Рынок нефтепродуктов: раздел территорий

Администрация Екатеринбурга подписала соглашение о сотрудничестве с нефтяной компанией «Татнефть». В соответствии с подписанным документом, в течение 2 – 3 лет «Татнефть» построит на территории Екатеринбурга 10 современных заправочных комплексов.

Соглашение между нефтяниками и мэрией было подписано по итогам визита на Урал Президента республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Связи Свердловской области и дружественной республики проверены на прочность не одним десятком лет. Партнерству уральских машиностроительных предприятий и татарских нефтяников исполнилось два года. Между тем, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, подписал соглашение с нефтяной компанией не столько из политических, сколько из экономических соображений. Судя по его словам, это соглашение – один из шагов на пути создания конкурентной среды на местном рынке нефтепродуктов.

Герой дня

Компания «Татнефть» ежегодно добывает 25 – 28 млн т нефти и входит в пятерку самых крупных российских нефтедобывающих компаний. Первые попытки внедриться на бензиновый рынок Свердловской области «Татнефть» начала делать около пяти лет назад. В 1997 г. губернатор Эдуард Россель и президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев подписали масштабное соглашение между регионами. По этому соглашению «Татнефть» должна была начать поставки топлива на Урал в обмен на трубы и металл, но в силу ряда причин этого не случилось. До 2000 г. почти весь бензин в Свердловскую область поступал с «ЛУКойла» из Уфы и Сибири.

Выйдя на областной рынок в 2000 г., «Татнефть» заявила о своей готовности направить в регион до 70 млн т нефтепродуктов. Теоретически этого должно было хватить, чтобы вытеснить конкурентов. Конкуренты – «ЛУКойл» и «Уралнефтепродукт» – к новому игроку на рынке приглядывались внимательно, но обострять конкуренцию не торопились. За первой компанией стоял капитал и отлаженный рынок сбыта, за второй – поддержка областного правительства. Между тем «Татнефть» приступила к монтажу собственных заправок.

В 2001 г. ОАО «Татнефть» решила осуществить экспансию сразу по нескольким направлениям – как географическим, так и экономическим. Собрание акционеров решило увеличить уставный капитал компании в 10 раз – с 232 млн до 2,3 млрд руб. путем переоценки основных фондов. По словам заместителя генерального директора компании, начальника Управления собственности «Татнефти» Виктора Городнего, это было сделано с целью стимулирования притока инвестиций, необходимых для решения задач, которые поставило перед компанией правительство Татарстана, полностью контролирующее предприятие.

Среди этих задач основной было усиление роли «Татнефти» в становлении вертикально интегрированного нефтегазохимического комплекса (НГХК). Нефтяная компания на тот момент получила права генерального инвестора и координатора проекта строительства Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, приобрела контрольные пакеты акций «Нижнекамскшины» и Нижнекамского завода техуглерода, а также около 25% акций крупнейшего в Татарстане «Ак Барс банка». Последнее обстоятельство, если учесть, что «Татнефть» является крупнейшим клиентом и акционером, по существу владельцем, еще двух банков, альметьевского «Девон-кредит» и московского «Зенита», служит дополнительным подтверждением того, какие усилия менеджмент «Татнефти» предпринимает для концентрации в своих руках все более мощных финансовых потоков. В прошлом году нефтяники приобрели лицензии на разработку двух перспективных участков в Калмыкии, согласовали контракт на бурение 45 скважин для Северной нефтяной компании Ирака и начали переговоры о проведении совместных геологоразведочных работ в Иране, Иордании, Монголии, Ливии и Вьетнаме. Несмотря на некоторое осложнение отношений с Центральной топливной компанией (Москва), Татарстан не отказался от планов расширения сети автозаправок в Московском, Северо-Западном и Уральском регионах России. К середине 2001 г. в России было открыто порядка 300 АЗС, к концу года их стало на 160 больше. Капитализация компании к 2001 г. достигла $900 млн.

Компания «Татнефть-Урал», непосредственно осуществляющая поставки нефтепродуктов на рынок Свердловской области, была создана в 1999 г. В 2002 г. она планирует увеличить оборот на 30-40% по сравнению с 2001 г. Тогда он достигнет 800 млн руб.

Ситуация на месте

Тема развития рынка нефтепродуктов на Урале сегодня актуальна как никогда. Все теснее этот бизнес связывается с властными структурами как областного, так и муниципального уровней. Активно развивает сети АЗС на территории Среднего Урала правительство Свердловской области. Сейчас в регионе определяются контрольные параметры единой схемы развития. В рамках областной программы предусмотрено выделение 24 земельных участков в Екатеринбурге для строительства новых современных автозаправочных комплексов. 12 из них будут выделены компании «ЛУКойл-Пермь». Остальные земельные участки в областном центре планируется выделить нефтяным компаниям «ТНК» и «Сибнефть». Стороны подпишут соглашения с властями до 1 августа нынешнего года. По этому поводу в первых числах июня представитель министерства по управлению госимуществом Свердловской области встретился в Москве с руководящим составом «Сибнефти» и «ЛУКойла».

Согласно разрабатываемой программе планируется строительство более 70 АЗС на основных областных трассах. На трассе «Екатеринбург-Серов» уже определено 8 мест, на трассе «Екатеринбург-Тюмень» – 7, «Екатеринбург-Красноуфимск» – 4. Также запланировано выделение земельных участков для строительства 2 нефтебаз в восточном направлении. В ближайшее время министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области проведет совещание с представителями крупнейших продавцов нефтепродуктов, представленных на рынке области. Участники совещания аккумулируют предложения, поступившие в министерство от нефтяных компаний в течение последнего времени, и на их основе выработают документ, определяющий параметры программы развития областной сети АЗС.

Власти Екатеринбурга между тем тоже не забывают проявлять инициативу в плане налаживания связей с представителями нефтяного бизнеса федерального масштаба. В мае нынешнего года соглашение о сотрудничестве было подписано ЗАО «ЛУКойл-Пермь» и администрацией города. Судя по документу, нефтяной компании будут предоставлены земельные участки на территории Екатеринбурга для строительства современных АЗС и одной нефтебазы. Екатеринбург, в свою очередь, получит новые экологически безопасные автозаправочные комплексы. Всего в Свердловской области ЗАО «ЛУКойл-Пермь» планирует реализовать в 2002 г. более 1 млн т нефтепродуктов. Кроме того, ЗАО «ЛУКойл» планирует оказать содействие администрации Екатеринбурга в реализации проектов развития и совершенствования инфраструктуры города.

Реакция участников рынка

По мнению аналитиков, если с помощью правительства крупным продавцам нефтепродуктов удастся договориться между собой о разделе рынка, то одним из прямых следствий этого может стать общее снижение цен на бензин в регионе, так как суммарные затраты автозаправщиков в условиях ужесточившейся конкуренции уменьшатся, а качество обслуживания на заправочных комплексах улучшится. Следует отметить, что сейчас активно развивается система франчайзинга, когда в работу активно включаются независимые автозаправщики, которые выбирают наилучшие условия работы. Как полагают эксперты, эта система работы и разграничение территорий со стороны правительства области будут способствовать улучшению услуг АЗС, стабильности цен и равномерному покрытию города сетями автозаправок.

Как заявил, подписывая договор о сотрудничестве администрации Екатеринбурга с ОАО «Татнефть», мэр города Аркадий Чернецкий, активизация сотрудничества муниципалитета с нефтяниками помешает разделению рынка нефтепродуктов между «ЛУКойлом», ТНК и «Сибнефтью». Чернецкий намерен не допустить монополизации рынка торговли нефтепродуктами в городе. «В Екатеринбурге нет и не может быть никакой монополии на нефтепродукты, – заявила специалист по связям с общественностью «ЛУКойл-Екатеринбургнефтепродукт» Светлана Рычкова. – Посмотрите, сколько фирм торгует бензином. В Перми, например, рынок нефтепродуктов практически полностью в руках «ЛУКойла». У нас же ситуация иная. Во-первых, очень хорошо развит трейдинг. Горючее доставляется из Омска и Перми. Это близко, поэтому цены на нефтепродукты невысокие. Во-вторых, играет роль и тот факт, что нефть у нас не добывают. Значит, нет, как в Перми, более сильной позиции нефтедобытчика. Новых конкурентов мы не боимся. Нам важно не отсутствие конкуренции. Нам важно быть в тонусе».

Схожей позиции придерживаются и специалисты другого крупного игрока на местном нефтерынке – «Сибнефти». «ОАО «Сибнефть» не боится конкуренции со стороны «Татнефти» на рынке нефтепродуктов в Екатеринбурге, – пояснила начальник отдела маркетинга сбытовой структуры «Сибнефти» Полина Коркина. – «Сибнефть» остается наиболее активным игроком на рынке нефтепродуктов Екатеринбурга и Свердловской области». В соответствии с бизнес-планом на текущий год ОАО «Свердловскнефтепродукт» намерено модернизировать, реконструировать и построить 20 АЗС на территории Екатеринбурга и Свердловской области, подчеркнула Коркина.

Перспективы

Итак, рынок автомобильного топлива на Урале стремительно развивается. С одной стороны, это отвечает запросам населения, рост благосостояния которого становится причиной увеличения местного автопарка и, следовательно, роста спроса на качественное горючее. С другой стороны, власти Екатеринбурга и Свердловской области, проанализировав имеющийся опыт нерегламентированного развития торговых сетей разного профиля, приняли решение ненавязчиво контролировать ходы участников рынка нефтепродуктов в сфере строительства новых АЗС. Судя по всему, сами нефтяники такому вниманию со стороны властей противиться не намерены.

Однако справедливости ради стоит заметить, что чиновники предпочитают общаться лишь с крупными поставщиками топлива, не принимая во внимание движения «мелких» участников рынка. Надежд на то, что они, в конце концов, объединятся, чтобы сообща противостоять наступлению крупных компаний, и составят серьезную конкуренцию «Сибнефти», «ЛУКойлу», УНК и «Татнефти», мало. Поэтому, по мнению экспертов, будущее независимых поставщиков нефтепродуктов на сегодняшний день вызывает серьезные опасения. Однако с точки зрения классического рынка, это значит, что ни Свердловской области, ни Екатеринбургу не грозит ни бесконтрольная конкуренция независимых продавцов горючего, ни монополизация сферы услуг АЗС.


Другие материалы по теме: