Нужен ли России налог на недвижимость

После 2003 г. в России может быть введен налог на недвижимость.

20 июля 1997 г. вышел ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери». Согласно закону эксперимент по налогообложению недвижимости в Новгороде и Твери проводится с 1997 по 2003 г. С момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица поэтапно освобождались от уплаты налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц, за исключением земельного налога и налога на транспортные средства, предусмотренных Законом «О налогах на имущество физических лиц». Порядок перевода отдельных категорий юридических и физических лиц на уплату налога на недвижимость определялся органами местного самоуправления Новгорода и Твери. Ставки налога на недвижимость устанавливались представительными органами власти городов в следующих пределах: по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям – не более 0,5% оценки их рыночной стоимости; по объектам недвижимого имущества, используемого для промышленного производства, – не более 2% их рыночной стоимости; по иным объектам – не более 5% их рыночной стоимости. Целью данного эксперимента послужило исследование последствий объединения земельного налога и налога на имущество в единый налог на недвижимость. В целом же по России дифференцированного налога на недвижимость на сегодняшний момент нет, хотя в большинстве государств он присутствует.

В России

Как говорится, выше дифференцированного налога на недвижимость в целом по России на сегодняшний момент нет. Его роль играют налог на имущество и земельный налог. Налог на имущество подразделяется на налог на имущество физических и юридических лиц.

Налог на имущество предприятий. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в бюджет республики в составе Российской Федерации, бюджеты края, области, бюджет автономной области, бюджет автономного округа, бюджет района или бюджет города по месту нахождения предприятия.

Налог на имущество физических лиц в части недвижимого имущества (строения, помещения и сооружения) устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах:

В целом на современном этапе налог на недвижимое имущество существует приблизительно в 130 странах, но значимость его различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют от 1 до 3% от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х в США эта цифра составляла около 9,15%, Австралии – 4,63%, Великобритании – 10,43%, Германии – 1,06%, Дании – 1,85%, Испании – 0,21%, Канаде – 8,16 %, Нидерландах – 1,81%, Франции – 2,17%, Швейцарии – 0,46%, Швеции – 0,89%, Японии – 5,7%. Поскольку в подавляющем большинстве зарубежных стран данный налог является местным, поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. К примеру, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90% местного бюджета, в США – до 75%, (в Нью-Йорке – 40% собственных доходов бюджета), Канаде – до 80%.



В мире

В Канаде единый налог на недвижимое имущество (real estate tax) существует во всех провинциях, обычно на местном уровне, и в целом основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки различаются в зависимости от вида имущества и в различных административно-территориальных единицах. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. По общему правилу, местные налоги на недвижимость могут служить основой вычетов для целей подоходного налога. Однако налоги на имущество, выплачиваемые на незастроенные земли, могут быть основой вычетов только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого ограничения существует для компаний, чей основной бизнес заключается в сдаче в аренду, найме, продаже или застройке недвижимого имущества. Ограничения также применяются к возможности вычетов на основе местных налогов на имущество, появившееся в результате постройки, реставрации или перестройки здания.

В Великобритании органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость (universal business rate – UBR). Налогооблагаемая база в данном случае – предполагаемая сумма годовой арендной платы. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний. Налоговые ставки для UBR на 31 марта 1999 составляли : если годовая арендная плата была не более 15.000 фунтов, ставка составляла 46.5%, более 15.000 – 47.4%; для Уэльса ставки составляли 42% и 42.9% и граничная сумма была равна 10.000, а не 15.000 фунтов; в Шотландии и Северной Ирландии применялись другие системы

В Германии налог на недвижимость (Grundsteuer) налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет). Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98% до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний и налога на предпринимателей, для физических – налог может служить основой вычетов только для целей подоходного налога, если собственность используется в коммерческих целях или является источником дохода, к примеру сдается в аренду. От уплаты налога освобождены государственные предприятия, религиозные учреждения. Застроенные территории в пяти новых землях (Lander) могут иметь меньшую стоимость в случаях, если они арендуются как жилье или используются для проживания. Не начисляется налог на недвижимость на жилища, построенные после 31 декабря 1981 и до 1 января 1992 в течение 10 календарных лет после даты постройки

В США не существует единого налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах (США) либо на уровне штатов, либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. Пример: в городе Уинтон (штат Иллинойс, США) – налогооблагаемая база равна 1/3 рыночной стоимости, владелец получает раз в 4 года письмо с уточненной оценкой его собственности. Ставка налога на имущество составляла в 1991-1992 гг. 6,75%. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%. Налог поступает в бюджеты графства, города, школьных и парковых округов. В двух штатах США освобождение от уплаты налога предоставляется по новостройкам в течение нескольких лет.

Во Франции есть три различных налога: налог на имущество – застроенные и незастроенные участки и налог на жилье. Налог на имущество (taxe fonci&eagrave;re) и налог на жилье (taxe d'habitation) – это различные виды налогов, и они могут налагаться одновременно. Таким образом, на собственника жилья могут налагаться оба налога.

Налог на застроенные участки применяется к зданиям, расположенным во Франции, и исчисляется путем применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром (cadastre). От уплаты этого налога освобождаются: государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки (в основном находящиеся в частной собственности земельные и лесные участки) исчисляется путем умножения 80 % стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности, и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье (taxe d'habitation) – это местный налог, выплачиваемый ежегодно любым лицом, проживающим в жилом помещении 1 января каждого года. Налог исчисляется путем умножения стоимости условной арендной платы жилья, определенного местным земельным реестром (cadastre) на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. Различные льготы предоставляются в зависимости от семейного положения налогоплательщика, от налога на жилье могут быть освобождены полностью или частично малообеспеченные лица в части их основного места проживания.

Во всех случаях местные власти планируют ставку налога исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.

Выводы

С одной стороны, налог на недвижимость может стать одним из регуляторов макроэкономики, а также стимулом более эффективно использовать располагаемую субъектами экономической деятельности территорию. Более того, налог на недвижимость может послужить дополнительным источником пополнения бюджета. В том случае, если будет утверждена прогрессивная ставка этого налога для физических лиц, он может послужить даже своеобразным социальным стабилизатором.

С другой стороны, сегодня российские граждане выплачивают в бюджет слишком значительную часть своих доходов. По мировым исследованиям предпринимательской свободы Россия является одной из стран, где очень велико налоговое бремя, несмотря на низкие ставки подоходного налога и налога на прибыль. Дело в том, что исследования учитывают все виды платежей и сборов – от налогов, идущих в федеральный бюджет, до местных и лицензионных сборов. С этой точки зрения, введение налога на недвижимость станет еще одним очередным препятствием на пути развития бизнеса.

Налоговый эксперимент, который закончится в 2003 г., даст понять, нужен ли в России дифференцированный налог на недвижимость. Введение налога на недвижимость потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд законов РФ, регулирующих налогообложение. По всей видимости, если налог будет принят, то он заменит существующие на данный момент налоги на имущество предприятий и физических лиц и земельный налог.


Другие материалы по теме: