«Капитал» и Петр Алексеевский считают, что «Минфин удлиняет свою позицию»

16 мая 2002 (11:12)

Уже в этом году Минфин выпустит на рынок облигации сроком обращения 10 лет, а в 2003-м, возможно, начнет торговать двадцатилетними и тридцатилетними бумагами.

Появление на российском рынке «длинных» бумаг, анонсированное замминистра финансов Беллой Златкис – событие, безусловно, знаковое. В 1993 году, например, когда Минфин РФ выпустил первые ГКО, любые разговоры о десятилетних или там тридцатилетних облигациях выглядели бы просто смехотворно. Кто бы тогда в здравом уме согласился дать российскому правительству в долг на столь долгий срок? А кризис 1998 года наглядно подтвердил, что правительству этому неразумно одалживать деньги и на несколько месяцев.

С тех пор, однако, прошло достаточно времени, чтобы кошмарные воспоминания инвесторов о дефолте сменились озабоченными размышлениями на предмет вложения свободных средств. Не то чтобы у инвесторов память короткая – просто за три с лишним года после дефолта правительство научилось-таки управлять бюджетом так, чтобы доходы сходились с расходами, и еще оставались излишки.

По мнению специалистов из Минфина, государство должно снижать издержки по обслуживанию своих долгов, чтобы не допустить новых кризисов в будущем. То есть, она по-прежнему против высоких процентных ставок по государственным облигациям. А чтобы инвесторы при этом были довольны, надо не объем ГКО в обращении увеличивать, а количество «длинных» выпусков.

Однако до сих пор максимальный срок, на который Минфин был готов брать в долг у рынка, не превышал пяти лет. Теперь же до конца 2002 г. Минфин выпустит ОФЗ сроком обращения 10 лет (предполагаемый объем выпуска – 15 млрд руб., доходность – 16% годовых). А в будущем году, когда будет понятно, как рынок воспринял эту бумагу, на бирже появятся двадцатилетние и тридцатилетние бумаги – прямо как в нормальной индустриально развитой стране. Уверенность в этом у аналитиков базируется на том, что в процессе пенсионной реформы на рынок начали поступать деньги ПФР – накопительная часть трудовых пенсий.

При этом «длинные» бумаги будет покупать не только ПФР, но и российские страховые компании с негосударственными пенсионными фондами вместе. Это значит, что деньги населения смогут перетекать из заначек на финансовые рынки, а промышленность благодаря финансовым посредникам получит возможность пользоваться этими деньгами для собственного развития. То есть, в перспективе появление «длинных» бумаг должно способствовать ускорению экономического роста и повышению народного благосостояния. Что, конечно, не может не радовать. Теоретически, «длинные» российские ОФЗ могут покупать ещё западные страховщики и пенсионные фонды – во всяком случае, пока ограничений для иностранцев не будет.


Другие материалы по теме: