Новый крупный резерв инвестиционных ресурсов региона

Реформа пенсионного обеспечения, начавшаяся с 1 января 2002 г., создала условия для формирования рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению. Ресурсы, которые будут аккумулированы в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), по опыту развитых стран сравнимы с бюджетами этих стран. Об НПФ как крупных инвесторах можно судить по тому, что два таких фонда из Великобритании приобрели в РФ несколько крупных кондитерских предприятий, в их числе «Конфи», и потом создали объединение «СладКо».

В России подобное случится только лет через 30-40. Но даже в перспективе ближайших лет активы НПФ могут стать крупным резервом инвестиционных ресурсов региона.

Из истории вопроса

В 1992 г. Указом Президента «О негосударственных пенсионных фондах» было положено начало созданию принципиально нового для России рынка услуг негосударственного пенсионного обеспечения. В преддверии крупномасштабной пенсионной реформы стала формироваться инфраструктура нового рынка. В Свердловской области было создано более десятка негосударственных пенсионных фондов. С того времени выжили всего два: НПФ «Исеть-фонд» и НПФ «Семейный». Кроме того, в Свердловской области примерно в это же время московскими фондами было создано шесть филиалов, из которых ни один не просуществовал до сегодняшнего дня.

В 1998 г. был принят закон «О негосударственных пенсионных фондах». Этот закон обеспечил законодательную базу, но из-за задержки с развертыванием пенсионной реформы рынок услуг пенсионного обеспечения развивался достаточно медленными темпами. Работа по развитию услуг пенсионного обеспечения проводилась только на отдельных предприятиях, которыми управляли «продвинутые» директора и собственники. Среди этих предприятий Уральский завод РТИ, Северский трубный завод, Уралвагонзавод, Уралэлектрохимприбор, Уралкабель и ряд других предприятий.

В настоящее время в области действуют пять НПФ. Их совокупные активы немногим превышают 180 млн руб. Негосударственную пенсию получают около восьми тысяч человек. Это очень и очень мало в сравнении с тем, что пенсионеров в области – более 1,2 млн человек.

Всего по Российской Федерации действуют 246 НПФ. Из них 15 являются корпоративными НПФ (Газфонд, Лукойл-Гарант, Электроэнергетики, Сургутнефтегаз и др.), активы каждого из которых превышают 1 млрд руб. НПФ подобных масштабов могут быть созданы и в Свердловской области.

О перспективах роста

В ближайшие год-два следует ожидать резкой активизации в развитии действующих и создании новых негосударственных пенсионных фондов, и скорее всего, процесс будет идти по двум основным направлениям.

Во-первых, все крупные корпорации, присутствующие в Свердловской области (СУАЛ, УГМК, предприятия Минатома и ряд других), создадут свои корпоративные НПФ.

Во-вторых, развитие получат региональные фонды, задачей которых будет обслуживание работников бюджетной сферы, регионального хозяйства, государственных и в первую очередь оборонных предприятий, а также небольших холдингов или отдельных предприятий, которым не под силу организация собственных НПФ. Инвестиционные ресурсы этих НПФ и будут основным региональным инвестиционным резервом.

Кроме того, в текущем и следующем году можно ожидать активной экспансии московских фондов в регионы. В общем и целом повторится картина, которая была при формировании областной банковской системы. Это нашествие уже началось. Уралэлектрохимкомбинат (г. Новоуральск) в конце прошлого года объявил тендер среди НПФ. Участвовали два областных и один московский НПФ. Под давлением Минатома комбинат в декабре 2001 г. заключил договор с московским НПФ.

Реальным источником инвестиций области, по нашему мнению, следует считать региональные НПФ. Поэтому содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения областные власти должны сосредоточить именно в сферах, обслуживаемых открытыми НПФ. Резервы формирования активов региональных НПФ достаточно значительны уже сейчас.

Инвестиционные ресурсы

Расчет ресурсов, которые могли бы считаться инвестиционным резервом области, проведен с учетом данных об итогах социально-экономического развития области за 2001 г. и прогноза по росту оплаты труда в 2002 – 2006 гг.

В расчете принято, что:

1) около половины экономически активного населения области занято на предприятиях и в организациях, являющихся потенциальными вкладчиками региональных НПФ;

2) законами пенсионной реформы предусмотрены в переходный период различные условия для трех возрастных групп. И эти условия учтены в расчете;

3) количество льготников принято за 30% от их общего количества в области.

По возрастным группам и льготникам дело обстоит следующим образом:

1. Для работающих, которым осталось 10 лет до пенсии, в Пенсионном фонде России (ПФР) не будет формироваться накопительная часть пенсии, но забота о благосостоянии пожилых людей приведет к развертыванию добровольного негосударственного пенсионного обеспечения и охватит около 30% этой категории работников. Взносы в НПФ составят около 5% зарплаты каждого.

2. Для работников в возрасте 35-50 лет будет формироваться накопительная часть пенсии в размере 2% их заработной платы с 2002 г. Но только с 2004 г. эти пенсионные взносы разрешено переводить в НПФ по воле застрахованного.

3. Для работников в возрасте до 35 лет в ПФР с 2002 г. формируется накопительная часть пенсии в размере 3% начисленной заработной платы с ежегодным ростом тарифа до 6%. Они, также как и в п.2, с 2004 г. могут быть переведены в НПФ.

4. Пенсионные взносы на пенсии льготников приняты по минимально возможному тарифу – 10% от начисленной заработной платы каждого занятого на соответствующих рабочих местах.

В итоге проведенных расчетов можно утверждать, что пенсионные активы региональных НПФ могут составить в 2002 г. 200 млн руб., в 2003 г. – 800 млн руб., в 2004 г. – 1,8 млрд руб. с последующим ростом в 2006 г. до 4 млрд руб. в год.

Закон об инвестировании пенсионных резервов прошел только первое чтение. В нем предусмотрены ограничения: вложения НПФ в корпоративные ценные бумаги – до 20%, в областные (государственные) ценные бумаги – еще 50%. При этом вложения в экономику области за 2002 – 2006 гг. могут составить 4,5 млрд руб.

Кроме того, в приведенном расчете учтены пенсионные взносы только работодателя. Пока именно это предусматривает и реформа. В последующем, как и в развитых странах, пенсионные взносы работодателя и самого работника будут одинаковыми и составят 7 – 10% от начисленной заработной платы. А это значит, что ежегодный прирост активов НПФ увеличится примерно в три раза.

Выводы

Региональные НПФ, действующие и планируемые к открытию, могут стать самыми крупными инвесторами в Свердловской области. Для этого им необходима в основном только моральная поддержка. Необходимо формирование имиджа НПФ как надежных организаций по финансовой поддержке пожилых людей, и кроме того, определенное содействие развитию негосударственных пенсионных фондов как крупных инвесторов. Начинать действия в этом направлении надо как можно быстрее, не дожидаясь экспансии московских НПФ в регионы. В противном случае, как и в ситуации с банковской системой, львиная доля инвестиционных ресурсов окажется сосредоточенной не в регионах, которые сегодня остро нуждаются в инвестициях, а в федеральном центре.


Другие материалы по теме: