Воздушные врата Урала

Летом 2002 г. начнется общая реконструкция екатеринбургского аэропорта «Кольцово».

В итоге «Кольцово» станет международным терминалом высшего класса, который будет отвечать мировому уровню комфорта и безопасности, а также сможет обслуживать не только пассажирские, но и грузопотоки. Для осуществления этих планов необходимы инвестиции.

История

Аэропорт «Кольцово» города Екатеринбурга – один из крупнейших аэропортов России и главный аэропорт Урала. Расположенный на границе Европы и Азии, в самом центре России, он открывает возможность воздушного сообщения всего региона с мировым сообществом. Аэропорт «Кольцово» организован в июне 1943 г. 1 января 1963 г. на базе аэропорта «Кольцово» и 120-го летного отряда Гражданского Воздушного флота и других служб был образован Свердловский объединенный авиаотряд (СОАО) Уральского управления гражданской авиации, впоследствии переименованный в Свердловское авиапредприятие. 28 декабря 1993 г. авиапредприятие было реорганизовано на два акционерных общества – «Аэропорт Кольцово» и «Уральские авиалинии».

Новый этап в жизни этого стратегически важного для региона предприятия наступил в 1993 г. – аэропорт «Кольцово» получил статус международного. В настоящее время аэропорт «Кольцово» является членом международной организации АСИ (Международная ассоциация аэропортов) и является членом ассоциации «Аэропорт» ГА, объединяющей аэропорты России и СНГ. Тем не менее предприятию необходимы обширные инвестиции, для того чтобы провести реконструкцию и соответствовать мировым нормам.

Выиграют от этого все пассажиры, летающие через Екатеринбург, которые смогут перемещаться стыковочными рейсами до «Кольцово», а затем крупными авиакомпаниями – в зарубежье. Реконструкция «Кольцово», несомненно, активизирует международные контакты Свердловской области с иностранными государствами. Стоит отметить, что несколько лет назад свердловский губернатор совместно с французскими специалистами взялся за создание проекта реконструкции.

Однако воплотить задуманное не удалось из-за отсутствия инвестиций. В настоящее время руководство «Кольцово» проводит обновление аэропорта собственными силами. В частности, к апрелю 2002 г. предполагается завершить реконструкцию зала прилета. Предполагается, что реконструкция «Кольцово» займет 5 лет. В ходе реконструкции планируется усовершенствовать технологические процессы перевозок, оснастить «Кольцово» «гибким рукавом» для перехода пассажиров в здание аэровокзала и расширить площади аэропорта в сторону города. Однако собственных средств предприятия, по мнению экспертов, недостаточно для проведения полномасштабной реконструкции, а следовательно, необходимы сторонние инвестиции.

Потенциал

Сложность инвестирования в нашей стране заключается в том, что объект инвестирования изначально должен обладать определенными конкурентными преимуществами, такими как потенциал увеличения доли рынка, повышения рентабельности и, естественно, перспективы окупаемости. Важно также и то, что если даже такие предприятия в России и существует, то большая часть акций принадлежит государству, в результате чего возникают сложности не только с иностранными, но и с отечественными инвесторами, так как для успешного осуществления проектов необходима тесная взаимосвязь между всеми собственниками и инвесторами.

Что касается привлекательности аэропорта для инвестирования, то в качестве показателя высокой привлекательности для инвестирования можно привести тот факт, что аэропорт «Кольцово» завершил 2001 г. стабильным ростом экономических и физических показателей. Это уже второй год роста основных экономических параметров предприятия. Так, если в 1999 г. обрабатывалось чуть более 18 тыс. т грузов, то уже в 2001 г. эта цифра превысила 22 тыс. т, а количество перевезенных пассажиров выросло на 58.536 человек и составило 473.953 человека.

Увеличение количества вылетов, объема пассажиро- и товарооборота отразилось на динамике финансовых показателей аэропорта. По сравнению с 1999 г. в 2001 г. выручка от реализации увеличилась более чем на 300 млн руб. и составила 829 млн руб., а чистая прибыль выросла в 1,8 раза. По словам генерального директора ОАО «Аэропорт Кольцово» Юрия Кириллова, «предприятие остро нуждается в привлечении значительных инвестиций для проведения реконструкции и перевооружения основных производственных фондов». По словам Ю. Кириллова, для соблюдения международных стандартов при обслуживании пассажиров и авиаперевозчиков в «Кольцово» необходимо построить новые грузовые и пассажирские терминалы, приобрести современную технику и оборудование для них.

Собственники

Очевидно, что финансовые показатели этого предприятия достаточно хорошие и являются показателями высокой инвестиционной привлекательности этого предприятия. Что касается собственников, то аэропорт «Кольцово» является акционерным обществом, контрольный пакет которого (51% акций) принадлежит государству и распределен поровну между областью и федерацией. К сожалению, здесь все не совсем гладко, и вокруг акций предприятия постоянно возникают различные конфликтные ситуации. Так, долгое время муссировался вопрос о выводе наиболее прибыльных активов из состава акционерного общества, также достаточно долго решался вопрос о продаже обеих частей государственной доли. Тем не менее эти проблемы уже практически решены.

Так, что касается выведения из состава ОАО наиболее прибыльной части аэропорта (топливно-заправочного комплекса), то наблюдательный совет ОАО «Аэропорт «Кольцово», на котором присутствовал заместитель министра транспорта РФ Карл Руппель, принял решение не выводить из состава аэропорта топливно-заправочный комплекс (ТЗК).

В отношении государственных частей общества вопрос также уже решен, и что касается федеральной части, то она так и останется закрепленной за государством, а акции, принадлежащие правительству Свердловской области, будут проданы. Дело в том, что согласительная комиссия предложила продать акции областного правительства, поскольку оно не в состоянии самостоятельно финансировать предприятие.

Сопредседатель согласительной комиссии Сергей Капчук отметил, что сейчас идет формирование контрольного пакета акций в одних руках, и он будет сформирован в любом случае. Самый лучший, по его мнению, вариант, продать акции, но с обязательным условием – держатель контрольного пакета обязан инвестировать в аэропорт «Кольцово». В Москве сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы сделать «Кольцово» транзитным аэропортом Московского авиаузла. Если уже в ближайшее время не начнутся денежные вливания в «Кольцово», статус транзитного аэропорта может перейти к Иркутску.

Инвестиции

Таким образом, предприятию не обойтись без сторонних инвестиций, и по всей очевидности они действительно будут осуществлены. У аэропорта есть все необходимое: потенциал роста (до уровня транзитного аэропорта Московского авиаузла), положительные финансовые результаты за предыдущий год, урегулированный вопрос в отношении собственников предприятия (ими станут те, кто будет согласен инвестировать достаточное количество средств в реконструкцию аэропорта), существует план реконструкции, которому будут способствовать областные власти.

Не вызывает сомнений, что аэропорт «Кольцово» может стать одним из наиболее перспективных проектов наряду со Станом-5000 и БН-800. Можно предположить, что уже сегодня крупные инвесторы проявили определенную заинтересованность в участии в проекте, тем более что осуществление инвестиций может предполагать существенное улучшение отношений потенциального инвестора и правительства области. Реконструкция аэропорта «Кольцово» находится под личным контролем губернатора.

Реконструкция

Аэропорту предстоит много сделать для проведения полной реконструкции. Так, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Юрий Осинцев заявил: «Мы привыкли называть «Кольцово» международным аэропортом. Но по ряду особенностей, в том числе и по уровню сервисных услуг, наш аэропорт отступает от европейских стандартов. Благодаря инвестициям Тюменской нефтяной компании к лету 2002 г. начнется общая реконструкция аэропорта».

В итоге через пять лет «Кольцово» станет международным терминалом высшего класса, сможет перерабатывать не только пассажирские, но и грузопотоки и будет отвечать мировому уровню комфорта и безопасности. В 2004 г., в рамках российской программы поддержки самолетостроения, «Уральские авиалинии» намереваются взять в лизинг 10 самолетов Ту-204. Это самолеты дальнего расстояния, которые соединят Екатеринбург прямыми рейсами со многими городам. Реконструкция «Кольцово», несомненно, активизирует международные контакты Свердловской области с иностранными государствами.

По словам министра госимущества Свердловской области Вениамина Голубицкого, будет создано акционерное общество, которое приступит к реконструкции аэропорта «Кольцово». «У депутатов есть три варианта решения проблемы в «Кольцово» – продать, участвовать в эмиссии или ничего не делать. С целью сохранения пакетов, принадлежащих правительству, мы должны принимать решение либо о продаже этих пакетов, либо о создании новых акционерных обществ, где доля этих пакетов будет защищена и будет возможность их инвестировать, – заявил В. Голубицкий. – Мы рассматриваем вопрос о привлечении инвесторов, о создании акционерного общества, которое приступило бы к реконструкции аэропорта «Кольцово».

Вывод

Итак, через несколько лет, когда будет произведена реконструкция, в Свердловской области появится полноценный транспортный терминал, который обеспечит пассажиро- и грузопоток необходимого количества и качества в условиях интеграции России в ВТО. Другими словами, аэропорт станет воздушными вратами Урала в Европу.

Также следует отметить еще одно конкурентное преимущество этого перспективного предприятия – «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» планирует до 2003 г. освоить и организовать производство наземного оборудования для аэропортов (погрузчиков, тягачей, тележек и др.). Расположенность производителя необходимого наземного оборудования на максимально коротком расстоянии от самого «Кольцово» позволит существенно снизить издержки, связанные с постоянной модернизацией соответствующего оборудования. Так, недавно заводом были модернизированы три трапа, принадлежащие аэропорту «Кольцово».


Другие материалы по теме: