Новый финансовый инструмент

Для изменения сложившейся тенденции увеличения оттока капитала за рубеж альтернативой зарубежным российским инвестициям должны стать надежные внутренние источники инвестирования. Одним из таких инструментов призваны стать ОФЗ с длительным сроком обращения.

Наиболее существенный источник инвестиций находится внутри России, на инвестиции извне надеяться не стоит. Ситуация такова, что сегодня в России есть множество свободных денежных средств, однако в результате нестабильности, коррумпированности, закрытости нашей экономики никто не стремится вкладывать в нее средства. Проблема заключается в том, что до сих пор у нас нет нормальной экономики, где критерием эффективности компании являются показатели ее хозяйственной деятельности. Причинами этого являются как устаревшие методы составления отчетности компаний, так и общая непрозрачность российского бизнеса.

В то же время эффективное функционирование рынка требует, чтобы эти показатели реально отражали положение вещей внутри компании, и эта информация должна быть открыта и доступна всем. Хотя большинство российских предприятий называются открытыми акционерными обществами, они не могут так называться, поскольку вся информация о них закрыта. Таким образом, инвестиционный климат России не слишком благоприятен, хотя инвестиционный потенциал нашей страны очень велик.

Отток финансовых ресурсов

Но, согласно обнародованным 18 мая данным Госкомстата, российские инвестиции за рубеж в первом квартале 2002 г. составили $4,383 млн и выросли на 40,7% по сравнению с первым кварталом 2001 г. Между тем иностранные инвестиции в Россию составили за первые три месяца нынешнего года лишь $3,789 млн. Очевидно, что российских инвесторов не устраивают имеющиеся в настоящее время инвестиционные инструменты, так как они недостаточно «длинные». В качестве одного из вариантов изменения сложившейся ситуации должны стать ОФЗ с длительным сроком обращения, и уже в этом году Минфин выпустит на рынок облигации сроком обращения 10 лет, а в 2003-м, возможно, начнет торговать двадцатилетнимии тридцатилетними бумагами. Появление на российском рынке «длинных» бумаг событие, безусловно, знаковое. В 1993 г., например, когда Минфин РФ выпустил первые ГКО, любые разговоры о десятилетних или там тридцатилетних облигациях выглядели бы просто смехотворно. Кто бы тогда в здравом уме согласился дать российскому правительству в долг на столь долгий срок? А кризис 1998 г. наглядно подтвердил, что правительству этому неразумно одалживать деньги даже на несколько месяцев.

С тех пор, однако, прошло достаточно времени, чтобы кошмарные воспоминания инвесторов о дефолте сменились озабоченными размышлениями на предмет вложения свободных средств. Не то чтобы у инвесторов короткая память – смеем надеяться, что за три с лишним года после дефолта правительство научилось-таки управлять бюджетом так, чтобы доходы сходились с расходами и бюджет не был бы дефицитным, а экономика России росла год от года. Экономическому росту, конечно, сильно способствовали внешние условия (высокие цены на нефть, позитивные последствия девальвации для отечественной промышленности), но факт остается фактом – бюджет в России уже три года как бездефицитный.

К тому же Минфин с тех пор к рынку госбумаг относится осторожно и консервативно и свою линию проводит четко: государство должно снижать издержки по обслуживанию своих долгов, чтобы не допустить новых кризисов в будущем. То есть он по-прежнему против высоких процентных ставок по государственным облигациям. А чтобы инвесторы при этом были довольны, Министерство финансов России решило не увеличивать объем государственных долговых обязательств в обращении, а увеличить количество «длинных» выпусков государственных ценных бумаг.

«Длинная» альтернатива

Однако до сих пор максимальный срок, на который Минфин был готов брать в долг на внутреннем рынке, не превышал пяти лет. Теперь же Минфин уверенно обещает, что до конца 2002 г. Минфин выпустит ОФЗ сроком обращения 10 лет (предполагаемый объем выпуска – 15 млрд руб., доходность – 16% годовых). А в будущем году, когда будет понятно, как рынок воспринял эту бумагу, на бирже могут появиться двадцатилетние и тридцатилетние бумаги. Уверенность Минфина в успешности новых долговых инструментов базируется на том, что в процессе пенсионной реформы на рынок начали поступать деньги Пенсионного фонда России – накопительная часть трудовых пенсий. По мере осуществления пенсионной реформы будут появляться негосударственные пенсионные фонды, и, таким образом, на рынке ценных бумаг значительно вырастет число игроков, заинтересованных в долгосрочных и практически безрисковых вложениях, какими и будут «длинные» государственные бумаги.

В этом году Минфин, согласно закону о бюджете, имеет право привлечь с рынка 151 млрд руб., и можно предположить, что в 2003 г. его планы не будут слишком отличаться от нынешних. При этом объем средств ПФР, которые поступят на рынок ценных бумаг в 2003 г., оценивается в 150-160 млрд руб. В результате ситуация на российском рынке изменится просто кардинально.

К этим изменениям Минфин сейчас и готовится. При этом Минфин рассчитывает, что «длинные» бумаги будут покупать не только ПФР, но и российские страховые компании вместе с негосударственными пенсионными фондами. Это значит, что деньги населения смогут перетекать из нефинансовых активов (или попросту кубышек) на финансовые рынки, а промышленность благодаря финансовым посредникам получит возможность пользоваться этими деньгами для собственного развития. То есть в перспективе появление «длинных» бумаг должно способствовать ускорению экономического роста и повышению народного благосостояния, что, конечно, не может не радовать. Теоретически «длинные» российские ОФЗ могут покупать еще западные страховщики и пенсионные фонды – во всяком случае, ограничений для иностранцев пока не обозначено. Очевидно, что решение о выпуске длинных госбумаг было принято Минфином в ответ на многочисленные просьбы институциональных инвесторов и в ответ на увеличивающийся отток денежных средств за рубеж. Специалисты Минфина прекрасно понимают, что лучше дать инвесторам инструмент для долгосрочного инвестирования, чем сидеть и смотреть, как деньги уходят за рубеж.

Мнение аналитиков

Именно поэтому аналитики практически всегда достаточно позитивно воспринимают решения о выпуске долгосрочных облигаций. «Новые «длинные» госбумаги, планируемые к выпуску Минфином в 2002 г., будут пользоваться успехом, поскольку снимут ряд проблем для институциональных инвесторов и позволят защитить средства от инфляции», – заявил начальник отдела ценных бумаг УБРиРа Александр Пластинин. «С точки зрения государства выпуск «длинных» госбумаг направлен на поддержку институциональных инвесторов, чтобы в условиях нестабильности российской экономики и недостатка средств инвесторы не работали с рисковыми бумагами. В целом же мысль довольно перспективная, и в дальнейшем возможна успешная ее реализация», – добавил Пластинин.

Тем не менее, по мнению аналитиков, не все так гладко, как кажется, и иногда возникает параллель с печально известными ГКО. Используя длительный срок погашения облигаций, государство вполне может привлечь колоссальные объемы денежных средств. А затем, не будучи способным покрыть столь высокую доходность, объявит погашение по номиналу или вообще, потеряв деньги, объявит своего рода «внутренний дефолт». Отказа от выплат по этим долгосрочным облигациям не выдержат не только инвесторы, но и вся российская экономика. Так это окажется или нет, россияне смогут узнать только минимум через 10 лет, когда придет время погашения первого выпуска.

Так, аналитик ИК «Уником Партнер» Дмитрий Казин считает: «Вызывает сомнения возможность успеха данного инструмента на рынке ценных бумаг в связи с отсутствием долгосрочной инвестиционной культуры в России. На сегодня в нашей экономике просто нет долгосрочных денег, что отчасти связано с нестабильностью экономики, высокими темпами инфляции, а, с другой стороны, с неготовностью населения вкладывать деньги на долгий срок. Хотя выгодность бумаг можно будет оценить лишь после их появления, но также довольно сомнительно предположение об их возможной высокой доходности, поскольку госбумаги по определению ниже по доходности, чем корпоративные бумаги. На сегодня же даже корпоративные ценные бумаги могут предложить уровень доходности 10 - 20% , чего же ждать тогда от новых госбумаг? Для государства же новые бумаги, скорее всего, выступят как инструмент привлечения дополнительных средств», – добавил Дмитрий Казин.

Вывод

Таким образом, сама по себе идея выпуска «длинных» государственных ценных бумаг знаменует собой начало нового периода в экономическом развитии современной России и говорит о позитивной тенденции развития. Дело в том, что подобные государственные ценные бумаги появляются только тогда, когда экономическая ситуация в стране относительно стабильна и на финансовом рынке существует достаточное для инвестирования количество денежных средств.

Безусловно, эмиссия таких ценных бумаг будет способствовать дальнейшей стабилизации экономики и исполняемости бюджета, который получит дополнительный источник денежных средств. Правда, следует отметить, что Минфину все-таки не следует увлекаться чрезмерным финансированием бюджета за счет займов, так как в конечном итоге это непременно приведет к очередному «дефолту».

Новые «длинные» госбумаги, планируемые к выпуску Минфином в 2002 г., будут пользоваться успехом, поскольку этот инструмент снимет ряд проблем для институциональных инвесторов, таких как страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, которые должны появиться в дальнейшем.


Другие материалы по теме: