Перспективы негосударственных пенсионных фондов

Выплата пенсий и обеспечение достойного существования пенсионеров являются одной из наиболее острых российских социальных проблем. Сегодня предлагается множество путей решения этой проблемы, и одной из них могут стать негосударственные пенсионные фонды.

С 1 января 2002 г. началась реформа пенсионного обеспечения, которая, в идеале, может создать все условия для формирования рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению. На фоне серьезно пошатнувшегося в последние годы доверия граждан к государству негосударственные пенсионные фонды могут, во-первых, обеспечить более высокую надежность вложений, во-вторых, более выгодные условия для своих клиентов, а в-третьих, послужить своеобразным резервом для инвестиционных ресурсов. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что средства, находящиеся в распоряжении негосударственных пенсионных фондов, сравнимы с бюджетами этих стран. Правда, в России подобное случится только через несколько десятков лет.

В 1992 г. Указом президента «О негосударственных пенсионных фондах» было положено начало создания принципиально нового для России рынка услуг негосударственного пенсионного обеспечения. В преддверии крупномасштабной пенсионной реформы стала формироваться инфраструктура нового рынка. В Свердловской области было создано более десятка негосударственных пенсионных фондов. С того времени выжили всего два: НПФ «Исеть-фонд» и НПФ «Семейный». Кроме того, в Свердловской области примерно в это же время московскими фондами было создано шесть филиалов, из которых ни один не просуществовал до сегодняшнего дня.

В 1998 г. был принят закон «О негосударственных пенсионных фондах». Этот закон обеспечил законодательную базу, но из-за задержки с развертыванием пенсионной реформы рынок услуг пенсионного обеспечения развивался достаточно медленными темпами. Работа по развитию услуг пенсионного обеспечения проводилась только на отдельных предприятиях: Уральском заводе РТИ, Северском трубном заводе, Уралвагонзаводе, в Уралэлектрохимприборе, Уралкабеле и ряде других.

В настоящее время в области действуют пять НПФ. Их совокупные активы немногим превышают 180 млн рублей. Негосударственную пенсию получают около 8 тыс. человек. Это очень и очень мало по сравнению с тем, что пенсионеров в области более 1,2 млн человек. Всего по Российской Федерации действуют 246 НПФ. Из них 15 являются корпоративными НПФ (Газфонд, Лукойл-Гарант, Электроэнергетики, Сургутнефтегаз и др.), активы каждого их которых превышают 1 млрд рублей.

Уже в ближайшее время можно ожидать активизации услуг на этом рынке, и процесс развития негосударственных пенсионных фондов будет идти по двум основным направлениям. Во-первых, все крупные корпорации, присутствующие в Свердловской области, будут стремиться к созданию своих корпоративных НПФ. Инвестиционные ресурсы этих НПФ будут, вероятно, централизованно использованы на нужды корпораций. Во-вторых, развитие получат региональные фонды, задачей которых будет обслуживание работников бюджетной сферы, регионального хозяйства, государственных, и в первую очередь оборонных, предприятий, а также небольших холдингов или отдельных предприятий, которым не под силу организация собственных НПФ. Кроме того, в текущем и следующем году можно ожидать активной экспансии московских фондов в регионы. В общем и целом повторится картина, которая была при формировании областной банковской системы.

Региональные НПФ могут стать реальным источником инвестиций. Кроме того, негосударственные НПФ выгодно отличаются своей прозрачностью от государственного пенсионного фонда.

Ситуация

Примером может послужить то, что в августе в Екатеринбурге выплата пенсионных пособий была задержана на несколько дней. По словам представителей Свердловского областного отделения пенсионного фонда РФ, в Екатеринбурге произошло изменение графика выплат пособий. «Ранее пенсии выплачивались с первого числа по двадцать второе, теперь же, с переходом на общероссийский график, пенсии будут выплачиваться с первого по двадцать шестое число каждого месяца. Кроме того, в связи с индексацией пенсий на 9% объемы доставки увеличились на 153 млн руб. в месяц, поэтому для обеспечения норматива доставки пенсий в места хранения необходимо было также передвинуть график выплат. В текущем месяце выплата пенсий была задержана отдельным пенсионерам, в следующем же все получат пособия согласно новому графику – точно в срок», – сообщила заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда по Свердловской области Людмила Бабушкина. По ее словам, накопительная часть лицевого субсчета – это личные деньги гражданина и никакому перераспределению не подлежат. «Доставку пенсий осуществляет Федеральная почтовая связь и ряд альтернативных доставок. Мы заключаем договор с Федеральной почтовой связью, и они обязуются обеспечить сохранность денег. Если трудовая пенсия финансируется со счета отделения, то деньги поступают от работодателя в первую очередь в казначейство, а казначейство уже классифицирует по признакам: всего работодатель отчисляет 28 %. Из них 14% через казначейство поступает в федеральный бюджет, а еще 14 % поступает через казначейство на тот счет, который открыт в казначействе в отделении Пенсионного фонда. Потом Пенсионный фонд собирает общий объем средств, а излишки средств отправляет в Москву. Сколько средств нам необходимо для выплаты пенсий, столько нам и направляют из бюджета: ни копейки больше и ни копейки меньше. У нас есть экономический отдел, который проводит все эти расчеты. Раньше мы работали с Уралсибсоцбанком. Сами же пенсионеры могут открыть свой счет в любом банке».

Однако вполне можно предположить, что коммерческие банки так и не отказались от распределения пенсионных средств, несмотря на слова Людмилы Бабушкиной. По крайней мере, по словам пресс-секретаря Урало-Сибирского банка социального развития Татьяны Кобелевой, пенсионные средства по-прежнему идут через этот банк. «В этой области никаких изменений не произошло. Средства приходят из Москвы к определенному числу, далее мы их распределяем по городу и в области, где пенсионеры получают свои пособия. Между датой прихода и датой распределения проходит некоторое время, в среднем около 10 дней». Ольга Шубина, заместитель по перспективному развитию системы пенсионного страхования, по вопросам выплаты пенсий из Пенсионного фонда также утверждает, что пенсионные деньги поступают сначала в казначейство, а потом идут через коммерческие банки области. По ее словам, многие банки Свердловской области работают с пенсионными средствами, и их список настолько большой, что не представляется возможным его весь озвучить.

Излишне говорить, что даже часть пенсионных средств, поступивших за счет задержки выплаты на несколько дней в полное распоряжение банка, может принести весьма солидный доход.

Между тем в Управлении ресурсного регулирования УССБ отказались комментировать то, что в их банке существует накопительный счет Пенсионного фонда РФ.

Комментарии

Банзаракца Чойнзонов, председатель комитета областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, говорит о том, что на сегодняшний день действующее законодательство разрешает прохождение бюджетных средств в частности пенсионных средств, через коммерческие банки. «Но фактически по бюджетному кодексу такие счета могут открываться лишь в случае, когда нет учреждения Центробанка или Сбербанка. Поэтому вопрос об использовании коммерческими банками Свердловской области пенсионных средств достаточно серьезный. Бюджетные средства могут находиться только на тех счетах, которые используют накопительные системы. Это тот идеал, к которому мы стремимся в пенсионной реформе. Со временем будут созданы негосударственные инвестиционные пенсионные фонды, которые будут заниматься вопросами инвестирования долгих пенсионных средств в реальные проекты, чтобы деньги, которые человек откладывает на пенсию, не лежали, а у них бы шло дополнительное начисление. Если сегодня деньги клиента банку нужны, а совокупные активы банка покрывают расходы, то банк может ими воспользоваться. В банке нет понятия, что деньги или чужие или свои», – считает Банзаракца Чойнзонов. Руководитель управления Федерального казначейства по Свердловской области Василий Задорожный утверждает, что казначейство перестало работать с Урало-Сибирским банком социального развития. «Счета казначейства находятся только и исключительно в отделении Центробанка и Сбербанка. Ни в одном коммерческом банке Свердловской области нет наших счетов. Урало-Сибирский банк социального развития может решить вопрос о перечислении пенсионных денег через их банк только напрямую с руководством Пенсионного фонда. Однако я уверен, что в банке постесняются рассказать, есть ли у них накопительный счет Пенсионного фонда или нет. Лично я считаю, что пенсионные деньги не должны находиться ни в одном коммерческом банке», – говорит Владимир Ваулин, заместитель руководителя Управления федерального казначейства по Свердловской области.

Выводы

Непрозрачность финансовых потоков, проходящих через государственный пенсионный фонд, может послужить очередным аргументом в пользу того, чтобы отказаться от услуг государства. И похоже, что граждане начинают это осознавать: проведенный недавно социологический опрос показал, что жить на заслуженную пенсию собирается менее 12% респондентов. В этой ситуации ожидаемый специалистами в ближайшие 25-30 лет стремительный рост рынка негосударственного пенсионного обеспечения может сделать эту отрасль весьма привлекательной.


Другие материалы по теме: