоговых органов. Как известно, налоговые органы должны проводить плановые проверки на предприятиях 1-2 раза в год. На деле это происходит гораздо чаще. Лобок отмечает также, что руководители предприятий обязаны знать свои права. В частности, в каждой организации должен быть журнал учета мероприятий по контролю, но об этом знают далеко не все.
Пути и решения
Как сообщает Wall Street Journal, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) намерен выделить дополнительные средства в объеме 33 млн евро на программы кредитования малого и среднего бизнеса в России. В целом на кредитование малого и среднего бизнеса в Центральной и Восточной Европе предполагается дополнительно направить 73 млн евро. Средства будут распределяться в рамках уже существующей программы кредитования, проводимой через региональные подразделения австрийского Raiffeisen Zentralbank. Наряду с Россией деньги будут перечислены подразделениям банка в Хорватии и Югославии. Пока никто не решается сказать, какая часть этих денег дойдет до конкретных региональных предпринимателей и сколько тысяч евро получит Свердловская область.
Впрочем, уральский малый бизнес не ждет милостей от Европы. Местные предприниматели активно пользуются услугами местных кредитных организаций. По информации банков, основные потребители этой формы кредитования – небольшие торговые фирмы или индивидуальные предприниматели, занимающиеся куплей-продажей товаров различного назначения. Малый бизнес в структуре клиентской базы банка может занимать до 25% по размеру остатков на расчетных счетах.
В середине января в Екатеринбурге прошла конференция «Взаимодействие власти и среднего бизнеса в развитии экономики регионов». Как заявил в ее ходе заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин, «чем больше сегодня деловых людей в УрФО, тем лучше будет развиваться наш округ, тем более успешно мы будет выглядеть на фоне всей России». По данным руководства округа, показатели экономического развития УрФО за 2001 г. превышают среднероссийские с точки зрения финансов, объема производства и деловой активности. Аппарат полпредства УрФО считает своей задачей взять на себя часть ответственности за развитие среднего и малого бизнеса в округе. По мнению другого заместителя полпреда Сергея Вахрукова, «первые шаги по развитию малого и среднего бизнеса в УрФО уже сделаны – приведены в соответствие с федеральными законами законы местные, и это частично должно решить проблему административных барьеров, которые стоят на пути малых и средних предприятий». Кроме того, как отметил Вахруков, в последнее время наблюдается тенденция к налаживанию отношений между представителями органов власти и бизнеса и нужно продолжать движение в этом направлении.
Как показывает практика, государственный подход к решению проблемы, как правило, позволяет найти оптимальный вариант развития ситуации и в наиболее сжатые сроки достичь запланированных результатов. Не исключено, что усиленный контроль работы чиновников и изменение подхода к их взаимодействию с предпринимателями позволит властям и малому бизнесу найти общий язык и развивать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Однако инициативу в этом отношении должны проявить обе заинтересованные стороны.
Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство – наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. В секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Доля малого бизнеса этих стран в сферах торговли, инноваций и производства составляет соответственно 20, 40 и 40% . Количество занятых в малом бизнесе в развитых странах составляет 50-60% всех рабочих мест в стране. В России активность предпринимательства наиболее распространена в торговле – малый бизнес занимает 65,6% этого сектора экономики, 30% – доля малого бизнеса в производстве, 3,5% – в инновационной сфере.
Аналитики в голос заявляют, что в России существует настоятельная необходимость развития малого бизнеса – именно он способен существенно облегчить решение ряда экономических и социальных проблем. В первую очередь, это проблемы занятости населения и насыщения рынка товаров и услуг. Не опровергая мнений экспертов, государственные чиновники, тем не менее, до сих пор не прилагали заметных усилий для содействия развитию малого бизнеса. И пока решение его проблем откладывалось на потом, он развивался стихийно, причем не благодаря усилиям государства, а вопреки им.
оценка ситуации
По данным МАП РФ, в России сегодня в малом бизнесе задействовано около 5 млн человек, из них 842 тысячи – в малом предпринимательстве, более 4 млн – частные предприниматели без образования юридического лица. По итогам 2001 г. количество малых предприятий, по данным Госкомстата РФ, снизилось на 1,27% (с 890 600 до 879 300). Традиционно больше всего малых предприятий в Москве (20,5%). К тому же московское правительство направило в 2001 г. на поддержку малого предпринимательства 500 млн руб. В среднем по России объемы средств, выделяемых на малый бизнес, более чем в 5 раз ниже уровня московских вливаний. Некоторые регионы вообще не считают нужным финансировать предпринимательство.
Отличительной особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, при этом значительная часть используемых «теневыми» предпринимателями ресурсов оказывается незадействованной для решения общегосударственных задач.
Урал не стоит особняком в ряду российских регионов, где необходимость изменения подхода к малому бизнесу назрела давно. Интересно, что среди городов области Екатеринбург лидирует по количеству бюрократических барьеров на пути малого бизнеса. Поскольку предприятия малого и среднего бизнеса в основном сосредоточены в городах, муниципальные власти оказывают на них решающее влияние. Именно на городские власти приходится наибольшее количество жалоб, поступающих в территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и содействия предпринимательству. В этом плане Екатеринбург является одним из самых неблагополучных городов. По словам руководителя Территориального управления МАП Николая Ужегова, только за прошлый год здесь выявлено 15 грубейших нарушений администрацией города антимонопольного законодательства. Пройдя последовательно апелляционную и кассационную инстанции, юристы горадминистрации чаще всего подают ходатайство в прокуратуру, которая может вынести свой протест на решение судьи. Ситуация усугубляется еще и тем, что сами предприниматели крайне неохотно соглашаются на судебные процессы против властей. Не секрет, что предпринимателям наиболее ненавистны разного рода проверки. Каждое предприятие словно «противостоит» десяткам контролирующих структур: налоговой, пожарным, СЭС. Порядок проверок и их периодичность регулируется Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», однако закон этот – не прямого действия, а значит, практически не работает.
По мнению представителя Международного института лидеров Людмилы Малофеевой, на Урале мало кто занимается инвестициями в малый бизнес. В то же время, по мнению Малофеевой, именно малый бизнес может приносить большую часть прибыли в бюджет области. Институт лидеров намерен совместно с правительством Свердловской области разработать программу инвестирования, в которую будут входить программы обучения малому бизнесу, разработка конкурсов и различные тендеры.
Позиция государства
В конце прошлого года Госсовет РФ принял программу-концепцию развития малого и среднего бизнеса. По поручению Президента РФ Владимира Путина, ее реализацией займется федеральное правительство. Как заявил глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин, на основе принятой концепции в начале нынешнего года будет разработана новая программа поддержки малого бизнеса в России, которая заменит старую, принятую в 2000 г. Реально же действовать новая программа начнет через год.
По словам Президента РФ, «надежды, что малый бизнес станет мотором реформ, не оправдались». «В целом по стране произвол чиновничества продолжается», – пояснил Путин. По мнению главы государства, постоянные поборы чиновников не дают развиваться предпринимательству. Владимир Путин поручил правительству начать совершенствование законодательства, регулирующего деятельность небанковских кредитных институтов, в том числе кредитных кооперативов и обществ взаимного кредитования для обеспечения малому бизнесу доступа к финансовым ресурсам.
Судя по принятой концепции, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства. В рамках выполнения программы предполагается повысить экономическую эффективность деятельности малых предприятий, что должно выразиться в увеличении доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта, расширении сфер деятельности и экономическом укреплении малых предприятий. Кроме того, государство намерено повысить социальную эффективность деятельности малых предприятий.
Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи выбора приоритетных направлений развития малого предпринимательства, формирования правовой среды, обеспечивающей свободное развитие этого бизнеса, развития системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Повышенный интерес у предпринимателей вызывает намерение правительства пересмотреть систему управления и контроля реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства.
Слово предпринимателей
На сегодняшний день с территории Свердловской области в областной и федеральный бюджет большая часть средств поступает благодаря малому и среднему бизнесу. Как заявил президент екатеринбургской Ассоциации малого бизнеса (АМБ) Владимир Лобок, чтобы малый бизнес развивался нормально, к нему должны пересмотреть свое отношение не только контролирующие органы, но и сами предприниматели. По мнению президента АМБ, малому и среднему бизнесу нужна поддержка финансовых структур и, в особенности, налоговых органов. Как известно, налоговые органы должны проводить плановые проверки на предприятиях 1-2 раза в год. На деле это происходит гораздо чаще. Лобок отмечает также, что руководители предприятий обязаны знать свои права. В частности, в каждой организации должен быть журнал учета мероприятий по контролю, но об этом знают далеко не все.
Пути и решения
Как сообщает Wall Street Journal, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) намерен выделить дополнительные средства в объеме 33 млн евро на программы кредитования малого и среднего бизнеса в России. В целом на кредитование малого и среднего бизнеса в Центральной и Восточной Европе предполагается дополнительно направить 73 млн евро. Средства будут распределяться в рамках уже существующей программы кредитования, проводимой через региональные подразделения австрийского Raiffeisen Zentralbank. Наряду с Россией деньги будут перечислены подразделениям банка в Хорватии и Югославии. Пока никто не решается сказать, какая часть этих денег дойдет до конкретных региональных предпринимателей и сколько тысяч евро получит Свердловская область.
Впрочем, уральский малый бизнес не ждет милостей от Европы. Местные предприниматели активно пользуются услугами местных кредитных организаций. По информации банков, основные потребители этой формы кредитования – небольшие торговые фирмы или индивидуальные предприниматели, занимающиеся куплей-продажей товаров различного назначения. Малый бизнес в структуре клиентской базы банка может занимать до 25% по размеру остатков на расчетных счетах.
В середине января в Екатеринбурге прошла конференция «Взаимодействие власти и среднего бизнеса в развитии экономики регионов». Как заявил в ее ходе заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин, «чем больше сегодня деловых людей в УрФО, тем лучше будет развиваться наш округ, тем более успешно мы будет выглядеть на фоне всей России». По данным руководства округа, показатели экономического развития УрФО за 2001 г. превышают среднероссийские с точки зрения финансов, объема производства и деловой активности. Аппарат полпредства УрФО считает своей задачей взять на себя часть ответственности за развитие среднего и малого бизнеса в округе. По мнению другого заместителя полпреда Сергея Вахрукова, «первые шаги по развитию малого и среднего бизнеса в УрФО уже сделаны – приведены в соответствие с федеральными законами законы местные, и это частично должно решить проблему административных барьеров, которые стоят на пути малых и средних предприятий». Кроме того, как отметил Вахруков, в последнее время наблюдается тенденция к налаживанию отношений между представителями органов власти и бизнеса и нужно продолжать движение в этом направлении.
Как показывает практика, государственный подход к решению проблемы, как правило, позволяет найти оптимальный вариант развития ситуации и в наиболее сжатые сроки достичь запланированных результатов. Не исключено, что усиленный контроль работы чиновников и изменение подхода к их взаимодействию с предпринимателями позволит властям и малому бизнесу найти общий язык и развивать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Однако инициативу в этом отношении должны проявить обе заинтересованные стороны.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Малый бизнес – под присмотром государства
- Президент екатеринбургской АМБ Владимир Лобок: Чтобы малый бизнес развивалс ...
- Первый зам. полпреда Президента РФ в УрФО Сергей Вахруков: Правительство РФ ...
- Свердловский областной Союз малого и среднего бизнеса: 60% субъектов малого ...
- Президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок: Отноше ...