Уральские нефтяные хроники

История и последние события в обеспечении топливной безопасности Свердловской области

Сама по себе идея обеспечения топливной безопасности Свердловской области отнюдь не нова. Для этого необходимо сделать область независимой от поставок готовых нефтепродуктов или от какого-то конкретного внешнего поставщика. Впервые подобные проекты пытался осуществить еще Борис Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского областного комитета КПСС. Тогда предлагалось строительство собственного нефтеперерабатывающего завода. Проект был благополучно предан забвению, так как не вписывался в рамки административно-плановой экономики.

Текущие объемы потребления разного рода нефтепродуктов в Свердловской области составляют около 2,5 млн тонн в год. При этом весь потребляемый объем нефтепродуктов полностью завозится из других регионов. Тем больший энтузиазм в середине 90-х гг. вызвало обнародование данных о наличии собственных запасов нефти на территории области. В самые кратчайшие сроки была реанимирована идея строительства собственного нефтеперерабатывающего предприятия, хотя в действительности добыча нефти и ее переработка – все же несколько разные проблемы. Кроме того, был далеко не ясен размер запасов нефти в области.

Первая попытка

Уже в 1996 г. было создано ОАО «Уралнефть», которое и должно было заниматься разработками местных месторождений. Контрольный пакет акций нового общества принадлежал государству. Акционерное общество «Уралнефть» ориентировалось в основном на разведку и разработку предполагаемых Сухореченского и Верхне-Сабардинского месторождений, которые находятся на юго-западе Свердловской области в Красноуфимском районе. Именно в Красноуфимском районе и было запланировано строительство нефтеперерабатывающего завода, который, как предполагалось, должен был работать на местных запасах. Тогда же появилась информация об определенных запасах углеводородного сырья на северо-востоке Свердловской области: под Ивделем, в Гаринском, Таборинском и Тавдинском районах. В момент создания под проект «Уралнефти» удалось, как казалось тогда, привлечь весьма перспективного инвестора: РАО «Газпром». Однако тот факт, что «Газпром» не имел контрольного пакета компании, вряд ли мог побудить естественного монополиста к активным действиям. Кроме того, сам по себе проект был для «Газпрома» непрофильным, что также сказалось на его инвестиционной активности.

В результате «Уралнефть» столкнулась с весьма серьезной проблемой – явной недостаточностью источников финансирования. По этой причине деятельность компании ограничилась закладкой нефтеперерабатывающего завода в Красноуфимском районе и геологоразведочными работами. В ходе последних было пробурено около десятка скважин на севере и востоке области. Изыскания были завершены к 1998 г. опять же из-за недостатка финансирования. После этого, ввиду прекращения работ, не велись, действие лицензии на геологоразведочные работы было приостановлено. По оценкам экспертов, для полноценных геологоразведочных работ и налаживания добычи нефти (в том случае, если будут обнаружены соответствующие запасы) в данных районах требуется сумма порядка 600–800 млн руб. Государству по всей видимости было в тот момент в одиночку с проблемой не справиться.

В 2000 г. прозвучали первые заявления о том, что есть компании, готовые участвовать в строительстве нефтеперерабатывающих мощностей в Свердловской области. Такой компанией оказалась Тюменская нефтяная компания, что с точки зрения традиционно действующих операторов рынка оказалось несколько неожиданным. Хотя можно предположить, что для этого нашлись существенные причины.

Рынок

В Свердловской области сложился достаточно нетипичный по сравнению с другими российскими регионами рынок нефтепродуктов.

Прежде всего, это выражается в том, что традиционно на нем действуют несколько операторов, которые в 1999–2000 гг. оставались достаточно независимыми от крупных топливных компаний. Безусловно, практически две трети из нефтепродуктов в Свердловскую область поступали с Омского нефтеперерабатывающего завода, который входит в «Сибнефть». В то же время, собственно «Сибнефть» непропорционально слабо присутствовала на розничном рынке. Из других крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний на рынке Свердловской области присутствовал «ЛУКойл». На этом фоне Тюменская нефтяная компания до 2000 г. выглядела достаточно бледно. Ее деятельность в Свердловской области резко активизировалась примерно тогда, когда вышло на проектную мощность Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение. Данное предприятие входит в структуру ТНК и способно перерабатывать 4 млн т нефтепродуктов в год (что больше потребностей Свердловской области).

С начала 90-х гг. почти половину сбыта нефтепродуктов в Свердловской области контролировали два независимых оператора: «Свердловскнефтепродукт» и «Екатеринбургнефтепродукт», которые в силу ряда причин оставались фактически независимыми от крупных вертикально интегрированных нефтяных корпораций. Существенные пакеты акций этих компаний были закреплены в собственности Свердловской области.

По инициативе областной администрации для активизации местного рынка была создана компания под названием «Уралнефтепродукт». С самого начала данная структура задумывалась как управляющая компания, которая реально не несла на себе основных средств. Свердловская область получила в новой компании 51% акций. Остальные 49% практически поровну поделили между уже упоминавшимися выше «Свердловскнефтепродуктом» и «Екатеринбургнефтепродуктом». Создание «Уралнефтепродукта» можно считать второй попыткой государства играть активную роль на нефтяном рынке Свердловской области.

Однако государство не имело контрольного пакета в тех компаниях, которые практически выступали операторами на рынке («Свердловскнефтепродукте» и «Екатеринбургнефтепродукте»).

В конце 2000 г. усилилась активность двух крупнейших вертикальных нефтяных компаний в отношении Свердловской области. Это касается как ТНК, так и «Сибнефти». Только тогда проект Уральской нефтяной компании начал приобретать какие-то реальные очертания.

УНК должна была создаваться при участии области и Тюменской нефтяной компании. Свердловская область вносила свою долю в уставный капитал пакетом акций «Уралнефтепродукта», который тогда был оценен примерно в $3 млн. Партнеры-нефтяники брали на себя проведение работ и соответствующие капиталовложения. Программа, представленная в то время, была рассчитана до 2005 г. Основной ее задачей была заявлена разведка запасов нефти в северо-западных районах Свердловской области, на что предполагалось потратить 600 млн руб. Еще 280 млн руб. должно было быть потрачено на геофизические работы, 270 млн руб. – на бурение и около полумиллиарда – на разнообразные мероприятия по охране окружающей среды в данных районах. Всего запасы нефти в четырех районах области тогда оценивались от 145 до 340 млн т. Теперь представители Уральской нефтяной компании говорят о 400–600 млн т. В то же время ряд экспертов считают, что возможность нефтедобычи как таковой в Свердловской области более чем сомнительна и относится скорее к области гипотез и предположений. В этом свете представляется очевидным, что УНК создана для решения задач несколько иного профиля, а все громкие заявления о нефтедобыче есть не что иное, как прикрытие для успешного освоения компанией бюджетов.

Нпз

Другое весьма важное инвестиционное обязательство связано со строительством в Свердловской области нефтеперерабатывающего завода, общий объем инвестиций в который может достигнуть $2 млрд. Проектная мощность его первой очереди достигает 1 млн 800 тыс. т в год. Данная цифра явно меньше, чем годовая потребность области, но вполне с ней сопоставима (по оценке – до 2,5 млн т в год). С другой стороны, стоит отметить, что реально в лицензионном соглашении на разработку нефтяных месторождений на северо-востоке Свердловской области содержится обязательство провести ТЭО (технико-экономическое обоснование) на строительство нефтеперерабатывающего завода на территории области. Его загрузка будет осуществляться, как предполагается, в основном за счет ввода в разработку Иусского и Катыльинского месторождений. Их подготовят к разработке лишь к 2005 г. Таким образом, завод, точнее его технико-экономическое обоснование, можно считать делом еще очень нескорым.

Следует отметить, что приезжавший в конце прошлого года руководитель «ЛУКойла» Вагит Алекперов весьма осторожно отнесся к перспективам данного завода и прямо сказал, что, по его мнению, потребности уральских предприятий в нефтепродуктах полностью могут быть обеспечены уже имеющимися предприятиями в Пермской и Тюменской областях. Понятно, что приоритетным для «ЛУКойла» является трубопровод через Свердловскую область, и рост доли лукойловской нефти с пермского предприятия на рынке Свердловской области. Но все же данное суждение можно рассматривать как экспертную оценку.

Активность «Сибнефти» развивалась в другом направлении. В конце 2000 г. уважаемая компания объявила о покупке контрольных пакетов акций «Свердловскнефтепродукта» и «Екатеринбургнефтепродукта». Тогда же, по ряду данных, ТНК вела переговоры с руководством компаний. Но «Сибнефть» предложила более высокую цену, и вопрос решился в ее пользу. Получилось, что сеть сбыта оказалась под контролем «Сибнефти».

Это не вписывалось в концепцию создания Уральской нефтяной компании как вертикально интегрированной структуры, действующей на территории области. В 2001 г. УНК все же была создана с участием области (49%) и ТНК (51% акций). УНК вложила в геологоразведку более 80 млн руб. и почти одновременно заявила о планах развития собственной сбытовой сети (в том числе и по системе франчайзинга). По итогам года выручка превысила 313 млн руб. Для первого года это, в общем-то не так уж и плохо. Принято решение направить прибыль на проведение буровых работ на северо-востоке области. В то же время, как признал представитель областного министерства по управлению государственным имуществом Николай Зуев, в балансе компании присутствуют отрицательные показатели.

Если уже представители областного Мингосимущества характеризуют успехи Уральской нефтяной компании как не слишком выдающиеся, то у сторонних наблюдателей могут возникнуть самые серьезные сомнения в том, что УНК вообще когда-либо станет нефтедобывающей компанией. Тем более, что УНК может лишиться одного из своих наиболее значимых лоббистов – давно обсуждается возможность перехода министра по управлению государственным имуществом Вениамина Голубицкого, который активно участвовал в создании Уральской нефтяной компании, на более высокую должность в Москву. Можно предположить, что после ухода Вениамина Голубицкого вероятность того, что Уральская нефтяная компания, лишившись солидных связей в правительстве, станет заниматься нефтедобычей, становится и вовсе призрачной.


Другие материалы по теме: