Стандарт GSM на Урале: история и перспективы

18 января 2001 (17:20)

Екатеринбург, являясь одним из крупнейших экономических и финансовых центров страны, позволяет развивать полноценную инфраструктуру бизнеса. Это, казалось бы, в полной мере должно относиться и к услугам связи, в том числе и мобильной.


Первая компания на рынке мобильной связи Екатеринбурга появилась в 1995 г. Ей был «Уралвестком» (теперь — ЗАО «Уралвестком»), который предлагал мобильную телефонную связь в стандарте NMT-450. Этот стандарт первоначально был разработан в Скандинавии и действует, кроме России, еще в 11 странах мира. Сам по себе стандарт довольно старый, среди связистов он оценивается как «умирающий». У такой точки зрения есть определенные основания. Дело в том, что еще летом прошлого года ведущий производитель оборудования для сотовых телефонных станций стандарта NMT-450 — шведская компания Ericsson — объявил о том, что сворачивает производство оборудования для этого стандарта. Заменит его, скорее всего, стандарт GSM-400/1800. Но ни сетей, ни серийного оборудования для сетей этого нового стандарта пока нет.


В следующем 1996 г. появился второй оператор — «Екатеринбургская сотовая связь» (юридическое лицо — ООО «Екатеринбург-2000»), имеющий права на торговую марку «Би-Лайн». Существенным маркетинговым выигрышем ЕСС стало то, что она сразу начала предоставлять прямые городские номера, в то время как на телефоны «Уралвесткома» надо звонить через «8». Это привело к некоторому оттоку особо состоятельных клиентов в «Би-Лайн».


ЕСС работает в стандарте AMPS/DAMPS, который представляет собой модернизированный аналоговый стандарт AMPS, используемый, кроме России, исключительно в Америке. Летом 2000 г. в соответствии с распоряжением министра связи Л.Д. Реймана выдача новых лицензий на работу в этом стандарте была отменена, а владельцам уже выданных лицензий министерство связи предписало до 2010 г. перейти на лицензированный федеральный стандарт.


Дело в том, что лицензированных федеральных стандартов в России всего два. К ним относятся уже упомянутый NMT-450 и GSM-900/1800, используемый в Европе. Переход российской мобильной телефонии на европейский стандарт GSM-900/1800 является в настоящий момент официальной позицией министерства связи, которую сам Л.Д. Рейман неоднократно озвучивал. Для этого есть весьма веские основания, связанные с возможностью интеграции в мировую телефонную сеть.


Мобильная телефония практически у всех наших соседей по евроазиатскому континенту развивается на основе стандарта GSM-900/1800. Это относится ко всей Европе, Ближнему Востоку, Индии, Китаю, Азиатско-Тихоокеанскому региону (кроме Японии, где есть собственный цифровой стандарт PDC).


В данный момент наиболее перспективен именно GSM-900/1800. Он обладает рядом неоспоримых преимуществ. Прежде всего, это автоматический национальный и международный роуминг, приобретающий особое значение в условиях возрастающей глобализации экономики. У NMT-450 и DAMPS международные возможности гораздо скромнее. У последнего стандарта, кроме того, есть существенные проблемы с национальным роумингом (внутри России) — он не во всех регионах лицензирован как мобильный стандарт. Конечно, в той же «Екатеринбургской сотовой» клиенту, едущему туда, где DAMPS не работает, выдадут трубку иного стандарта, но удобств это, мягко говоря, не прибавляет.


При пользовании же аппаратами, работающими в стандарте GSM-900/1800, достаточно заказать и оплатить услугу роуминга. Все дальнейшее происходит автоматически: телефон сам находит ближайшую соту (если она есть — в России вообще крайне слабое покрытие сотовой связью в любом стандарте).


Вторым преимуществом этого стандарта является более высокое качество связи благодаря цифровому способу передачи и более высокая проникающая способность (это обусловлено длиной волны): сигнал не теряется в бетонных конструкциях, по крайней мере не должен — таково единодушное мнение мировых экспертов.


Наконец, у цифрового стандарта есть еще одно немаловажное свойство — он надежнее обеспечивает конфиденциальность. Разговор по телефону аналоговых стандартов можно прослушать с помощью обыкновенного сканирующего приемника (стоимостью в пределах 100$, то есть дешевле самого телефона).


В Екатеринбурге первый оператор, работающий в стандарте GSM-900, появился в 1997 г. — это ЗАО «Уралтел». С самого начала его политика на рынке была довольно агрессивной. В то время как оплата трафика и абонентская плата у него не сильно отличались от двух других операторов, сами по себе аппараты стоили гораздо дешевле. Именно «Уралтел» регулярно устраивал массированные акции с бесплатным подключением и даже раздачей телефонов. Это вполне оправданный маркетинговый ход — если клиент подключился, то деться ему уже некуда. Именно эта политика привела к тому, что к новому 2001 г. у этой компании было уже более 20 тыс. абонентов. Но рост числа абонентов привел к перегрузке в сети: из-за отсутствия достаточно мощного оборудования качество связи ухудшилось, и, по мнению наиболее пессимистично настроенных наблюдателей, дальнейшее увеличение числа абонентов «Уралтел» лишь усилит эту тенденцию.


Качество связи страдает в деловом центре города, а также в Юго-Западном районе, где стремительно развивается деловая инфраструктура. Вообще в теоретическую зону уверенного приема попадает далеко не весь Екатеринбург и только часть Нижнего Тагила. На фоне систематической рекламной кампании московских операторов GSM низкое качество связи в области порождает у пользователей недоверие к самому стандарту. При позиционировании же самой компании как поставщика самой модной и современной связи наличие многочисленных «дыр», как в центре, так и на окраинах, выглядит по меньшей мере странно. В таких районах, как Химмаш, и некоторых районах Уралмаша качество связи оставляет желать лучшего. Плохо принимается сигнал в подвалах и цокольных этажах, что, как утверждает реклама, просто не может быть свойственно телефонам стандарта GSM-900. Следовательно, дело не в особенностях стандарта, а в неспособности действующего оператора обеспечить его техническую поддержку на должном уровне.


Кроме этого, можно ли всерьез говорить о WAP-телефонии и доступе в Интернет при столь низком качестве связи?


В Москве на начальном этапе развития сотовой связи тоже были подобные проблемы, об этом много писали СМИ. Однако с развитием конкурентной среды они были решены.


Между тем представители компании не скрывают, что причина ухудшающейся связи — перегрузки и множество клиентов. Хотя всегда можно объяснить плохую связь качеством аппарата, что, в свою очередь, опять бьет по престижу GSM и компаний-производителей сотовых телефонов.


Конкуренция


Весной 1999 г. резко обострилась конкуренция на рынке GSM-телефонии в Москве: компания «Вымпелком», владелец торговой марки «БиЛайн» получила лицензию на работу в стандарте GSM. МТС утратила монопольное положение, и цены начали падать, но пока только в Москве.


Екатеринбургские операторы тоже активизировали борьбу за клиента правда пока только в рамках своего стандарта. «Уралвестком» объявляет серию бесплатных подключений, ЕСС вводит ряд новых пакетных планов (абонентскую плату за определенное время трафика). «Уралвестком» пытается перехватить инициативу и тоже вводит серию пакетных планов, к тому же начинает продавать прямые городские номера, лишая ЕСС основного маркетингового преимущества.


«Уралтел» некоторое время не реагировал на изменения на рынке. У него уже был пакетный тарифный план «Семейный+» (примерно 230 руб. за 20 мин. в месяц, все, что сверх, — дороже). Однако в этом случае использовать телефон имеет смысл только в качестве некоего резервного канала связи.


Все же реакция последовала: был введен новый тарифный план «Базовый+» с бесплатными входящими местными звонками (80$ абонентской платы в месяц). Однако пользоваться этим планом имеет смысл только при наличии прямого городского номера. Но эту услугу «Уралтел» не предоставляет, несмотря на продолжающиеся уже два года обещания. Вообще, отсутствие прямых городских номеров является сильным рыночным недостатком, способным в дальнейшем свести на нет все маркетинговые усилия.


Для «Уралтела» традиционна псевдомаркетинговая игра на внутренних курсах условных единиц. В ноябре прошлого года компания снизила на 20 % цены в условных единицах. В то же время сам внутренний курс вырос. В результате клиент стал платить больше, чем до повышения внутреннего курса.


В настоящее время «Уралтел» имеет два реально работающих тарифных плана, оба пакетные: «Семейный+» (примерно 300 руб. за 20 мин. в месяц, все, что сверх, — подороже) и «Лидер» (примерно 2300 руб. за 6 час.) Сами сотрудники честно предупреждают, что если вы говорите меньше двух часов в месяц, то лучше брать «Семейный+». «Лидер» становится оправданным после двух часов разговора в месяц. Все остальные практически бессмысленны. Еще необходимо отметить высокую стоимость роуминга и определителя номера.


Заметим, что после привлечения клиента с ним начинают работать так, как и во всех сотовых компаниях Екатеринбурга, — в худших советских традициях. Особенно хочется выделить те случаи, когда оплатившего счет клиента отключают, и о причинах этого он узнает почти через месяц. Как правило, выяснить что-либо очень трудно, чему способствуют как невежливые сотрудники офиса, так и юридически труднопроходимые контракты с традиционным множеством «подводных камней», предназначенных исключительно для клиента.


Перспективы


Сегодня можно констатировать, что в силу ряда обстоятельств (слабое покрытие города и области, отсутствие городских номеров, недостаточное количество тарифных планов) стандарт GSM не так популярен в Екатеринбурге, как в Москве или в Европе. И увеличение количества абонентов «Уралтела», который является монополистом в данном стандарте в пределах Екатеринбурга и Свердловской области, происходит лишь благодаря агрессивной маркетинговой политике и PR-акциям.


Ситуация на рынке мобильной связи в Екатеринбурге и Свердловской области, как уже отмечалось, достаточно нестандартна и нестабильна. Пользуясь услугами одной сотовой компании, абоненты не могут подключиться в другой со своим аппаратом, так как каждая компания работает в своем стандарте.


В этих условиях появление на рынке сотовой связи в стандарте GSM новой компании вполне логично и оправдано. Прежде всего, это приведет к резкому снижению цен на услуги связи в этом стандарте, что станет определяющим фактором при выборе абонентами стандарта GSM. В дальнейшем сотовые компании, использующие другой стандарт, также будут вынуждены снизить цены, чтобы не потерять потенциальных клиентов. Но в случае проведения грамотной маркетинговой политики компанией, которая только входит на рынок и готова — хотя бы в качестве рекламного шага — предоставлять услуги связи по ценам, более низким, чем у конкурентов, в нее неизбежно произойдет существенный отток клиентов из конкурирующей компании и прежде всего потому, что в пределах одного стандарта станет возможным переход из одной сотовой компании в другую без покупки нового аппарата.


Как уже отмечалось, поддержка стандарта GSM в России является официальной политикой Министерства связи федерального правительства. Поэтому нельзя исключать, что правительство в том или ином виде окажет поддержку именно этому стандарту. Поэтому наиболее перспективным для развития представляется именно стандарт GSM. По мнению экспертов, именно появление компании, работающей в стандарте GSM, будет способствовать снижению цен на рынке сотовой связи в Екатеринбурге. Не секрет, что качество связи компании «Уралтел», а также типы ее тарифных планов и отсутствие городских номеров вызывают недовольство значительной части абонентов. И компания, которая предложит лучшие условия при бесплатном переключении аппарата, вполне может рассчитывать на существенную часть абонентов «Уралтела».


Вполне логично будет предположить, что процесс борьбы за клиентов сотовых компаний будет сопровождаться существенным снижением цен на услуги связи с одновременным улучшением таковых.


Другие материалы по теме: