Производители алкоголя берут реванш

Уральские производители алкоголя готовы заново завоевать рынок

Ни для кого не секрет, что производители алкогольных напитков только в середине осени прошлого года сумели стабилизровать свое положение, сложившееся из-за непонятной ситуации с акцизными марками на алкогольную продукцию, введенными летом 2001 г., что привело к конкуренции между легальными производителями и подпольными цеховиками. Экономическим итогом состязаний стало снижение за июнь-август 2001 г. производства виноградных вин на 40, коньяков – на 39, шампанского – на 20,6, а водки и ликероводочных изделий – лишь на 5,5%. Так отреагировал легальный бизнес на введение в 2001 г. нового принципа межбюджетного распределения акцизов.

Социальным результатом стал рост смертности от случайных отравлений алкоголем. Общий объем нелегального оборота алкоголя в России, по различным экспертным оценкам, составляет около 50%. Иными словами, каждая вторая выпиваемая рюмка в лучшем случае оказывается контрабандной или контрафактной, в худшем – фальсификатом или суррогатом. Повысив акцизы и усложнив порядок маркировки изделий, государство сыграло на руку не производящим алкоголь легальным предприятиям, а криминальному бизнесу, делая его более прибыльным и конкурентоспособным. Естественно, что нелегальные производители алкогольных напитков не упустили своего шанса и использовали период вынужденного затишья с максимальной отдачей. Однако сегодня руководители уральских предприятий, производящих алкогольные напитки, считают, что в ближайшее время необходимо отвоевать свое место на рынке обратно, если можно так выразиться, «взять реванш».

ЕВШК

АООТ «Екатеринбургский виншампанкомбинат» является единственным производителем шампанского на Среднем Урале. К примеру, наиболее близким территориально конкурентом к западу от Свердловской области является ликеро-водочный завод в Тольятти, а восточнее – предприятие в Новосибирске. Казалось бы, что рыночная ситуация для ЕВШК сложилась наилучшим образом – рынок Свердловской области ёмок, и его объем позволил бы ЕВШК ежемесячно наращивать производство. Однако на рынке уже присутствует ряд предприятий, которые ввозят в Свердловскую область вина и шампанское из-за пределов региона. Таким образом, Екатеринбургский виншампанкомбинат сталкивается с весьма серьезной конкуренцией. Ситуация осложняется еще и тем, что производители алкогольной продукции из других регионов пользуются существенными налоговыми послаблениями, что вполне позволяет им конкурировать с продукцией ЕВШК по цене. Налоговые льготы для производителей алкогольной продукции действуют в ряде национальных республик, в частности, в Башкирии, Северной Осетии и Дагестане.

Екатеринбургский виншампанкомбинат разработал стратегию, в соответствии с которой он будет бороться с конкурентами за счет повышения качества своей продукции и расширения ассортимента.

На комбинате работает творческая группа, которая занимается изучением опыта производства шампанских вин. В ближайших планах завода – начать промышленное производство шампанского с использованием современных технологий. Этот метод существенно отличается от классического варианта, когда шампанское выдерживается три года, однако позволяет достичь неплохих результатов. Задача комбината – получить шампанское, по качеству не уступающее шампанскому, произведенному традиционным способом. На АООТ «Екатеринбургский виншампанкомбинат» (ЕВШК) уже начался монтаж новой итальянской линии по розливу шампанского. Новое производство позволит заводу разливать напиток по новой технологии – без доступа воздуха, то есть герметично, что позволит избежать потери углекислоты в шампанском. По словам генерального директора предприятия Геннадия Пищикова, ввод в действие итальянской линии по герметичному розливу шампанского позволит ЕВШК увеличить выпуск этого вида продукции на 50%. Планируется, что монтаж линии будет завершен уже в I квартале этого года.

В 2002 г. комбинат планирует значительно расширить ассортимент своей продукции. ЕВШК налаживает выпуск вермута, который будет изготавливаться на основе итальянских ингредиентов. Серия безалкогольных напитков «Монетка» пополнится апельсиновым коктейлем. В настоящий момент ЕВШК выпускает три вида безалкогольных напитков «Монетка»: джин-тоник, ром-кола, вермут.

Кроме того, Екатеринбургский виншампанкомбинат планирует усилить свои позиции на рынке крепких алкогольных напитков. Если говорить о водке класса «стандарт», то под брендом водки «Екатерина» ЕВШК выпустит сладкие настойки – «Брусничная» и «Рябиновая», горькую настойку «Перцовая». Кроме того, в 2002 г. появятся четыре новых вида водки «Екатерина»: «Крепкая», «Можжевеловая», «Ржаная» и «Лимонная». Что касается класса «премиум», то еще в прошлом году ЕВШК начал производство водки «Екатеринбург Люкс», производимой на основе спирта высшего качества марки «Люкс». Ради соблюдения качества комбинат командирует на заводы, где закупается спирт, своих технологов, чтобы те могли «выбивать» более качественное сырье. Как заявил генеральный директор АООТ «Екатеринбургский виншампанкомбинат» Геннадий Пищиков, в ближайшие планы завода входит производство еще нескольких продуктов в классе «премиум».

В 2002 г. запланировано увеличение объемов производства по сравнению с 2001 г. на 34,5%. В частности, предполагается, что комбинат увеличит в этом году объем выпуска напитков винных на 23,5%, шампанских вин – на 24,8%, виноградных вин – на 52,9%, водки и ликероводочных изделий – на 37,8%, коньяка – в 2,7 раза, слабоалкогольных напитков – на 85%.

ЕЛВЗ

Эксперты считают, что положение другого крупного производителя алкогольной продукции – Екатеринбургского ликеро-водочного завода также достаточно перспективно. Это предприятие было образовано на основе мощностей АООТ «Алкона», которое на сегодняшний день уже практически прекратило свое существование. Тем не менее, менеджменту предприятия удалось сохранить государственный контрольный пакет предприятия, производство и кадровый потенциал. Завод уже близок к тому, чтобы возобновить выпуск продукции и восстановить свои позиции на рынке: еще в прошлом году ЕЛВЗ получил лицензию на право производства, реализации и хранения алкогольной продукции.

С запуском производства на ЕЛВЗ его продукция должна будет заполнить нишу на рынке алкогольной продукции, которая освободилась после прекращения деятельности АООТ «Алкона» – лидера по производству и реализации недорогой водки. После остановки производства на «Алконе» эта ниша оказалась заполненной фальсифицированной и суррогатной продукцией, произведенной в основном в кавказских республиках. Законы рынка очень просты – спрос порождает предложение, и все попытки остановить ввоз и сбыт этой кавказской водки потерпели неудачу – не помогли ни введение новых акцизных марок, ни таможенные проверки. Ввозить же качественную продукцию в Свердловскую область невыгодно: при высоких транспортных издержках качественная водка из других регионов становится слишком дорогой для конечного потребителя.

Поэтому Екатеринбургский ликеро-водочный завод нацелен на массовое производство водки с высоким качеством, что позволит, во-первых, производить водку прямо в регионе, экономя на транспортных издержках, а во-вторых, получать прибыль не из-за высокой торговой маржи, а за счет больших оборотов. Продукция ЕЛВЗ должна вытеснить с уральского алкогольного рынка суррогатную водку.

Кроме того, как заявил в интервью УрБК председатель правления Екатеринбургского ликеро-водочного завода Константин Устиловский, ЕЛВЗ будет производить на своих мощностях не только продукцию местных марок. «В рамках общей программы развития производства, реализуемой «Росспиртпромом», достигнута договоренность о том, что мы будем разливать ряд наименований продукции, которая сегодня производится на московском заводе «Кристалл», на заводах группы «Ост-Алко» и других предприятиях центральной полосы России. Причем эта продукция будет реализовываться не только в Свердловской области, но и через систему торговых домов ФГУП «Росспиртпром» в разных областях, в том числе и в тех, чью продукцию мы будем производить. Иначе говоря, часть производства того же «Кристалла» по определенным видам продукции будет передана ЕЛВЗ. Нам отведена для поставок зона Урала и Сибири, также при необходимости продукция будет отправляться и в среднюю полосу. С одной стороны, это налагает большую ответственность на наше предприятие, с другой – это определенный знак признания наших возможностей», – сообщил
К. Устиловский.

Примерно с 1 июня Екатеринбургский ликеро-водочный завод (ЕЛВЗ) начнет розлив водки «Гжелка». «Кристалл» не может полностью удовлетворить спрос на свою продукцию, поэтому дает разрешение на производство нескольким заводам России, то есть применяет франчайзинговую схему организации производства. Одним из предприятий, которые будут разливать «Гжелку», стал Екатеринбургский ликеро-водочный завод.

Итог

Таким образом, уральские производители алкоголя в самом ближайшем будущем намерены отвоевать обратно значительную долю уральского рынка алкогольной продукции. Ресурсы, которыми они располагают, вполне достаточны для решения такой задачи.


Другие материалы по теме: