Как улучшить качество алкогольной продукции

Несмотря на качественные изменения производства алкогольной продукции, произошедшие за последнее время на предприятиях Свердловской области, ситуация на рынке алкоголя по-прежнему вызывает тревогу. Правительство готово пойти в этом случае на дополнительные меры. Весь вопрос в том, как уже сейчас можно улучшить качество продаваемого алкоголя.

За последний год среди жителей Свердловской области по вине производителей некачественной алкогольной продукции на 40% увеличилось количество отравлений алкоголем. В связи с этим, вероятно, в ближайшее время будут введены дополнительные меры по усилению государственного контроля оборота алкогольной продукции. Дело в том, что правительству области предложили ввести процедуру контроля алкогольной продукции еще на стадии документации. Вся документация, которая сопровождает алкогольную продукцию, будет перепроверяться на достоверность. На промежутке между хранением продукции и реализацией государственные уполномоченные органы будут осуществлять отбор проб по селективному методу.

Проверка

Представители компании «Уралтест» и уполномоченной организации от правительства области будут появляться на акцизном оптовом складе и отбирать пробы для лабораторных исследований. После проведения процедур контроля будет соответствующий знак на документе, а не акцизная марка на каждой бутылке, как это было раньше», – заявил министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов. В Москве и Санкт-Петербурге подобные системы уже внедрены. Министр отметил, что «система попадания алкоголя к покупателю будет несколько усложнена, но на стоимости это никак не скажется». Стоимость региональной марки будет составлять 78-80 коп.

Таким образом, доказательством качества алкоголя станет не акцизная марка на каждой бутылке, а дополнительная печать и ярлык в документах, сопровождающих партию спиртного. Уполномоченными органами по дополнительному контролю качества алкоголя станут ГУП «Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области» и областная СЭС.

По итогам проверки оптовикам будут выдаваться региональные акцизные марки на алкогольную продукцию. По мнению Сергея Чемезова, дополнительная проверка документов на достоверность поможет предотвратить фальсификацию сертификатов качества алкогольной продукции во время нахождения товара на складах.

Акцизные склады

В то же время Сергей Чемезов считает, что количество акцизных складов в Свердловской области значительно превысило необходимое для нормального обеспечения работы алкогольного рынка. Сейчас акцизных складов 37, из них 26 принадлежат оптовым аккредитованным организациям. Такая перенасыщенность во многом создается за счет поставок алкогольной продукции с Северного Кавказа, из Москвы, Башкирии. Свердловской продукции принадлежит не слишком большая доля на рынке алкогольных напитков, а остальные напитки поступают из других регионов, и далеко не всегда качество ввозимой в область продукции соответствует нормам. В частности, большинство экспертов отмечает, что с Северного Кавказа на алкогольный рынок Свердловской области поступает продукция далеко не лучшего качества.
«Количество отравлений некачественным алкоголем на Среднем Урале в 2001 г. увеличилось на 40% по сравнению с 2000 г. Смертность от употребления некачественных спиртных напитков увеличилась с 2,6 до 7,7 человека на 100 тысяч человек населения, а среди подростков число отравлений выросло в 2 раза», – заявил главный санитарный врач области Борис Никонов. Несмотря на это, Свердловская область остается одним из лидирующих регионов Российской Федерации по количеству потребления спиртных напитков на душу населения. Только легально завезенного в область спиртного приходится по 19,1 литра на каждого уральца независимо от возраста и пола. При этом незаконный оборот алкогольных напитков составляет около 30%, таким образом, на каждого жителя Свердловской области приходится по 25 литров спиртного.

«Уральский рынок алкогольной продукции очень привлекателен для производителей алкогольной продукции других регионов», – говорит начальник отдела маркетинга ЕЛВЗ Людмила Федорова. По ее словам, привозной алкоголь освобожден от акцизов, тогда как акцизы на местную продукцию в 2000 г. поднялись на 40%. «Разница в цене составляет от 10 до 20 руб., так что несложно догадаться, какую водку выберет покупатель. По данным Свердловского агентства по товарному рынку, доля алкогольной продукции местных производителей на рынке Свердловской области составляет около 30%. Поэтому единственное, чем уральские производители алкогольной продукции могут бороться за потребителя, это качество. Перспективы для этого у уральских производителей есть, считает маркетолог ЕЛВЗ Людмила Федорова.

По данным специалистов областного центра санэпиднадзора, более 80% водки, которую употребляли уральцы в прошлом году, были произведены за пределами Свердловской области. Если местная продукция подвергается более тщательному контролю, перед тем как поступить в торговую сеть, проверить весь привозной алкоголь невозможно. В связи с этим, считают специалисты СЭС, случаи отравления водкой стали происходить чаще. Одним из предложений министра стало сокращение количества акцизных складов, но без уточнения, каких именно. Дело в том, что, по мнению Сергея Чемезова, первоначально предполагалось, что названное количество акцизных складов будет создано по области, а не сконцентрировано в одном месте – Екатеринбурге. Именно это должно способствовать облегчению контроля продукции со стороны соответствующих исполнительных органов. Однако это не решает самой проблемы.

Альтернатива

В Министерстве экономического развития и торговли РФ готовят очередную акцизную реформу. Речь идет об акцизах на крепкую алкогольную продукцию и спирт. Основная идея этой реформы заключается в переносе всех алкогольных акцизов на производство спирта, освободив тем самым ликероводочные заводы и оптовиков от обязанности их уплачивать.

С производством фальсифицированной водки правительство борется давно и, к сожалению, безуспешно. Какие только меры не принимались для ограничения производства фальсифицированной водки и спирта – и введение различных спецмарок, и создание спецналоговых постов на всех ликероводочных заводах, и, наконец, последнее нововведение – создание системы акцизных складов, отгрузка продукции с которых должна проходить только в присутствии налогового инспектора.

Однако «левой» водки по-прежнему слишком много, смертность населения от некачественного алкоголя по-прежнему высока, а собираемость акцизов остается низкой.

Министерство экономического развития и торговли придумало оригинальный способ – перенести акцизы с производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на производство спирта. Предлагается 100% акциза взимать со спиртзаводов, а заводы-производители алкогольной продукции и акцизные склады от этой обязанности освободить.

Логика разработчиков очевидна – куда легче проконтролировать уплату акцизов 150 гидролизными заводами, владельцем большинства из которых уже сейчас является государство, чем следить за 1200 производителей алкогольной продукции и еще за 1500 акцизных складов, тем более что объем нелегального оборота алкогольной продукции превышает 40% от общего объема реализуемой в стране. По официальным данным, этот оборот оценивается в 50 млрд руб. в год.

Что делать

По мнению специалистов, проблему фальсификации алкогольной продукции исключительно административными подходами не решить. Дело в том, что существует масса «обходных путей», благодаря которым на рынке присутствует значительное количество некачественной продукции. Для примера можно привести высказывание генерального директора московского завода «Кристалл» Александра Тимофеева: «Я не могу гарантировать, что продукция под торговой маркой нашего завода не поддельная далее 10 метров от ворот завода». Таким образом, очевидно, что существует другой путь решения этой проблемы – сокращение количества посредников и расстояния от производителя до потребителя.

Действительно, чем меньше посредников, тем меньше вероятность того, что водка окажется поддельной, тем более что в области существует несколько заводов, которые реализуют качественную водку, при этом сбытовая структура этих предприятий достаточно разветвленная и может гарантировать качество реализуемой продукции. Но вполне логично предположить, что такой вариант решения проблемы не совсем уместен в отношении федеральных брендов, так как расстояния у нас в стране значительные, и поэтому без определенного количества посредников не обойтись.

Однако существует вариант решения и этой проблемы – перенос производства федеральных брендов на предприятия другого региона, которые отвечают необходимым стандартам качества. Так, руководство ФГУП «Росспиртпром» приняло решение перенести производство наиболее популярных водок, таких как «Гжелка», на часть самых совершенных в техническом плане ликероводочных производств, так как производственные мощности ведущего российского ликероводочного завода «Кристалл» загружены полностью.

В Уральском регионе производством водки под брендами завода «Кристалл» займется Екатеринбургский ликероводочный завод, признанный по результатам экспертизы полностью соответствующим стандартам «Кристалла». Спирт для производства «Гжелки» в Екатеринбург будет специально поставляться с ОАО «Туласпирт». Единственное отличие уральской «Гжелки» от московской – надпись на этикетке: «Розлито по заказу завода «Кристалл» на ЕЛВЗ». С того момента, как производство «Гжелки» начнется на ЕЛВЗ, поставки этой марки водки в Свердловскую область из Москвы прекратятся. ЕЛВЗ будет выделена квота на производство 100-150 декалитров продукции в месяц, что должно удовлетворить потребности региона.

В последнее время два крупнейших предприятия области, производящих спиртные напитки (ЕЛВЗ и ЕВШК), постоянно работают над повышением качества своей продукции. В частности, на Екатеринбургском ликероводочном заводе установлено самое современное оборудование по розливу алкогольных напитков. Екатеринбургский виншампанкомбинат построил на своем производстве новую систему контроля качества. Благодаря этим мерам продукция этих предприятий получает дополнительные конкурентные преимущества. Кроме того, оба завода расширяют свой ассортимент продукции. Так, после майских праздников появилось несколько новых видов водки производства ЕВШК. По словам сотрудника отдела маркетинга Сергея Дьякова, новая серия водок «Созвездия Урала» была подготовлена к продаже еще до праздников. Серия состоит из семи видов, которые названы в честь уральских городов («Березовская», «Серовская», «Пышминская», «Новоуральская» и т.д.). Эти два предприятия также активно работают и над системами очистки воды, что также позволит повысить качество производимой продукции. Так или иначе выбор остается за потребителем.

Выводы

Конечно же, озабоченность органов власти различных уровней проблемой фальсификации алкогольной продукции похвальна, но не стоит забывать о том, что исключительно административные рычаги решения этой проблемы недостаточно эффективны, и для решения этой проблемы необходимы совместные усилия бизнеса и государства. Вполне возможно, что даже после принятия всех вышеописанных мер фальсифицированная водка останется на рынке, – ведь операторы алкогольного рынка сами вольны делать выбор по поводу качества продаваемой продукции. Тем не менее очевидно, что продажа некачественной продукции может кроме проблем с контролирующими органами повлечь за собой плохую репутацию и снижение продаж. Более вероятно, что участники алкогольного рынка области предпочтут торговать качественной продукцией, тем более что в области достаточное количество предприятий, производящих качественную водку.


Другие материалы по теме: