Оффшорный бизнес сменит место регистрации

Очень часто перед российскими предпринимателями встает вопрос оптимизации бизнеса, налоговых платежей, и соответственно, открытия оффшорной компании.

Необходимо учитывать, что большинству российских предприятий, оказавшихся в такой ситуации, можно приобрести российскую низконалоговую компанию (например, в Калмыкии или на Алтае) и окружить ее несколькими обычными российскими компаниями, оформленными на людей, которые об этом могут и не догадываться. Однако в случае использования исключительно российских компаний предприятие связывает себя по рукам и ногам и не имеет такой гибкости, какую имеют те, кто предусмотрительно побеспокоился о создании хотя бы одной иностранной оффшорной компании.

Выгоды иностранного оффшора

Существуют различные ситуации, где использование иностранной оффшорной компании гораздо более целесообразно, чем российской, даже если российская компания, использующаяся для оптимизации выплат, грубо нарушает налоговое законодательство, сдавая урезанные или нулевые балансы. Например, при прохождении товара по цепочке часто возникает такая ситуация, когда он оформляется на «левую» компанию, зарегистрированную по паспортам людей, которые об этом не знают. Налоговая полиция постоянно совершенствует методы борьбы с такими компаниями. Однако ее излюбленным методом является конфискация товара, оформленного на «левую» компанию, пока к ним не заявится владелец такой фирмы с требованием вернуть товар.

Следующим и, наверное, наиболее важным преимуществом иностранной оффшорной компании является возможность оформления на нее дохода от бизнеса, который был скрыт от налогообложения путем использования «левых» российских компаний. Зачастую возникает такая ситуация, когда необходимо каким-то образом оформить возврат или инвестирование в какой-либо бизнес денег или имущества, с которых не были заплачены налоги.

Некоторые в таком случае оформляют деньги или имущество на имя российской низконалоговой или «левой» компании. Однако в обоих случаях возникают потенциальные проблемы: если российская низконалоговая компания получает откуда-то деньги или имущество, то у нее все равно возникает налог на прибыль, как только деньги будут оформлены от ее имени. Возникает вопрос о том, откуда взялись эти средства. Если документов на приход этих денег нет, то налоговые органы вполне могут обложить эти деньги налогом на прибыль. Если же деньги оформляются от имени «левой» фирмы, то, как только выяснится, что фирма – однодневка, существующая лишь до даты сдачи отчетности, налоговые органы могут конфисковать все переводимые средства в доход государства. И только в случае оформления денег от имени иностранной оффшорной компании налоговые органы не смогут поднять вопрос о происхождении средств и уплате налогов с них.

Несомненно, серьезнейшим препятствием на пути использования иностранных оффшорных компаний является ориентированное не только против оффшорных компаний, но и против любой иностранной компании вообще российское налоговое законодательство.

Дело в том, что российская фирма при перечислении какого-либо дохода в пользу иностранной компании обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц и НДС, если иностранная компания не встала на учет в налоговом органе России и не получила там индивидуальный номер налогоплательщика.

Однако при тщательном продумывании всей цепочки возникают интересные возможности использования иностранной оффшорной компании в комбинации с российскими низко-налоговыми компаниями.

Например, иностранная компания может уйти от уплаты НДС за счет применения бартерных зачетов, которые не облагаются НДС согласно постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Пункт 10 этого постановления гласит: «В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса».

Подобные же пути существуют для ухода от уплаты налога с доходов иностранного юридического лица.

Такие явления, как глобализация, электронная коммерция и интеграция России в мировую экономику, постоянно размывают рамки российского налогового законодательства, которые сдерживают использование в России иностранных оффшорных компаний. Можно утверждать, что такой инструмент оптимизации налогообложения, как оффшорные компании, очень перспективен и с успехом применяется российскими бизнесменами.

«Грязные деньги»

Тем не менее достаточно серьезный удар по ведению оффшорного бизнеса нанесли события 11 сентября. После террористического акта против США и обвинения американским правительством ряда стран в пособничестве терроризму и отмывании денег репутации компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, был нанесен практически непоправимый удар. Большинство кредитно-финансовых организаций попросту отказываются работать с компаниями, зарегистрированными на Багамских, Сейшельских остовах или на Кипре. Более того, борьба с отмыванием денег иногда приводит к серьезным политическим последствиям. Например, после того, как республика Науру не выполнила запрос правительства России раскрыть информацию о том, кому принадлежат банковские счета в Науру, власти США обвинили Науру в том, что более чем 400 банков Науру отмывают миллиарды долларов, принадлежащих преступным организациям. Все это привело к тому, что президент Науру был снят с должности президента по решению парламента республики.

При этом отношение к компаниям, зарегистрированным в тех оффшорных зонах, где приняты меры по борьбе с отмыванием денег, остается более или менее позитивным. Прежде всего на усиление этих мер пошли страны Европейского Союза. Недавно был разработан новый закон в сфере борьбы с отмыванием денег, согласие по которому было достигнуто среди 15 членов ЕЭС. Сейчас это предложение ожидает согласия Европейского Парламента и позднее Совета Министров ЕЭС.

До недавнего времени законодательство против отмывания денег касалось только компаний, работающих в финансовом секторе, которые обязаны сообщать властям о подозрительных операциях своих клиентов. Но с принятием нового законодательства бухгалтеры, торговцы недвижимостью, юристы и адвокаты обязаны будут ставить власти в известность о тех из своих клиентов, которых они подозревают в отмывании денег.

Совет и Комиссия ЕЭС надеются, что это компромиссное предложение получит поддержку в Европейском Парламенте. В настоящее время переговоры между Парламентом и Комиссией происходят в Комитете. Данное предложение основывается на законах Англии, имеющей самое сильное законодательство против отмывания денег в Европе.

Итоги

В последнее время активизировался вопрос о возвращении российских капиталов. Звучат предложения о легализации или финансовой амнистии средств, находящихся за рубежом. В частности, как заявил 18 июня замглавы аппарата правительства РФ А. Волин, в российское правительство поступают предложения, направленные на проведение легализации доходов российских граждан, размещенных на зарубежных счетах. По его словам, «эти предложения внимательно анализируются, хотя сейчас нельзя говорить о едином, финальном проекте либерализации законодательства в этой сфере». Правительство намерено учитывать опыт легализации доходов в Италии и других странах. Среди обсуждающихся правительством предложений есть выплата гражданами, владеющими средствами на иностранных счетах, 13% подоходного налога со всей хранящейся суммы, после чего 25% из оставшихся средств размещаются в российском банке, а 75% – по желанию остаются на зарубежном счете.

Однако эффективность любых административных мер в вопросе возвращения капиталов вызывает серьезные сомнения. У большинства представителей крупного бизнеса за рубежом давно существует отлаженный механизм работы с активами. Поэтому для него нет нужды предпринимать какие-либо дополнительные усилия (а тем более предлагаемые) для того, чтобы легализоваться в России. Другое дело, что после развертывания широкомасштабной борьбы с легализацией доходов подавляющее большинство представителей крупного бизнеса переведет свои оффшорные подразделения из таких регионов, пользующихся дурной репутацией, как Кипр и Черногория, в те регионы, где уже приняты законы по борьбе с отмыванием денег, например в Великобританию.

Для возвращения же капиталов необходимы создание в стране привлекательных условий, улучшение инвестиционного климата, структурные реформы, улучшение администрирования всей государственной системы и нейтрализация коррупционных факторов в экономике. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в привлечении иностранных инвестиций, которые сами потекут в российскую экономику.

Говорить о серьезном улучшении инвестиционного климата пока сложно, так как прямые инвестиции в страну снижаются (по итогам I квартала – на 23,8%, по данным Госкомстата РФ) и в целом общий уровень иностранных инвестиций остается на низком уровне ($34,4 млрд). Однако есть и позитивные моменты: с начала года в России практически выравнялись отток и приток капитала. В частности, по итогам I квартала инвестиции в Россию увеличились на 39,4%, а инвестиции за рубеж – на 40,7%.


Другие материалы по теме: