Упрощенное налогообложение малого бизнеса: стороны медали

28 марта Президент РФ Владимир Путин сделал долгожданное заявление об упрощении системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса.

Озвученные им детали предполагают ни больше ни меньше – налоговую революцию в этом секторе экономики. Правительство, по словам главы государства, уже подготовило соответствующие предложения и до 10 апреля 2002 г. готово внести их в Госдуму.

В настоящее время малый бизнес в России по своей динамике заметно отстает от крупного. Основные причины этого явления – административные барьеры и тяжесть налогового бремени. Следствие – отсутствие устойчивого экономического роста, социально-экономической и политической стабильности в регионах, где малый и средний бизнес составляет основу экономики. Так или иначе, полноценные экономические отношения невозможны без формирования значительного слоя независимых, самостоятельных предпринимателей, формирующих основу среднего класса.

Напомним, что попытки облегчить налоговое бремя предпринимателей повторялись неоднократно, в частности, при введении нового Налогового кодекса. О перспективе введения крупных налоговых льгот для малых предприятий в самом ближайшем будущем в последнее время сообщали и премьер Михаил Касьянов, и автор соответствующих поправок в Налоговый кодекс первый замминистра финансов Сергей Шаталов. Однако, как показывает практика, окончательным, в отличие от заявлений членов правительства и депутатских групп, можно считать только слово Президента.

По данным Свердловского областного союза предприятий малого бизнеса, сегодня в состав Союза входит 180 малых и средних предприятий, 75 предпринимателей. В его составе выделяется 12 отраслевых комитетов. Однако, как заявил президент Союза Анатолий Филиппенков, анализируя прошедший год, ситуацию с малым бизнесом в области пока нельзя назвать стабильной, поскольку имеют место нарушения прав предпринимателей, вымогаются взятки, возникают административные барьеры на пути развития малого бизнеса, отсутствует конструктивный диалог малого бизнеса и власти на местах.

Проект

В результате всех запланированных манипуляций для субъектов малого бизнеса планируется ввести две системы налогообложения: упрощенную и вмененную. Упрощенной системой налогообложения смогут воспользоваться те организации и индивидуальные предприниматели, чей доход за год не будет превышать 10 млн руб. и штат которых не более 20 человек. Предполагаются два варианта оплаты упрощенного налога. Первый – субъект платит только налог на прибыль в размере 20%, то есть – налог на доход, уменьшенный на понесенные расходы налогоплательщика, в том числе включая 100% расходов, связанных с инвестиционными затратами. И второй вариант – уплата налога в размере 8% на доход со всего оборота. Право выбора варианта оплаты налога будет предоставлено самим субъектам малого и среднего предпринимательства. На малые предприятия не будут распространяться такие налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог на имущество. Также законопроект предусматривает освобождение налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от уплаты единого социального налога. Однако предприятия малого бизнеса должны будут уплачивать обязательные страховые пенсионные взносы – 14%. Эти 14%, по словам Президента России, пойдут в накопительную систему, еще 14% будет брать на себя государство. Но и эти 14% можно будет потом вычитать из единого упрощенного налога. Также для отдельных видов деятельности, таких как общественное питание, оказание бытовых услуг физическим лицам, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, включая розничную торговлю горюче-смазочными материалами, предусмотрена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Ставка этого налога, по словам В. Путина, будет устанавливается в размере 15%. По оценкам Минэкономразвития РФ, введение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса приведет к снижению налоговой нагрузки на этот сектор более чем в 2 раза.

Альтернатива

Не смотря на столь радужные перспективы, мнения разделились и на этот раз. Напомним, что несколько месяцев назад думские представители движения «Развитие предпринимательства» внесли в Госдуму свои проекты закона «Об упрощенной системе налогообложения». В результате при обсуждении новых законов в Думе проект движения будет конкурировать с правительственным. Альтернативный проект предусматривает снижение ставки налога от валовой выручки с 10 до 5%. Также он не предполагает ограничений по обороту для субъектов малого предпринимательства. Среди недостатков нового законопроекта необходимо отметить и то, что он предполагает практически те же самые ограничения, что и действующий. По численности – 20 человек (сейчас 15), а также ограничение по валовой выручке – 10 млн руб. в год. Кроме того, и в действующих документах, и в новых предложениях не прописан механизм учета налога на добавленную стоимость. По мнению одного из разработчиков альтернативной программы, зампредседателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, революции в связи с последними предложениями правительства в сфере налогов на малый бизнес не произойдет, так как коренной недостаток действующего закона практически полностью, по ее мнению, повторен в новом. Более того, под критерий в 10 млн руб. «попадает мельчайший бизнес, а не малый и тем более уж не средний». В связи с этим правительственный закон может быть распространен на сферу общественного питания, розничную торговлю и бытовые услуги. На реальный же сектор – промышленность и строительство – правительственный закон никак не будет распространяться.

Местные власти

Отметим одну интереснейшую деталь правительственного законопроекта: «Субъектам РФ будет предоставлено право самостоятельно решать, вводить или не вводить у себя на территории новую упрощенную систему налогообложения». Это означает буквально следующее – если власти области или автономного округа решат, что вследствие введения новой системы бюджет субъекта понесет убытки, или у местного союза предприятий малого бизнеса просто не очень хорошие отношения с упомянутыми властями, все прогрессивные начинания будут зарублены на корню. Причем на абсолютно законных основаниях.

Хочется надеяться, что Свердловской области это не грозит – отношения местных представителей объединений малого и среднего бизнеса с областными властями если и не идиллические, то, во всяком случае, неплохие. То же самое можно сказать и о полпредстве, что дает надежду и обозримой части Урала. При обоих уровнях власти существуют такие органы, как координационные и консультативные советы, проводящие весьма конструктивный диалог с представителями малого бизнеса и предпринимающие порой конкретные шаги для облегчения их деятельности. В частности, самое активное участие в разработке правительственного законопроекта по введению упрощенной системы налогообложения принимали члены Консультативного совета по малому бизнесу при полпреде Президента РФ в УрФО. В проекте, который будет в ближайшее время внесен в Госдуму, будет задействован целый ряд предложений, подготовленных в процессе работы совета. Члены Свердловского областного координационного экспертного совета по развитию малого предпринимательства в марте приняли решение включиться в работу по регулированию трудовых отношений и социального партнерства в сфере малого бизнеса. Кроме того, по предложению областного министра экономики и труда Галины Ковалевой, предлагается разработать упрощенные процедуры регистрации трудовых договоров, типовые договоры для предприятий малого бизнеса, заключить отраслевое трехстороннее соглашение между представителями малого бизнеса, Центром содействия предпринимательству, Департаментом труда о проведении разъяснительных семинаров по новому Трудовому кодексу. По инновационным предприятиям было решено направить усилия на создание и развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства, целевое финансирование организаций инфраструктуры для оказания услуг малым инновационным предприятиям.

Комментарии

Председатель комитета Свердловской областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов считает, что снижение налогов для предприятий малого бизнеса – это реакция президента Владимира Путина на необдуманный шаг российских законодателей. «В конце декабря 2001 г. была принята поправка к Налоговому кодексу РФ о едином налоге. Налоговая нагрузка на предпринимателей увеличилась. Путин неоднократно заявлял, что власть должна признавать и исправлять свои ошибки, поэтому предложение о снижении налога вполне закономерны. Я считаю, что эту инициативу нужно только приветствовать. А поскольку поправка о едином налоге была введена с нарушением сроков, сейчас нужно предусмотреть механизм перерасчета и переходные положения», – заявил Б. Чойнзонов.

«Ситуация с налогообложением субъектов малого предпринимательства сложилась очень непростая, поскольку налоговое бремя для предпринимателей было слишком тяжелое, что вынуждало их уводить свои доходы «в тень», – заявил президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок, комментируя заявление президента. – Недостаточно только менять эту систему, нужно создавать условия, позволяющие предпринимателям встать на ноги». «Кроме того, малый бизнес должен быть выделен из структуры других хозяйствующих субъектов, поскольку имеет свою специфику, у него нет достаточных ресурсов для того, чтобы вести свою деятельность в соответствии с законодательством, разработанным для крупных предприятий. На уровне органов власти должна быть инфраструктурная организация, оказывающая малым предприятиям содействие, информационную поддержку. В конечном итоге, нужно строить взаимоотношения власти и малого бизнеса на экономической основе, тогда всем будет хорошо», – считает В. Лобок.

Генеральный директор корпорации «Лев» Евгений Артюх отметил, что введение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса станет позитивным явлением для предпринимателей, если это будет сделано в заявленные сроки и слова не разойдутся с делом. «На сегодня ситуация с малым бизнесом выглядит нелучшим образом, поскольку статус предпринимателей законодательно не определен. Есть некоторые критерии, по которым определяются малые предприниматели, но они настолько общие, что их можно легко переступить. Сегодня бизнесмены, имеющие крупные торговые сети, регистрируются как предприниматели и приравниваются к владельцу одного торгового места на рынке, поэтому налоговые органы равняются на крупных, не видя при этом тех, кому не под силу нести налоговое бремя. Как только предприниматели будут выделены в особый вид хозяйствующих субъектов, можно будет разрабатывать упрощенный налоговый режим. Пока же власти противоречат сами себе. В течение прошлого года Госдума приняла закон о новой системе налогообложения, а теперь, спустя три месяца, отменяет собственные решения. Но если все-таки новая система будет введена, то у предпринимателей будет меньше поводов уходить «в тень» и малый бизнес будет действовать не вопреки, а для развития экономики России», – считает Е. Артюх.

В Центре содействия предпринимательству Свердловской области считают, что с упрощением налогообложения у представителей малого бизнеса появится стимул «выйти из тени». «Законопроект, который предлагается сегодня, очень близок к тому, что хотят увидеть представители малого предпринимательства от системы налогообложения», – заявил начальник отдела развития инфраструктуры малого предпринимательства Центра содействия предпринимательства Свердловской области Людмила Капанина, комментируя заявление Президента РФ Владимира Путина о планах введения упрощенного налогообложения. «Очень важно, что в законопроекте конкретно оговариваются те виды деятельности, которые входят в сферу малого бизнеса», – сказала Л. Капанина. Кроме того, она отметила, что с упрощением налогообложения предприниматели малого бизнеса будут заинтересованы выйти из теневого бизнеса.


Другие материалы по теме: