Бюджетное послание на 2003 год губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя Законодательному собранию

18 июля 2002 (12:40)

Уважаемые депутаты палат Законодательного Собрания!

Уважаемые члены Правительства Свердловской области!

Уважаемые главы муниципальных образований и руководители представительных органов местного самоуправления!

Сегодня мы вместе приступаем к очередному этапу бюджетного процесса 2003 года. Этот процесс всегда идет непросто. И это понятно и объяснимо. Бюджетный процесс требует тщательной, взвешенной позиции, многочисленных согласований, поиска консенсуса по самым противоречивым интересам. Отсюда и высокая ответственность каждого из нас.

Однако, несмотря на все трудности, которые встречаются на пути принятия бюджета области на будущий год, нам всегда удавалось завершить его успешно. И это происходит всякий раз потому, что мы в бюджетной и налоговой политике руководствуемся принципами:

– законности;

– справедливого разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

– точностью планирования доходов и расходов;

– сбалансированностью бюджетов.

Эти принципы ясны и понятны. Но часто я сам себе задаю очень простой вопрос: насколько они реализуются в масштабах страны? Увы, ответ малоутешительный. Ответственно заявляю сегодня, что принципы, которые я перечислил, не соблюдаются в межбюджетных отношениях Центра и регионов. Вот уже который год планирование расходов федерального бюджета идет с учетом всех потребностей. К примеру: расходы на рост заработной платы работникам бюджетной сферы федеральных учреждений планируются в полном объеме. Нам же даются рекомендации изыскивать средства на рост заработной платы из своих доходов. Но что мы можем изыскать, если ежегодно целенаправленно наши доходные источники у нас же и отбирают. Только в 2002 году нам потребуется дополнительно к 2001 году на повышение заработной платы изыскать около 7 миллиардов рублей.

Таким образом, налицо явное нарушение важнейшего принципа законности, который гласит: кто принял финансовое решение – тот и должен в полном объеме компенсировать предполагаемые этим решением расходы.

Мы такого в отношениях с местными бюджетами не допускаем.

Говоря о принципах нашей бюджетной политики, не могу обойти вниманием и такой острый вопрос, как справедливое распределение доходов между уровнями бюджетов. Это справедливое распределение выражено известной формулой, закрепленной в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, которая звучит: 50% на 50. То есть из ста процентов собранных налоговых средств в субъекте Федерации, 50 – остаются в распоряжении субъекта, а 50 – отправляются в Центр. Но даже эта формула, которая по большому счету нас, представителей регионов России, особенно регионов-доноров, также не устраивает, на деле не действует. Второй год подряд позиция, закрепленная в Бюджетном Кодексе РФ, в одностороннем порядке приостанавливается.

Бесспорно, вопрос распределения доходов по уровням бюджетов актуален и на областном уровне. Мы тоже по этому острому вопросу вели бурные дискуссии. Однако хочу сразу сказать: соотношение областного и местных бюджетов будет не менее 55 на 45 в пользу городов и районов.

Следующим важнейшим правилом бюджетной политики является точность планирования и сбалансированность доходов и расходов. На федеральном уровне для регионов учитывается всего восемь видов расходов. А их всего 30! Спрашивается, что нам делать с оставшимися 22-мя? Закрыть глаза, сделать вид, что их нет, – мы, понятно, не можем. Отсюда рушится вся сбалансированность, приходится производить некое «выравнивание» по видам расходов, и на свет появляются цифры, не имеющее никакого отношения к реальной жизни. Вот и получается, что мы сами себя и обманываем.

В свою очередь, в нашей области принцип сбалансированности доходов и расходов при расчете межбюджетных отношений мы ставим во главу угла, и, замечу, неукоснительно его соблюдаем. В последнее время расчетные доходы местных бюджетов перевыполняются. Первое полугодие этого года не исключение: уровень выполнения городских и районных бюджетов – 52 процента.

Естественно, устойчивость бюджетной политики напрямую зависит от стабильности налоговой политики. В этой связи целиком и полностью поддерживаю позицию депутатского корпуса о стабильных нормативах отчисления регулирующих налогов в местные бюджеты и их закреплении не менее чем на 3 года. Но возможно ли в наших условиях, когда налоговое законодательство постоянно меняется, соблюсти этот важнейший принцип? Не говоря уже о прошлом, замечу, что только в этом году налоговое законодательство трижды изменялось. Вот почему мне пришлось внести на ваше рассмотрение новую редакцию Бюджетного послания, в которой под самый, что называется, «занавес», общие расходы областного бюджета уменьшились на 1 млрд. 200 млн. рублей земельного налога, передаваемого теперь в целевой дорожный фонд. А это значит, что мы опять где-то должны найти дополнительные доходные источники, что автоматически коснется нормативов отчислений.

Уважаемые участники совместного заседания Палат!

Главной задачей бюджетной и налоговой политики на 2003 год является укрепление финансовой основы для достижения общих стратегических целей Свердловской области, определенных в Концепции «Сбережение народонаселения Свердловской области» и Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Надеюсь, что депутаты эти цели поддерживают.

Подробно цели и задачи изложены в тексте Бюджетного послания, которое у вас имеется. Поэтому подчеркну лишь основные моменты.

Первое. Консолидированный бюджет области с федеральными субсидиями должен быть не менее 40 млрд. рублей.

Второе. Необходимо обеспечить рост заработной платы в 1,3 раза с 1 октября 2003 года, как предусматривается федеральным законодательством.

Третье. Мы предлагаем сохранить оплату жилищно-коммунальных расходов населением на уровне 80 процентов. С учетом принятой на федеральном уровне 100-процентной оплаты населением, прошу депутатов максимально соблюсти принцип 80:20 при обсуждении бюджета. Дело в том, что нынешний уровень жизни людей в области ещё не позволяет переложить всё бремя жилищно-коммунальной реформы на жителей.

Четвертое. В сметах затрат бюджетных организаций расходы на электро- теплоносители предлагаю увеличить в 1,3 раза. Давайте это тоже тщательно обсудим.

Пятое. Доходы бюджетов предлагается формировать исходя из начисленных платежей в 2001 году (кроме налога на прибыль), приведенных к 2003 году. Расходы – на базе бюджетных назначений 2002 года с учетом вышеперечисленных коэффициентов.



Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений с федеральным Центром, то, по моему глубокому убеждению, они должны строиться на принципах оптимальной сбалансированности, настоящего, справедливого бюджетного федерализма, на основе государственных социальных стандартов. Для этого, безусловно, необходимо безотлагательное принятие федерального закона о межбюджетных отношениях.

Свердловская область активно ведет эту работу, на всех уровнях мы с аргументами в руках доказываем, что без бюджетного федерализма не может быть у России движения вперед. И эту работу по совершенствованию методики бюджетного регулирования: сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, законодательному разграничению расходных полномочий по уровням бюджетной системы, выделению бюджетам субъектов Федерации средств, направляемых на реализацию Программы по реформированию ЖКХ, в части погашения просроченной кредиторской задолженности, – буду вместе с правительством области всячески продолжать. Уверен, что депутаты областного Законодательного Собрания поддержат нас в этой работе, взаимодействуя на своем уровне с законодателями Российской Федерации.

Что касается системы межбюджетных отношений в Свердловской области, то она по-прежнему будет базироваться на принципах равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Величина фонда финансовой поддержки муниципальных образований в 2003 году прогнозируется около 3 млрд. рублей. Нельзя допускать применения для отдельных муниципальных образований особого порядка формирования доходов или особых условий предоставления финансовой помощи.

Нормативы отчислений, передаваемых бюджетам муниципальных образований-реципиентов областных доходов, предлагается установить по налогу на прибыль организаций в размере 100 процентов, по налогу на доходы физических лиц – не менее 85 процентов. Для территорий-доноров предполагается увеличить прочие расходы в 1,5 раза по сравнению с территориями, которые находятся на дотации.

Единые принципы и подходы, стабильное разграничение и закрепление доходных источников должны обеспечить заинтересованность, как органов государственной власти области, так и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала городов и районов.

Обращаю внимание на недопущение роста государственных и муниципальных расходов темпами, опережающими рост экономики.

В будущем году предусматривается продолжить практику заключения Правительством Свердловской области соглашений с органами местного самоуправления об оздоровлении местных финансов, на основании которых будет производиться выделение бюджетных ссуд бюджетам муниципальных образований для покрытия кассовых разрывов на финансирование текущих расходов местных бюджетов. Правда, следует предупредить, что ссуды будем выделять только в том случае, если при планировании бюджетов муниципальных образований будут соблюдены пропорции, заложенные в бюджете.

Особо следует сказать о резервах налоговых поступлений. Они, эти резервы, в области есть. Надо просто максимально расширить налоговую базу и активизировать работу в этом направлении с хозяйствующими субъектами.

В конце 2001 года мы реструктуризировали задолженность организаций по платежам в областной бюджет на сумму более 1 млрд. рублей. Сейчас заканчиваем реструктуризировать долги в дорожный фонд. Уже принято решений на сумму около 2,5 млрд. рублей. Это реальная финансовая помощь предприятиям.

Но, оказывая такую помощь, мы справедливо считаем, что наша политика не может быть «улицей с односторонним движением». Ожидаемое нами активное движение навстречу подразумевает мощную отдачу со стороны предприятий. Экономический потенциал Свердловской области гораздо выше, чем фактические налоговые платежи и названные 40 млрд. рублей доходов. Это та минимальная граница сборов, на которую следует ориентироваться. В связи с этим ставлю следующие задачи:

Во-первых, поручаю Правительству области по итогам первого полугодия 2002 года провести анализ соответствия объемов производства в действующих ценах и сумм уплаченных налогов. Получив конкретные результаты, необходимо разработать и утвердить план организационных мероприятий по устранению выявленных недостатков. А то, что недостатки имеются, видно невооруженным глазом.

Во-вторых, обращаюсь к промышленникам и предпринимателям: 2003 год должен стать годом прекращения работы по давальческой и всевозможным другим «хитрым» схемам, которые в свое время были сконструированы лишь для одного – ухода от уплаты налогов в полном объеме. Давайте, наконец-то, перестанем обманывать самих себя. Надо быть патриотами Родины и области не на словах, а на деле.

В-третьих, направлением нашей политики будет дальнейшее создание вертикально интегрированных структур во всех отраслях народного хозяйства и минимизации издержек производства.

В-четвертых, по каждому доходному налоговому источнику должен быть эффективный мониторинг. Без такого учета управлять социально-экономическим развитием территорий невозможно. Требую выполнения от налоговых органов и федерального казначейства решений Совета общественной безопасности, касающихся вопросов прозрачности налоговых потоков в оперативном режиме.

Наконец, за последние годы реальный сектор нашей экономики получил значительные налоговые послабления (отменены практически все оборотные налоги, снижена ставка по налогу на прибыль), предприятия, в основном, осуществили передачу жилья и социальной сферы в муниципалитеты.

Считаю, что мы вправе требовать от собственников, хозяев предприятий соблюдения налогового законодательства, полноты уплаты налоговых платежей, справедливого распределения прибавочного продукта на инвестиции и, конечно, роста заработной платы трудящихся не менее, чем в 1,2 раза.

Не должен остаться без внимания и такой бюджетный источник как неналоговые доходы от управления областным государственным имуществом. Главная задача в этой сфере – завершение создания рациональной системы управления государственным имуществом, включая земельные участки, которая обеспечила бы оптимизацию расходов, переоценку имущества и выявление незарегистрированного имущества.

Уважаемые коллеги!

Отличительной чертой депутатского корпуса Свердловской области являются повышенное внимание и высокая требовательность к формированию структуры бюджетных расходов, приоритетное направление их на решение социальных проблем.

На первое место мы должны ставить проведение реформы ЖКХ. Именно по этим вопросам мы получаем большинство жалоб и обращений жителей нашей области.

Хотим мы того или нет, но реформировать эту сферу можно только одним путем: повысить качество жилищно-коммунальных услуг, одновременно снизив затраты на их предоставление. В противном случае бюджетные средства и доходы людей будут уходить неизвестно куда, как «вода в песок».

Напомню, что Правительство области за последние три года в порядке оказания безвозмездной финансовой помощи муниципальным образованиям практически погасило кредиторскую задолженность по расходам на жилищно-коммунальные услуги, образовавшуюся на начало 1999 года, израсходовав на это 1,6 млрд. рублей. Цифра огромная. Скажу, что этих денег нам хватило бы на то, чтобы практически полностью ликвидировать все аварийное жилье в Свердловской области. Трагедия состоит в том, что кредиторская задолженность муниципальных унитарных предприятий никуда не исчезла. Более того, она образовалась вновь и в большем объеме. Вот какую высокую цену мы платим за свою медлительность и неповоротливость.

В решении этого вопроса надеюсь на инициативу и жду активных действий от глав муниципальных образований. Ведь именно они должны провести детальный анализ деятельности жилищно-коммунальных служб муниципальных предприятий, выявить причины роста кредиторской задолженности и ликвидировать ее, выработать меры по сокращению затрат, стремясь обеспечить сбалансированность доходов и расходов.

Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области необходимо определить порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности по жилищно-коммунальному хозяйству за 1999-2001 годы, а также создать комиссию для рассмотрения представленных документов и определения объемов кредиторской задолженности.

По итогам работы надо будет рассмотреть вопрос об источниках погашения кредиторской задолженности. Затем на заседаниях палат Законодательного Собрания области предстоит решить вопрос, связанный с изысканием источников погашения кредиторской задолженности, как из областного, так и местных бюджетов.

Думаю, что волокита и пустые бесконечные дискуссии здесь больше недопустимы. В апреле текущего года мной было поручено Правительству области в течение шести месяцев разработать комплекс организационных мероприятий по оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства в каждом муниципальном образовании. Такая работа сейчас ведется и её результаты мы обсудим в самое ближайшее время.

Уважаемые участники заседания!

Как и в предыдущие годы, более половины бюджетных расходов необходимо направить на социальные нужды. Заложенные в проектировках консолидированного бюджета области на 2003 год расходы на социальную политику (без учета федеральных средств на законы социальной направленности) превышают запланированные расходы на текущий год почти на четверть.

Законом Свердловской области «Об областном бюджете на 2003 год» должны быть закреплены финансовые обязательства по осуществлению расходов на бесплатные медикаменты, детское питание, обязательное медицинское страхование неработающего населения, реализацию законов социальной направленности. При этом следует иметь в виду и тщательно проанализировать, к чему могут привести намерения Правительства России перевести бюджетные учреждения на финансирование по государственному заказу.

Бюджет 2003 года снова должен быть бездефицитным. Количественная оценка доходов бюджета в 40 млрд. рублей базируется на прогнозируемой величине доходной части сводного финансового баланса в объеме 134-136 млрд. рублей и основных прогнозных показателях развития экономики.

Остановлюсь на основных из них. В 2003 году прогнозируются темпы роста промышленного производства на уровне 105-107 процентов. Активность в инвестиционной деятельности возрастет на 9,5 процентов.

Мы рассчитываем увеличить прибыльность экономики на 4-6 процентов, на 6-8 процентов прирастет объем оборота розничной торговли.

Устойчивый рост экономики позволит более успешно решать задачи социального характера, реальные денежные доходы населения должны увеличиться на 5-6 процентов.

Как видите, все основные показатели социально-экономического развития прогнозируются с устойчивой положительной динамикой. И наша с вами задача – обеспечить выполнение этих параметров.

Скажу откровенно, несмотря на определенную критику, мы вновь устанавливаем себе весьма высокую планку. Это касается как темпов экономического роста, так и параметров бюджета. Оправданно ли это? Уверен, что это оправдано. На протяжении последних лет мы не только ставили перед собой максимальные задачи и, казалось бы, недоступные вершины, но и системно, с прицелом на перспективу, работали над повышением деловой активности, оживлением инвестиционной деятельности, рациональным расходованием бюджетных средств. Высокие показатели социально-экономического развития области, часто превышающие уровень общероссийских, являются ярким тому подтверждением. Только амбициозные цели, и мы тут целиком и полностью поддерживаем Президента Российской Федерации В.В.Путина, позволят сконцентрировать усилия на эффективном использовании бюджетных и инвестиционных средств на благо людей и экономики.

Для реализации бюджетной налоговой политики нам предстоит провести ряд нововведений в областное законодательство до конца текущего года с тем, чтобы ввести их в действие с 1 января 2003 года.

Во-первых, следует принять закон о введении транспортного налога на территории области, установить конкретные ставки налога, определить порядок и сроки уплаты, форму отчетности. Необходимость введения этого налога, думаю, всем очевидна.

Во-вторых, необходимо определиться с введением специального налогового режима для сельскохозяйственных предприятий. Предлагается установить единый сельскохозяйственный налог для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей при условии, что доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельхозугодьях, в общей выручке составила за прошедший год не менее 70 процентов.

В целях активизации развития малого бизнеса предстоит внести изменения в систему уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Следует внимательно продумать стимулирующую сторону нашей налоговой политики. Думаю, вы меня поддержите, и мы пролонгируем действующее у нас в области законодательство по льготному налогообложению организаций и физических лиц.

В частности, по налогу на имущество предприятий предлагается сохранить пониженные ставки налога для предприятий ЖКХ и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, в том числе метро. Не следует облагать в части, зачисляемой в областной бюджет, имущество предприятий потребительской кооперации, машинно-технологических станций, редакций средств массовой информации и телерадиовещательных компаний, а также специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты.

Желательно освободить от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет, земли строящихся объектов предприятий горнодобывающей отрасли, протезно-ортопедические организации; лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, пенсионеров, имеющих звание ветерана в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», другие категории.

По плате за пользование водными объектами следует сохранить пониженные ставки для плательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения.

На 2003 год полагаю целесообразным в областном законодательстве ввести меры стимулирования инвестиционной деятельности. Мы будем настаивать на восстановлении подобных льгот и на федеральном уровне.

В обязательном порядке будет оказываться государственная поддержка инновационной деятельности, а также сельским товаропроизводителям в форме селективной поддержки агропромышленного комплекса для закупки современной техники, элитных семян и прогрессивных технологий на условиях лизинга.

Представляется целесообразным путем предоставления налоговых льгот стимулировать деятельность по сбору и переработке дикорастущих трав, древесных смол, ягод и грибов, малое предпринимательство.

Важным средством реализации бюджетной и налоговой политики является учет и контроль с применением самых современных средств автоматизации. Поручаю Правительству области совместно с налоговыми органами разработать программу персонифицированного учета и автоматизации анализа налоговых и иных доходов.

Мы должны продолжить переход на казначейское исполнение бюджета, в том числе дотационных территорий. Это упростит механизм расходования средств, обеспечит объективное и более равномерное исполнение статей бюджета.

Уважаемые депутаты!

В составе областного бюджета на 2003 год должно быть предусмотрено финансирование расходов по линии государственных целевых программ Свердловской области. Причем, средства на эти цели ни в коей мере нельзя сокращать.

Приоритетными задачами для программно-целевого планирования в 2003 году являются:

– расширение строительства жилья и материальной базы учреждений социальной сферы;

– развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, патриотическое воспитание граждан;

– осуществление адресной социальной поддержки населения, решение проблем молодежи, материнства и детства;

– развитие газификации и автомобильных дорог;

– поддержка малого предпринимательства;

– энергосбережение, рациональное использование природных ресурсов.

Нам крайне важно наращивать темпы жилищного строительства, в том числе для переселения жителей из ветхого и аварийного жилья. В областной государственной целевой программе «Строительство жилья, развитие газификации и социальной инфраструктуры на 2003 год» предусматривается ввести больше, чем в текущем году: жилья – в 1,3 раза, школ – в 5 раз, газовых сетей – в 1,4 раза.

На реализацию Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года» нацелены областные программы «Развитие здравоохранения Свердловской области», «Дети Среднего Урала», «Развитие учреждений социальной поддержки населения Свердловской области», «Развитие образования Свердловской области», «Государственной поддержки депрессивных муниципальных образований».

Один миллиард рублей, без учета программ, финансируемых из целевых бюджетных фондов – это тот минимум, который я прошу вас, уважаемые депутаты, выделить на финансирование областных государственных целевых программ.

Часть из них в виде проектов областных законов Правительство области вносит на ваше утверждение. Надеюсь на взаимопонимание и поддержку при их рассмотрении.

Мы не должны отказываться и от программно-целевого подхода в развитии реального сектора экономики. Считаю, что появившиеся юридические препоны в этих вопросах носят временный характер, юристы и экономисты выработают общие разумные подходы и инвестиционные программы развития важнейших отраслей хозяйственного комплекса области, как и прежде, займут достойное место в нашей практике.



Уважаемые депутаты!

В заключение несколько слов о необходимости среднесрочного планирования бюджетных проектировок, которые впоследствии должны лечь в основу ежегодного формирования бюджета на очередной финансовый год. Среднесрочное планирование позволит создать условия стабильности и предсказуемости как в межбюджетных отношениях, так и в определении финансовых ресурсов по финансированию расходов областного бюджета.

В настоящее время нами сделаны первые шаги в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. Речь идет о Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года.

Стратегия развития области, предусмотренная в Схеме, предполагает интенсивный путь развития экономики области на основе активизации инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства и производительности труда. При реализации этого сценария рост валового регионального продукта к 2015 году составит 2,3-2,8 раза, продукции промышленности – 2,3-2,8 раза, инвестиций в основной капитал 3-4 раза; реальные располагаемые доходы населения вырастут в 3-3,5 раза, бюджетные ресурсы увеличатся в 2-2,5 раза.

Обозначенные рубежи должны быть использованы Правительством области при разработке перспективных финансовых планов.



Итак, вы ознакомились с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2003 год, изложенными в Бюджетном послании Губернатора области. Возможно, некоторые из вас хотели бы их дополнить или уточнить. Думаю, в процессе работы над областным бюджетом, в ходе законотворческой деятельности вам удастся реализовать свои идеи и намерения в полной мере.

Убежден, поставленные задачи будут успешно решены, если отношения между исполнительными и законодательными органами власти области, руководителями хозяйствующих субъектов будут строиться на принципах открытого диалога, развиваться в рамках равноправного партнерства, исходить из строгой ответственности за принятые обязательства, опираться на обязательное соблюдение принимаемых законов.

2003-й год будет непростым. Впрочем, простых лет у нас с вами и не было. Но мы всегда с честью выходили из самых сложных ситуаций и, уверен, успешно справимся и с текущими, и с перспективными задачами. Моя уверенность основана на том, что мы – едины, что наши цели и задачи определены: сделать все возможное, чтобы жители Свердловской области жили лучше, а экономика Среднего Урала крепла и поднималась. В органы государственной власти и местного самоуправления мы выбраны жителями Свердловской области. Люди нам доверили власть и ждут от нас конкретных результатов. Давайте об этом будем помнить всегда.

Спасибо за внимание!


Другие материалы по теме: