Александр Либеров: Наша цель – сделать «Кольцово» аэропортом международного уровня

По итогам собрания акционеров АО «Аэропорт «Кольцово», в наблюдательный совет предприятия вошел представитель ЗАО «Ренова» Александр Либеров. В интервью агентству «Регион-Информ» он рассказал о перспективах «Кольцово» и планах «Реновы» по развитию этого предприятия.

– Александр Михайлович, чем вызван интерес «Реновы» к «Кольцово»?

– «Кольцово» – не просто один из крупнейших аэропортов Урала и Востока России. Это потенциально самый крупный аэропорт страны. Кроме того, аэропорт – это хороший бизнес. Прибыль от него интересна, серьезна. Поэтому интерес нашей компании вполне оправдан – это здоровый коммерческий интерес.

– Но ведь сегодня «Кольцово» – это достаточно проблемное предприятие.

– Сегодня не существует «непроблемных предприятий». И «Кольцово» будет проблемным предприятием до тех пор, пока у него не появится стратегический инвестор, готовый вкладывать значительные средства в развитие, готовый превратить «Кольцово» в аэропорт мирового уровня. Уверен, и потребностям региона, и потребностям России – отвечал бы именно аэропорт мирового уровня, располагающийся в Екатеринбурге.

Кроме того, проблемное предприятие сегодня приносит прибыль. Этой прибыли достаточно для поддержания текущего состояния аэропортового хозяйства, но для перехода на качественно новый уровень – нет. Свидетельство тому – появляющиеся пять-шесть лет подряд проекты, подготовленные известнейшими иностранными компаниями, не были реализованы по причине нехватки или полного отсутствия финансирования. Нам кажется, что существующие проблемы решать можно, и «Ренове» этот проект интересен.

– А есть еще у «Реновы» какие-то транспортные предприятия? Или «Кольцово» – это своеобразный «пробный шар»?

– Если говорить о воздушном транспорте, то «Кольцово» – первый наш проект, где мы будем вести долгосрочные инвестиции и реализовывать амбициозный бизнес-проект. Однако у нас есть большой опыт работы в транспорте вообще – значительные активы в железнодорожном транспорте (собственная транспортная компания), опыт работы с морским транспортом в Краснодарском крае.

– Существует ли сегодня у «Реновы» инвестиционная программа для «Кольцово»? Программа-минимум, программа-максимум?

– Чувствуется, что нахожусь в Свердловской области – революционные термины здесь популярны: «программа-минимум», «программа-максимум». А деньги надо зарабатывать тихо и мирно.

Да, мы намерены реализовать амбициозную программу развития аэропорта. Уже сегодня мы предоставили «Кольцово» беспроцентный заем. Он будет использован на разработку инвестиционного проекта, первая часть которого будет представлена летом этого года. Готовит этот проект «Авиа-Инвест» – серьезная московская компания, долгое время сотрудничавшая с аэропортом Шереметьево. Эта компания давно знакома с «Кольцово», в ней работают профессионалы, рекомендованные, кстати, менеджментом аэропорта. Кстати говоря, они уже приступили к работе, и мы, несмотря на то что у нас не так много акций аэропорта, предоставили этот заем. Общая стоимость проекта $500-600 тыс. Цель проектной работы и его название – Реконструкция и развитие международного аэропорта «Кольцово».

– И что будет меняться?

– Все.

– Все? Начиная с взлетно-посадочных полос?

– ВПП – собственность государства, и государство должно выделять средства на их реконструкцию. Тем не менее аэропорту приходится заниматься и этим. А вот оборудование, международный сектор, сектор бортпитания, аэровокзальный комплекс, багажные службы и так далее – это наша прерогатива, и все это будет достаточно сильно реконструировано.

Ориентировочная стоимость самой реконструкции и развития – порядка $10 млн. После принятия проекта строительство должно быть завершено за полтора-два года. То есть в общей сложности на реализацию проекта уйдет примерно три года: первая часть – общая концепция реконструкции и развития – будет обсуждаться и приниматься в июне нынешнего года; если эта концепция принимается, то ее детализация будет готова к концу года. Между тем первые работы, если наблюдательный совет примет общую концепцию этим летом, начнутся уже в сентябре-октябре нынешнего года.

– Как эти работы повлияют на работу аэропорта?

– В ходе ремонта какие-то участки аэропорта будут временно закрываться. Но существует понимание того, что все эти работы будут вестись исключительно в интересах пассажиров, клиентов аэропорта «Кольцово», в интересах бизнеса. Временные трудности не должны тормозить программу развития аэропорта, превращения его в современнейший комплекс.

– Как распределяются акции аэропорта «Кольцово» на сегодняшний день?

– Порядка 5% – акции прочих владельцев, в том числе и физических лиц, 25% привилегированных акций находятся у населения, 10% акций – у Реновы, 60% – принадлежит государству.

– И как будут учитываться интересы миноритариев?

– Существует закон об акционерных обществах. Есть предложенная программа развития. Если она не будет утверждена Советом директоров, 70% которого составляют представители государства (как Москвы, так и Свердловской области), если не будет принята предложенная программа, значит мы зря потратили деньги.

– А известны позиции других членов Совета?

– Да. Свердловская область намерена сделать аэропорт «Кольцово» достойным того региона, в котором он расположен. Поэтому администрация области двумя руками за самые серьезные и глубокие проекты реконструкции и развития.

В целом очень важна позиция всего наблюдательного совета. В его состав входят специалисты, и то, что они будут советовать, будет вноситься в техническое задание. Мы сегодня, не будучи профессиональными специалистами, не указываем, что и где нужно делать. Ведь заказчиком проекта выступает не компания «Ренова» и не администрация Свердловской области, а АО «Кольцово», имеющее своих специалистов, свой аэровокзальный комплекс.

Мы только контролируем, чтобы проблема была правильно сфокусирована, чтобы масштабы задачи соответствовали проекту. Есть понимание, что такое регион, стоящий за спиной. Есть понимание, что ни Тюмень, ни Пермь, ни Челябинск не имеют надлежащего аэропорта, у «Кольцово» есть все шансы занять по праву принадлежащее ему первое место.

– Насколько вы сегодня уверены в своих силах? Ведь проект достаточно сложный.

– Это интересный, но очень тяжелый проект. Есть несколько факторов, которые делают его очень тяжелым. В частности, мы беремся за предприятие, в котором у нас у самих немного акций. Поэтому без поддержки областной администрации реализация этого проекта невозможна.

– И как строится ваша работа с областью?

– Мы действуем вместе, стараемся находить решение, которое бы максимально удовлетворило всех участников проекта. Что важно для нас – мы чувствуем поддержку местных властей.

– Что ждет топливно-заправочный комплекс «Кольцово»? Включен ли он в проект реконструкции, останется ли у аэропорта, будет ли сдан в аренду?

– ТЗК – собственность аэропорта «Кольцово». И нет никакой необходимости эту ситуацию менять. Проект реконструкции и развития предполагает инвестиции и в этот комплекс, который сегодня, как и аэропорт в целом, находится на далеком от международного уровне развития. Ведь если вы решили провести большой ремонт в своей квартире, вы же тоже будете ремонтировать и кухню, и прихожую, и, может быть, балкон. Так и мы – намерены ремонтировать квартиру, не выделяя в ней хорошие и плохие места.


Другие материалы по теме: