«Ведомости»: Голландцы купили «Бочкарева» за $400 млн.

4 февраля 2002 (14:09)

Голландская пивоваренная компания Heineken объявила, что договорилась о покупке питерского завода «Браво», производящего пиво «Бочкарев», за $400 млн. Это самая крупная сделка за всю историю российского пивного рынка. Heineken платит столь высокую цену за возможность вскочить в последний вагон уходящего поезда - ведь рынок уже поделен крупными игроками. Чтобы понять, насколько огромную сумму платит основателям «Браво» – исландским бизнесменам Тору Бьорголфссону и Магнусу Торстенсону - голландский пивной гигант, достаточно вспомнить, что за прошлый год питерская компания выпустила всего 23 млн. дал пива и 4,5 млн. дал слабоалкогольный коктейлей. Рыночная капитализация холдинга Sun Interbrew, предприятия которого за год производят 79 млн. дал пива, составляет всего $540 млн. В пресс-релизе Heineken говорится, что сделка будет завершена ровно через год. К тому времени «Браво» обещает нарастить производство до 52,5 млн. дал. Но даже если это обещание будет выполнено, мощности по выпуску одного гектолитра (100 л) пива на «Браво» будут оцениваться дороже, чем на любом другом российском заводе, акции которого переходили из рук в руки в последние годы. Стоит еще учесть, что основатели компании вложили в бизнес чуть больше $100 млн. и даже создание раскрученного брэнда «Бочкарев» стоило не так уж дорого. В прошлом году, например, на рекламу «правильного пива» было потрачено $5,2 млн. (данные маркетингового агентства RPRG). А раньше рекламные затраты были еще скромнее. И тем не менее голландцы считают, что «Браво» стоит именно $400 млн. «Мы считаем, что совершили действительно хорошую сделку и ни в коем случае не переплатили», – говорит пресс-секретарь Heineken Манел Врайенхук. По словам Врайенхук, новый инвестор не намерен пока менять маркетинговую политику «Браво». Компания сохранит нынешние российские брэнды «Бочкарев» и «Охота», а также не станет сворачивать производство лицензионных Lowenbrau и Bear Beer (в сумме все эти марки, по данным агентства «Бизнес-Аналитика», занимают 5,6% российского пивного рынка). Однако в перспективе голландцы надеются наладить производство российского Heineken. Пока это пиво, ввозимое из Нидерландов, дороговато для российского потребителя и потому занимает лишь 0,02% рынка. Что касается исландцев – основателей «Браво», они, по словам финдиректора «Браво» Стивена Огдена, намерены вложить деньги в развитие другого бизнеса как в Западной Европе, так и в России. Новые проекты Бьорголфссона и Торстенсона Огден не назвал; впрочем, эти двое известны своей скрытностью. Бьорголфссон в прошлом году утверждал в интервью «Ведомостям», что не намерен продавать «Браво». И когда в декабре британская Sunday Times написала, что питерский пивзавод купит или компания South African Breweries (SAB) , или бельгийская Interbrew, представители «Браво» тоже отрицали, что ведутся какие-либо переговоры о продаже бизнеса. И вот теперь к уже присутствующим на российском рынке Interbrew, SAB, Hartwall и Carlsberg присоединилась Heineken. Против такой компании грандов бессилен даже ярый ненавистник пива главный санитарный врач Геннадий Онищенко.


Другие материалы по теме: