Свердловская область: формирование экономической политики

Экономическая политика начинает формироваться и на региональном уровне.

Сегодня государство начинает осознавать проблему формирования отечественной экономической политики. Ситуация такова, что без четко сформулированной позиции государства в экономической сфере решение проблем экономического движения практически невозможно. При этом государство должно выражать свою позицию на всех уровнях – от федерального и регионального до муниципального. Власть уже начала предпринимать шаги в этом направлении. В качестве примера можно привести недавно прошедшее заседание Экономического совета при губернаторе Свердловской области, где обсуждалась программа, связанная с концептуальным развитием банковской системы в Свердловской области. Надо заметить, что все мероприятия, которые были заложены в первом варианте реализации положений концепции, подготовленной банкирами Екатеринбурга вместе с ЦБ РФ, правительством области и депутатами Думы, были выполнены. Это свидетельствует о том, что над концепцией развития банковской системы в Свердловской области была проведена очень серьезная работа, и эти положения действительно отражали насущную необходимость таких мер для субъектов бизнеса.

Инвестиции

До 1995 г. основным занятием подавляющего большинства кредитно-финансовых организаций были спекуляции на валютном рынке. Соответственно, все финансовые потоки, весь капитал направлялся в Москву, где находится вся инфраструктура валютного рынка. Позже, примерно с начала 1997 г., объектом пристального внимания практически всех банков стали операции на печально известном рынке государственных ценных бумаг. И хотя этот период достаточно быстро завершился знаменитым дефолтом в августе 1998 г., в течение этого времени значительный объем капитала был выведен за пределы страны. Таким образом, значительная часть банковской системы была ориентирована на работу прежде всего с финансовыми рынками, а не на кредитование реального сектора экономики. Перелом наступил только после кризиса 1998 г. – начиная с 1999 г. отток капитала сократился и банки впервые обратили пристальное внимание на предприятия, на реальный сектор экономики, что ознаменовалось ростом инвестиций. Сегодня идет процесс увеличения инвестиций в уставные фонды. Процесс происходит в основном за счет предприятий, а банки являются финансовыми операторами этих сделок.

Дальнейшее развитие инвестиций зависит от финансового и инвестиционного климата в стране. Направление финансовых потоков сегодня меняется: если раньше приоритетной задачей для банков было ведение спекулятивных операций на валютном и фондовом рынке, то сегодня роль банков существенно изменилась: банки выступают проводником для инвестиций. Соответственно, если раньше капитал шел через Москву, то сейчас деньги возвращаются на предприятия, большинство из которых находится в регионах. От того, каким образом в регионах, в том числе и в Свердловской области, будут приниматься инвестиции от крупнейших финансово-промышленных групп, будет зависеть и эффект от этих инвестиций, то есть создание новых рабочих мест, величина собираемых налогов, торговый оборот в регионе – все то, что называется социальным развитием.

Банки

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня на территории Свердловской области действует разнообразно развитая банковская система. Она представлена всеми кредитными учреждениями, от представительств Сбербанка РФ, филиалов крупных банков федерального масштаба и региональных банков, входящих в сотню крупнейших по России, до небольших кредитных учреждений, которые обеспечивают в финансовом плане интересы нескольких частных клиентов.

Состояние инвестиционного климата в регионе прежде всего зависит от двух моментов: это, во-первых, инвестиционная инфраструктура, а во-вторых, это степень решенности проблем, связанных с судебной властью, экологией, наличием в регионе квалифицированных кадров, отношениями бизнеса и власти, с криминальной ситуацией и так далее.

Что касается первого – ситуации с инфраструктурой, обеспечивающей инвестиции, – то она сегодня относительно неплохая: существуют банки, страховые компании и государственные фонды. С другой стороны, отсутствуют рейтинговые агентства, что существенно ухудшает прозрачность бизнеса, которая является определяющим фактором при инвестировании.

Если же говорить о втором, о проблемах защиты инвестиций, то от их решения зависит, будут ли вообще какие-либо инвестиции, вне зависимости от их объема.

Вторым обсуждаемым моментом стало направление дальнейшего развития банковской системы Свердловской области и то, какой она должна стать в среднесрочной перспективе. По общему мнению, структура банковской системы останется прежней. Банковское сообщество должно быть представлено всеми видами банковских учреждений от крупнейших до небольших, чтобы банковская структура могла удовлетворить финансовые потребности как крупнейших финансово-промышленных групп, так и частных лиц, малого и среднего бизнеса.

Кроме того, банки активно наращивают набор инструментов, на который предъявляет спрос реальный сектор экономики. Уже сегодня банковская система Свердловской области располагает полным набором инструментов, от лизинга до предоставления синдицированного кредита и выпуска корпоративных облигаций. Сегодня клиент может просто сказать банку, какой кредит ему нужен, – банк в состоянии организовать практически любой кредит, выдав его самостоятельно либо организовав банковский синдикат. Кроме того, банки уже сегодня могут предоставить своим клиентам услуги по организации эмиссии корпоративных облигаций, которые являются перспективным инструментом осуществления заимствования.

Средний бизнес

Сегодня власть осознала тот факт, что основой для нормальной экономической системы является средний бизнес. Если не будет среднего бизнеса, то не будет и нормального потребления, а соответственно и инвестиций. На самом высоком уровне было заявлено, что приоритетной задачей в ближайшем будущем будет формирование слоя малого и среднего бизнеса и создание предпосылок для его успешного развития. Необходимость развития малого и среднего бизнеса определяется тем, что этот вид бизнеса является наиболее консервативным. В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса формирует до 60% валового внутреннего продукта и своими платежами формирует значительную часть государственного бюджета.

Помимо приведенных выше причин, есть еще один фактор, определяющий необходимость развития среднего и малого бизнеса. Как ни странно, этот фактор является внешним. Сегодня в России остро стоит проблема нарастающего импорта. Корни этой проблемы лежат достаточно глубоко, прежде всего в низкой производительности российских предприятий, которая не позволяет создавать конкурентоспособную продукцию. Как следствие, отечественная продукция все сильнее замещается импортными товарами. Грядущее вступление России в ВТО подорвет потребительский рынок, и для российских производителей на нем вообще не останется места. Соответственно, станут банкротами сотни отечественных предприятий и исчезнут миллионы рабочих мест. Реальной преградой на пути глобализации может стать формирование среднего бизнеса, в том числе и в Урало-Сибирском регионе. С уверенностью можно сказать, что никакие административные запреты проблемы не решат. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса было де-факто признано стратегическим.

Формирование направлений банковской деятельности, связанных с обслуживанием и поддержкой малого и среднего бизнеса для региональных банков, сопряжено со значительными капиталовложениями. И это неудивительно, так как обслуживание массы небольших предприятий является гораздо более затратным делом, чем обслуживание нескольких крупных клиентов. Кроме того, для предприятий малого и среднего бизнеса действует целый ряд специфических рисков, что также осложняет работу кредитно-финансовой организации с малым и средним бизнесом.

Однако многие региональные банки уже осознают необходимость развития услуг для этого сектора. Дело в том, что, как уже не раз говорилось, крупные клиенты достаточно давно определились с тем, какие банки будут обслуживать их деятельность, и зачастую крупные клиенты предпочитают кредитно-финансовые организации, располагающие большим капиталом. Сегодняшнее состояние региональной банковской системы таково, что лишь немногие банки могут похвастаться большим объемом капитала.

Если в ближайшее время региональные банки не выйдут на рынок финансовых услуг для малого и среднего бизнеса, то потом им придется конкурировать на этом рынке с кредитно-финансовыми организациями федерального масштаба, и можно предположить, что далеко не все выдержат такую конкуренцию.

Банки совместно с властью разрабатывают для малого бизнеса проекты решения ряда проблем, например перевод расчетов малого бизнеса в безналичную форму. Для банка работа с малым и средним бизнесом означает прежде всего переведение в банк денежного оборота торговли и строительства, а также потребительского спроса. Сегодня вряд ли кто-то из банкиров или органов власти может с полной уверенностью сказать, каков оборот по банковским и небанковским счетам. Было бы очень удобно, если бы существовала система электронных платежей, с помощью которой предприниматели могли бы осуществить все необходимые отчисления: за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, налоги на автотранспорт и т. д., то есть все те платежи, которые сегодня они платят где только смогут. К сожалению, пока не существует унифицированной системы приема таких платежей, однако создание такой системы было бы крайне полезным. Кроме того, в ближайшее время будет решаться проблема налога с продаж: если будет отменен или снижен налог с продаж для безналичных платежей, то это, скорее всего, увеличит реальные денежные обороты, проходящие через банковскую систему, следствием чего станет большая прозрачность торгового оборота.


Другие материалы по теме: