Уральское «Единство»: реформа или углубление хаоса?

В то время как партийное строительство в стране все более набирает обороты, на Урале, похоже, царит полнейшая партийная неопределенность.


Лидеры местных партий с тревогой ждут очередных решений Москвы, которые, вполне вероятно, полностью изменят их стабильное статус-кво. Причем речь идет не только о типично региональных партиях и общественных объединениях, но и о местных отделениях хорошо известных и влиятельных политических сил. В первую очередь обращает на себя внимание региональное «Единство», так, похоже, и не выбравшееся из тисков осеннего кризиса, наступившего после известных обысков в офисах Владимира Кичаева.


Получив уникальный шанс проявить себя на повторных выборах в Екатеринбургскую Городскую Думу, местное «Единство» практически не воспользовалось им. Конечно, двое из трех поддержанных партией кандидатов на выборах победили: Валерий Антониади и Игорь Зятев стали депутатами, однако сыграло ли здесь какую-нибудь роль «Единство» неизвестно. Зятев и тем более Антониади как крупные предприниматели одним своим весом обеспечили себе победу. А вот активной агитации за них со стороны «Единства» заметно не было. Наличие имиджа президентской партии явно недостаточно в Екатеринбурге, с его реальными хозяйственными проблемами. В то же время местное «Единство» никак не попыталось выделиться из общей массы гордумских предвыборных обещаний. Что это — тактический просчет или следствие организационной слабости?


Структурные реформы и конъюнктурная поспешность




О кризисе в городской партийной организации «Единства» поговаривали уже давно, но лишь последние события наглядно продемонстрировали всю его глубину. Как вынуждено было признать областное руководство «Единства», городская партийная организация была если и не расформирована формально, то перестала считаться юридически лицом. В то же время ее полномочия поделили между собой семь окружных (районных) отделений и областная организация. Интересно то, как глава политсовета «Единства» Александр Заборов объяснил подобные изменения. С точки зрения Александра Владимировича, не имеет смысла содержать в крупном городе одновременно и областную и городскую организации. В городе и так уже функционируют несколько районных отделений партии, чью деятельность будут совместно координировать лидеры районных организаций, депутаты «Единства» в Городской думе и члены областного политсовета партии.


На наш взгляд, однако, такая реформа преследовала скорее политические, чем организационные цели. Областное руководство партии, не мудрствуя лукаво, решило сделать городскую организацию виртуальным образованием, не попытавшись навести в ней порядок. Слишком много нежелательного шума подняла в последнее время любопытная пресса, слишком много неясного во взаимоотношениях областного и городского «Единства». Безусловно, гордиев узел разрублен быстрым и радикальным решением, но пойдет ли такая поспешная реформа на благо уральскому «Единству»?


Если взглянуть на это партийное преобразование именно с организационной точки зрения, то вопросов возникает еще больше. В самом деле, раздельное существование городских и региональных партийных организаций проверено многими десятилетиями существования партийных систем по всему миру. Да и без ссылок на мировой политический опыт элементарный здравый смысл подсказывает, что как раз именно городская партийная организация и может стать ядром формирования сильной региональной партийной структуры. Кроме того, в таком крупном городе, как Екатеринбург, городская партийная организация благодаря своему значению должна играть ведущую роль во всей региональной структуре. В то же время наделение областной организации дополнительными полномочиями по контролю над районными вряд ли даст тот положительный управленческий эффект, на который надеется местное руководство «Единства». Скорее всего, это принятое по конъюнктурным соображениям решение лишь перегрузит работу областной партийной организации, сделает ее еще более неповоротливой и громоздкой.


Передел партбилетов




Достаточно туманной представляется ситуация и с партийным членством. В настоящее время руководство областного «Единства» не имеет четкого представления не только о численности партийных рядов, но и о членстве в партии людей, входивших ранее в ее руководство. Впрочем причина этого достаточно весомая. Вспомним, как создавалось «Единство»: вначале как избирательный блок «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), потом как общественное движение и лишь недавно оно было преобразовано в партию. Размытость членства — закономерный итог форсированного создания и быстрой смены статуса. Однако когда неясным становится участие в деятельности партии людей, входящих в политсовет региональной организации, возникает сомнение в монолитности самого партийного руководства. Так, признав факт выхода из политсовета «Единства» бывшего мэра г. Ирбита Анисимова и ректора Медицинской академии Ястребова, руководители региональной организации так и не смогли дать в связи с этим ясного комментария. Единственное прозвучавшее объяснение состоит в том, что при выдаче партийных билетов, которая продлится еще как минимум месяц, не все прежние члены движения «Единство» перерегистрировались в члены одноименной партии. Причем информацией о причинах несостоявшейся перерегистрации упомянутых Анисимова и Ястребова руководство местного «Единства» вообще не располагает. Парадоксальная ситуация: руководство регионального отделения всероссийской пропрезидентской партии не может проконтролировать перерегистрацию членов своего политсовета! Естественно, напрашивается более простое объяснение, подкрепленное, кстати, публикациями некоторых СМИ: под видом партийного переустройства и перерегистрации своих членов областное руководство проводит скрытую «чистку» своих рядов.


Впрочем, тайная «чистка» давно уже стала секретом полишинеля. Скандал с найденными у Владимира Кичаева (тогда он был главой городского «Единства») гранатами стал закономерным следствием непродуманности кадровой политики партии, особенно на местах. Теперь же, когда руководство партии внезапно осознало всю сомнительность кадровой базы своих местных отделений, началась запутанная процедура перерегистрации членства. Одним из ее этапов стало недавнее заседание политсовета «Единства», после которого Ястребов и Анисимов покинули ряды партийного руководства.


Заяви областное руководство «Единства», что в партии прошла локальная «чистка» рядов, это вызвало бы короткий всплеск журналистского любопытства и не более. Однако данная акция, как, впрочем, и все остальные мероприятия местной организации, покрыта таким туманом секретности, что поневоле вокруг партии начинают роиться слухи один другого причудливее. В то же время грамотная работа с прессой наверняка не позволила бы плодиться различным домыслам. Ясно, что постоянная нехватка информации о деятельности местного «Единства» является одним из главных недостатков в ее работе. Атмосфера секретности не только не способствует росту популярности партии среди избирателей, но и оттесняет областную организацию на периферию общественного внимания. Кроме того, надеясь лишь на авторитет Москвы, руководители регионального «Единства», очевидно, забыли, что и сами должны прилагать некие усилия для популяризации партии.


В реальности же постоянные внутренние перетасовки, идеологическая невнятность, слабая информационная поддержка — все это позволяет говорить о глубоком кризисе уральского «Единства», кризисе, который рискует перерасти в хаос, если вовремя не будут изменены стратегия и тактика работы областной организации.


Другие материалы по теме: