Реформирование милиции — удар по преступности или смена вывески?

Разговоры о реформировании милиции велись давно. К настоящему моменту в этом вопросе появилась ясность.


Председатель Правительства России Михаил Касьянов 7 декабря 2000 г. подписал постановления № 924 «Об окружных подразделениях МВД Российской Федерации» и № 925 «О подразделениях криминальной милиции», тем самым, хотя и с большим опозданием, выполнив указ Президента России Владимира Путина № 415 от 31.07.2000 г., которым предписывалось в двухмесячный срок внести изменения в структуру МВД в связи с созданием федеральных округов.


В соответствии с этими постановлениями в структуре МВД России создается новое подразделение — Комитет федеральной криминальной милиции. В его состав на уровне центрального аппарата включены Главное управление по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятий, управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, управление собственной безопасности.


Именно на эту вновь созданную структуру возложена функция координации деятельности милиции в пределах федеральных округов, для чего формируются окружные комитеты федеральной криминальной милиции.


Структура


На уровне субъектов Федерации создаются комитеты федеральной криминальной милиции республик, краев, областей, которые будут подчиняться окружным комитетам, сохраняя полную независимость от руководителей территориальных подразделений внутренних дел.


Министр внутренних дел Владимир Рушайло подписан ряд ведомственных документов, в которых определены задачи, полномочия и организационная структура комитетов федеральной криминальной милиции различных уровней.


Что касается КФКМ субъектов Федерации, то механизм их создания достаточно прост и малозатратен: УБОПам из состава МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации передаются разведывательные подразделения и подразделения собственной безопасности с их штатом, помещениями и техническим оборудованием.


Окружные комитеты планируется сформировать на базе региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, однако по своей штатной численности они будут в два-три раза превышать существующие РУБОПы. Разница в штатах, очевидно, будет восполнена за счет сокращения оперативных служб территориальных подразделений.


В Екатеринбурге — центре Уральского федерального округа окружной КФКМ появится фактически на пустом месте, поскольку Уральский РУБОП сегодня находится в Тюмени и на его основе будет создано специализированное управление по борьбе с оргпреступностью (по борьбе с преступлениями в нефтегазовом комплексе).


Начальники окружных комитетов утверждаются министром внутренних дел России по согласованию с полномочными представителями Президента России в федеральных округах. У начальника предусмотрено по три заместителя, при этом блок подразделений, на которые непосредственно возложены функции борьбы с организованной преступностью и коррупцией, будет курировать первый заместитель.


Окружные КФКМ будут решать две основные задачи:


– координировать деятельность всех подразделений криминальной милиции в пределах федерального округа, т.е. осуществлять управленческую функцию;


– самостоятельно проводить оперативную разработку организованных преступных сообществ, обладающих межрегиональными и международными связями, брать в свое производство раскрытие преступлений, представляющих особую общественную опасность.


Вновь созданная вертикаль комитетов ФКМ обладает собственной компетенцией. В нее входят: выявление фактов коррупции в федеральных органах госвласти и органах госвласти субъектов Федерации; выявление организованных преступных групп и сообществ, пресечение их деятельности; раскрытие ряда конкретных преступлений, в т.ч. похищение человека, захват заложника, вымогательство, бандитизм и др.; выявление и раскрытие преступлений в сфере компьютерной информации и некоторых других.


Значительно большее число преступлений входит в совместную компетенцию КФКМ и МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, то есть ответственность за их выявление и раскрытие будет поделена между комитетами и территориальной криминальной милицией.


Последствия


КФКМ пока существуют только на бумаге, фактически они будут сформированы в первом полугодии 2001 г., однако анализ самого замысла уже позволяет сделать несколько выводов.


Во-первых, из всех существовавших вариантов реформирования системы МВД реализован наиболее мягкий и компромиссный.


Кремлевская администрация летом 2000 г. предлагала руководству страны другую концепцию: выделить из системы МВД подразделения РУБОП-УБОП, БЭП, ОБНОН и другие оперативные службы за исключением уголовного розыска и объединить их в составе Антикриминального комитета России с частью подразделений ФСБ, ФСНП, которые специализировались на борьбе с коррупцией и организованной преступностью.


Позднее родилась другая идея, которую, как поговаривают, лоббировал Петр Латышев. Она заключалась в создании на базе округов сверхмощных окружных управлений МВД, в которые планировалось включить до 70% личного состава оперативных служб, в том числе значительную часть подразделений БЭП, ОБНОН.


Однако у руководства МВД России хватило мудрости не разрушать до основания криминальную милицию территориальных органов внутренних дел, на которой лежит основная нагрузка в борьбе с общеуголовной и экономической преступностью.


Поэтому реализованный вариант можно считать меньшим из возможных зол. Более того, он в какой-то мере удовлетворяет все заинтересованные стороны: полномочные представители Президента РФ в федеральных округах наконец-то получают в свое распоряжение реальное средство для осуществления программы мер по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, сросшейся, по их представлению, с властными структурами субъектов Федерации; с другой стороны, в территориальных органах остаются силы для выполнения возложенных на них задач.


Во-вторых, специалисты из милиции в один голос отмечают, что в результате предстоящих преобразований в крайне сложное положение попадет криминальная милиция, входящая в состав МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступлениями в сфере экономики и незаконным оборотом наркотиков). Несмотря на то, что именно в ее компетенцию входит задача раскрытия 99% регистрируемых преступлений, в том числе тех, которые наиболее беспокоят население на бытовом уровне, — умышленных убийств, грабежей, разбоев, краж, после создания КФКМ она станет значительно слабее как количественно, так и качественно.


Прежде всего, ее численность будет сокращена для того, чтобы сформировать окружные КФКМ, которые, как говорится в постановлении Правительства России, создаются за счет перераспределения существующей штатной численности МВД.


Еще больший удар будет нанесен передачей разведывательных подразделений в другую структуру. Имея их в своем составе, криминальная милиция опиралась на их возможности в проведении оперативных разработок и раскрытии преступлений, а теперь уголовному розыску, другим оперативным службам придется стоять в очередь за услугами разведподразделений, которые в приоритетном порядке будут работать на нужды криминального федерального комитета.


В-третьих, создание новой структуры еще более обострит кадровый голод в системе МВД России. За последний период, и особенно в истекшем году, она понесла поистине невосполнимые потери — в связи с неконкурентоспособной заработной платой уволилась значительная часть профессионалов, СМИ опять заговорили о том, что в милиции широко распространилась коррупция

.
В Екатеринбурге, где будет дислоцироваться окружной комитет, его руководители постараются переманить сколько-нибудь подготовленные кадры из областного ГУВД, УВД города и районных управлений внутренних дел. Возможности для этого, очевидно, будут, — скорее всего, на сотрудников КФКМ распространят льготы по выслуге и надбавки к должностным окладам, которыми сегодня пользуется персонал РУБОП-УБОП. Как следствие еще более оголятся наиболее важные в системе милиция оперативные службы — уголовный розыск, БЭП и ОБНОН, что самым негативным образом отразится на раскрытии преступлений.


В-четвертых, еще более возрастет и без того увеличившаяся рассогласованность в действиях силовых структур. Создание новой сверхмощной структуры с весьма туманной компетенцией неизбежно породит ее соперничество с ФСБ, оперативными службами территориальной милиции.


Не исключена и конфронтация между окружными КФКМ и КФКМ субъектов Федерации. Например, такая ситуация может стать вполне реальной в Свердловской области, если начальником окружного комитета, как ожидается, будет назначен нынешний начальник Уральского РУБОП генерал Борисов, а начальником КФКМ по Свердловской области станет начальник УБОП по Свердловской области подполковник Скворцов. Между ними сложились конфликтные отношения, взорваться которым мешало только расстояние между Тюменью и Екатеринбургом.


Не случайно в кругах, близких к УБОП по Свердловской области, циркулируют слухи о том, что группа сотрудников этого подразделения, не согласная с предстоящим назначением Борисова, написала на него коллективную жалобу в МВД России, и поэтому решение вопроса с назначением откладывается.


Немаловажно также, что Борисов ранее тесно взаимодействовал с заместителем полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, курирующим действия силовых структур, Антипиным, который пришел на этот пост с должности в Тюменском региональном управлении ФСБ.


Если учесть, что Борисов при назначении на ключевые посты в окружном комитете наверняка проведет своих тюменских земляков из Уральского РУБОП, то можно представить насколько усилятся в Екатеринбурге позиции нашего восточного соседа в силовых структурах.


Очевидно, именно на это делает ставку Москва в предстоящем «наезде» на чересчур самостоятельную властную и деловую элиту Свердловской области.


Да и в целом в столицах федеральных округов, к которым относится и Екатеринбург, ситуация сложится уникальная. Здесь создано столько окружных и территориальных подразделений силовых структур, что это неизбежно породит параллелизм и дублирование в их работе, усилит борьбу за сферы влияния.


Суммируя выводы этого экспресс-анализа, можно предположить, что в ближайшей перспективе польза от создания системы КФКМ МВД России вряд ли восполнит те негативные последствия, наступление которых видно невооруженным глазом.


Другие материалы по теме: