Тени уральского олигарха

Возвращаясь к опубликованному в марте 2001 г. в «VIP-консультанте» материалу, можно сказать, что прогноз в отношении Павла Федулева сбывается. Решением суда по делу против уральского предпринимателя ему изменена мера пресечения на содержание под стражей.

В 1998 г. Павлу Федулеву было предъявлено обвинение в мошенничестве. На тот момент ему принадлежали акции около тридцати предприятий. По оценкам экспертов, к концу 1997 г. уральский олигарх контролировал до одной восьмой производственного потенциала Свердловской области. В частности, в его руках были все местные гидролизные заводы – Тавдинский, Ивдельский и Лобвинский. Серьезную роль Федулев играл и в металлургическом комплексе региона – у него на руках были акции Серовского метзавода, Гороблагодатского рудоуправления и Качканарского ГОКа «Ванадий».

Крах империи Федулева начался именно с ГОКа. Челябинская фирма «Урал-старт» приобрела 14,7% акций, однако акции эти на руки не получила, и в результате Федулев был обвинен в мошенничестве. Одна неувязка с акциями потянула за собой другую, третью – объем дела к сегодняшнему дню достиг сотни томов. В 1999 г. уральского олигарха арестовали. В 2000 г. мера пресечения свободы для подследственного олигарха была изменена на подписку о невыезде. Не прошло и месяца после его выхода на свободу, как в Свердловской области начался сериал переделов собственности. Очередной эпизод этой истории завершился незадолго до нынешнего ареста Федулева сменой руководства ОАО «Екатеринбургский мясокомбинат»

Обвиняемый

Федулев Павел Анатольевич, 1968 г. рождения, впервые был замечен на экономико-политической сцене Свердловской области в 1996 г., став депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания. Год спустя депутат был избран председателем Совета директоров ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий». В 30 лет он с компаньонами скупил акции самых разных предприятий Урала. В течение короткого времени у Федулева на руках оказались контрольные пакеты акций Тавдинского, Ивдельского и Лобвинского гидролизных заводов, Кушвинского завода транспортного оборудования, Баранчинского электромеханического завода, Богословского рудоуправления, крупные пакеты акций Качканарского ГОКа, Екатеринбургского мясокомбината, Сухоложского Вторцветмета, Первоуральского новотрубного и Серовского металлургического заводов, института «Уралгипротяжмаш», киномеханического завода «Экран», предприятия «Оборонснабсбыт» и ряда других.

После ареста Павла Федулева контроль над Серовским заводом перешел к Антону Бакову. Тавдинский гидролизный завод перешел под управление уралмашевской финансово-промышленной группы, Лобвинский – под контроль бывших партнеров Федулева.

В январе 2000 г. Павел Федулев был выпущен на свободу – для суда и приговора у правоохранительных органов не хватило улик. В это время Уральская горно-металлургическая компания заявила о своих претензиях на Качканарский ГОК. В результате переговоров освободившийся Федулев уступил свой пакет акций Качканарского ГОКа УГМК. Через некоторое время его объявляют одним из лучших бизнесменов Свердловской области, в марте 2000 г. он избирается депутатом областного Законодательного Собрания.

На свободе

Новый статус ощутимо помог Федулеву в восстановлении его промышленной империи. В феврале 2000 г. Федулев подал заявление в УБОП о том, что администрация Лобвинского гидролизного завода вымогает у него $100 тыс. Это послужило сигналом к силовому захвату ЛГЗ. Спустя 2,5 месяца в центре Екатеринбурга на депутата Палаты Представителей было совершено покушение.

В сентябре 2000 г. начинается передел собственности и смена руководства ОАО «Уралхиммаш». В дело оказывается замешан коллега Федулева по Палате Представителей и давний знакомый по истории с Серовским метзаводом Антон Баков. Интересно, что в это же время в Кировском районном суде находится на рассмотрении иск Павла Федулева к депутату Областной думы Артему Сатовскому, Александру Расчиктаеву и Дмитрию Голованову по законности приобретения ответчиками акций Уралэлектромаша. Указанное предприятие, по словам юристов, было зарегистрировано и работало с одной только целью – покупка и продажа акций других предприятий. Незадолго до своего ареста Павел Федулев уступил Уралэлектромаш Сатовскому, Расчиктаеву и Голованову. А выйдя из СИЗО, инициировал судебное производство о незаконности сделки купли-продажи акций. Спустя полгода Сатовский и Расчиктаев подали в УБОП заявления, где говорилось о противозаконных действиях бывшего владельца Уралэлектромаша Павла Федулева и его главного бухгалтера Любови Смирновой. Оба заявителя указывали на нанесение ущерба в 60 млн руб. и настаивали на привлечении Федулева и Смирновой к уголовной ответственности. В июне 2001 г. и Сатовский, и Расчиктаев были убиты.

Незадолго до этого Федулев заявил о своем новом приобретении – пакете акций компании-регистратора «Урал-Депозит». Заметим, именно в этой компании на тот момент находились реестры таких предприятий, как Уралхиммаш и Екатеринбургский мясокомбинат. По словам нового собственника, «Урал-Депозит» должен быть объединен с другим, менее известным регистратором – ВРК. Интересно, что название свое, несмотря на объединение предприятий, «Урал-Депозит» сохранял. Вследствие махинаций с реестром акционеров Уралхиммаша ФКЦБ РФ приостановила лицензию этого регистратора на оказание услуг.

28 ноября у стен своего дома был найден мертвым адвокат Павла Федулева Алексей Орнатов. По версии следствия, юрист покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Уголовного дела возбуждать не стали. По словам участников конфликта акционеров Уралхиммаша, Орнатов принимал участие в захвате завода и представлял интересы Павла Федулева в судах по этому делу. Напомним, Федулеву так и не удалось провести в Совет директоров предприятия ни одного своего человека. Собрание акционеров и решения Совета директоров, несмотря на все иски и слушания, были признаны легитимными. К концу прошлого года все курируемые Федулевым фирмы продали акции этого завода.

Итак, через полгода после выхода юриста из игры, потеряв весь металлургический сектор, серьезно сократив гидролизные интересы, проиграв Химмаш и утвердившись на Екатеринбургском мясокомбинате, Павел Федулев возвращается за решетку.

Реакция

По мнению адвоката Федулева, Игоря Михайловича, постановление о заключении промышленника под стражу было вынесено абсолютно незаконно. Оно, как считает юрист, стало личной инициативой судьи Виктории Флинта.

Пресс-секретарь предпринимателя Андрей Агафонов убежден в том, что арест Федулева это заказ «Сибнефти», и связано это с попыткой сменить руководство на Екатеринбургском мясокомбинате. По мнению подчиненного олигарха, конкуренты Федулева могут заинтересоваться предприятиями, которые контролирует арестованный предприниматель. «Это в итоге может привести к переделу предприятий», – пояснил пресс-секретарь. Категорически не согласен с ним депутат Палаты Представителей Антон Баков. Он полагает, что арест Федулева положительно скажется на работе промышленных предприятий области. «Я надеюсь, что теперь захватов заводов на территории Свердловской области больше не будет, – заявил Баков. – Хотя и Павел Анатольевич в последнее время уже сам начал отказываться от этой практики. На экономическом климате Свердловской области арест Павла Федулева может отразиться следующим образом: предприниматели будут работать гораздо осторожнее и аккуратнее». Стоит заранее иметь в виду, что связывание ареста Павла Федулева с «Сибнефтью» может оказаться не более чем талантливым ходом команды PR-щиков уральского предпринимателя.

Перспективы империи

По информации экспертов, на сегодняшний день у Павла Федулева есть свои интересы в Свердловской, Курганской и Брянской областях. Причем интересы эти сосредоточены в основном на пищевой и строительной промышленности. Занимается Федулев и фармацевтикой. Заметим, что, работая в АПК в Курганской области, уральский олигарх пользуется там серьезной поддержкой областных властей. В частности, ему удалось провести программу «Доступные лекарства» (по аналогии с существующей в Свердловской области), таким образом была решена проблема рынка сбыта для подконтрольного Федулеву Ирбитского химфармзавода.

Строительный холдинг олигарха также достаточно крепко стоит на ногах. На сегодняшний день в него входят ОАО «Комбинат асбоцементных изделий», ОАО «Камышловский завод стройматериалов», рыночный комплекс «Оборонснабсбыт», ООО «Монтажник». Пищевая промышленность в империи Федулева представлена акциями Екатеринбургского мясокомбината, Уралмясопродукта, Зауральского агропромышленного объединения, Жирового комбината. Судя по всему, наиболее удачным направлением развития империи Павла Федулева был бы агропром – эта ниша на Урале относительно свободна, к тому же, как строительными, так и пищевыми производствами олигарх мог предложить селянам и рынок сбыта продуктов сельского хозяйства, и материалы для строительства жилья; напомним, о необходимости активизации строительства на селе в последнее время в голос говорят все областные чиновники.

Будущее

Однако, если принять во внимание опыт прошлого пребывания в СИЗО Павла Федулева, можно высказать опасение за то, что его управляющие смогут удержать в руках столь серьезную систему. Как известно, охотников до отлаженного бизнеса хватает везде. Косвенным подтверждением тому можно называть собрания акционеров на предприятиях, контролируемых Павлом Федулевым, которые в данный момент активно инициируются собственниками. На следующий же день после ареста промышленника состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод». На другом предприятии, подконтрольном Федулеву, ОАО «Кушвинский завод транспортного оборудования», прошло заседание Совета директоров. Итоги заседаний руководство этих предприятий комментировать отказывается.

Можно предположить, что в случае длительного отсутствия Павла Федулева в Екатеринбурге в его промышленно-финансовой группе начнется процесс дробления. Скорее всего, нынешние менеджеры его предприятий постараются получить полный контроль над ними, а затем получить и права владения, как уже произошло на Гороблагодатском рудоуправлении. Вышеупомянутые собрания акционеров, скорее всего, являются первым тревожным признаком. Другим вариантом может стать уход предприятий Федулева под контроль одной из финансово-промышленных групп. В любом случае уральский предприниматель не сможет принять участие в деятельности своих предприятий еще достаточно длительный срок, для того чтобы они сменили управляющих или даже собственников.

Если строить предположения по поводу будущего федулевских предприятий, то предприятия строительного холдинга могут теоретически заинтересовать крупные строительные корпорации, либо, с большей вероятностью, станут независимыми. Контроль над Екатеринбургским мясокомбинатом скорее всего перейдет к любому достаточно крупному внешнему инвестору, в то время как судьбу пищевых предприятий, находящихся в Курганской области, предсказать достаточно сложно. В перспективе при таком развитии событий уже к началу следующего года «империя» Федулева может быть поделена между различными предпринимателями и финансово-промышленными группами, что может спровоцировать новый виток передела собственности.


Другие материалы по теме: