Сырьевое сотрудничество

В последнее время активно обсуждается проблема обеспечения металлургической промышленности сырьем, и все чаще в качестве примера приводится сотрудничество Богословского алюминиевого завода и ОАО «Севуралбокситруда».

Для уральских предприятий алюминиевой промышленности все большее значение приобретают вопросы обеспечения сырьем. Компания СУАЛ-Холдинг, в которую входят предприятия алюминиевой отрасли, расположенные в Свердловской области, занимается в последнее время активным развитием сырьевой базы. Тем не менее, наряду с осуществлением проекта по добыче бокситов в республике Коми, СУАЛ-Холдинг не собирается отказываться от существующих источников сырья. Проект «Боксит Тимана», несомненно, является очень масштабным и потребует больших инвестиций. Можно предположить, что даже после сдачи Тиманского месторождения в эксплуатацию достичь максимальных объемов добычи бокситов в кратчайшие сроки вряд ли удастся. Кроме того, уральские предприятия постоянно наращивают объемы производства алюминия, и в этом свете вполне вероятно, что ныне действующий Североуральский бокситовый рудник сможет сохранить стабильный объем добычи.

Как все начиналось

Первой сырьевой базой советской алюминиевой промышленности стали тихвинские красные и белые глины с содержанием глинозема около 50%. Их изучение было начато в 1923 г. Позднее было принято решение о строительстве на их базе первого алюминиевого завода. В 1933 г. Волховский алюминиевый завод достиг проектной мощности. А в 30-х годах удалось открыт Североуральский бокситоносный район.

Техник-геолог Н.А.Каржавин с подачи участкового геолога Покровского рудника А.К.Бруштейна проанализировал химические анализы образцов руд из отвалов бывшего Петропавловского завода и Покровского рудника. Обнаруженные места выходов «красного камня» у старых шурфов близ села Петропавловского позволили окончательно определить, что открыто новое месторождение. Его назвали «Красной Шапочкой». Позднее в этом районе были открыты Кальинское, Черемуховское и другие месторождения. С 1934 г. началась их разработка, был создан Североуральский бокситовый рудник, а с ним и поселок Субровский. В 1944 г. поселки Субровский и Петропавловский были преобразованы в город Североуральск.

Вокруг города расположены шахтерские поселки, выросшие на добыче бокситов (Калья, Черемухово, 3-й Северный). В 30-е годы североуральские бокситы лежали практически на поверхности. Поэтому, имея доступные бокситы, а также получив удачный опыт работы связки тихвинское сырье – Волховский алюминиевый завод, Совет Народных Комиссаров решил создать подобную связку на Урале – начать строительство алюминиевого завода на базе североуральского рудника. Первоначально завод предполагали строить в непосредственной близости от рудников в Североуральске, но в конечном итоге его разместили в Краснотурьинске и в 1945 г. Богословский алюминиевый завод вступил в строй. СУБР стал основной сырьевой базой краснотурьинских алюминщиков. Это предопределило как производственные, так и социальные связи коллективов двух предприятий. Развитие БАЗа требовало и увеличения добычи бокситов. Если к концу 40-х годов на заводе производилось 24,8 тыс. т глинозема и 11,3 тыс. т алюминия, то к 1962 г. эти цифры увеличились до 607,67 тыс. т и 133,9 тыс. т соответственно, а в 1987 производство глинозема и алюминия составляло соответственно 1046 тыс. т и 154,4 тыс. т.

Параллельно развивается СУБР: сначала здесь были построены шахты с наклонными стволами, а затем пробиты вертикальные стволы и начали действовать по сути пять новых шахт, которые позволяли добывать бокситы с большой глубины.

Точки роста

В рамках СУАЛ-Холдинга в ближайшее время намечаются значительные изменения в структуре баланса добычи бокситов. С одной стороны, в ОАО «Севуралбокситруда» ожидается выбытие из эксплуатации шахт 15 – 15 бис и 16 – 16 бис соответственно в 2003 и 2004 гг. по причине доработки балансовых запасов руды, с другой стороны, ОАО «Боксит Тимана» наращивает свою производственную мощность, и уже к 2003 г. уровень добычи руды достигнет проектного 2500 тыс. т в год. Кроме того, очевидно, что в ближайшее время произойдет прекращение отгрузки руды с ЮУБРа. В этой ситуации с новой остротой встал вопрос о необходимости и экономической целесообразности ввода в эксплуатацию шахты «Ново-Кальинская». И здесь сотрудничество СУБРа и БАЗа проявилось в полной мере. Строился этот объект с 1970 г.

После развала СССР и прекращения централизованного финансирования капитального строительства с 1993 г. работы были фактически прекращены. Однако с июня 1999 г. строительство объектов шахтной поверхности было разморожено. Финансирование процесса осуществил Богословский алюминиевый завод. Всего с начала строительства к середине 2001 г. в строительство было вложено $29,6 млн. Причем решение по достройке шахты было всесторонне рассмотрено специалистами, которые учитывали многие социально-экономические показатели. Результаты на стадии производства товарной руды показали, что себестоимость добычи боксита на СУБРе в случае достройки «Ново-Кальинской» на период 2001-2010 гг. ниже на $5-7 за тонну, чем в среднем по СУБРу. Для более глубокой оценки такие же расчеты были произведены и применительно к производству глинозема на Богословском алюминиевом заводе. Они показали, что если Ново-Кальинскую шахту вновь заморозить, то даже с учетом тиманских и южно-уральских бокситов у завода образуется дефицит сырья в объеме 375 тыс. т. Таким образом, освоение Средне-Тиманского месторождения никак не отразится на работе акционерного общества «Севуралбокситруда», которое в последние годы стабильно работает.

Железная дорога на Тиман решает одну из важнейших задач развития алюминиевого комплекса России: укрепляет собственную сырьевую базу отечественной промышленности, уменьшает зависимость отрасли от импорта, открывает путь не только к бокситам, но и к освоению других полезных ископаемых. Следует заметить и еще одну существенную деталь – бокситы Тимана содержат меньшее количество серы, что позволит модернизировать глиноземное и электролизное производство на уральских заводах. В частности, в реконструкцию глиноземного производства Уральского алюминиевого завода под бокситы Тимана уже вложены сотни миллионов рублей. В планах СУАЛ-Холдинга построить в республике Коми глиноземный завод, чтобы перерабатывать часть тиманских бокситов на месте. Это решение определяет сохранение связки СУБР-БАЗ еще на многие годы.

Социальный фактор

От жизнеспособности и взаимодействия двух акционерных обществ во многом зависит население г.Краснотурьинска и Североуральска. БАЗ и СУБР являются градообразующими предприятиями: формируют значительную часть бюджета муниципальных образований, обеспечивают занятость и высокий уровень жизни населения.

Новое поколение руководителей понимает, что нельзя думать только о собственном благополучии и о сиюминутной выгоде. Поэтому крупнейшие металлургические предприятия реализуют крупные социальные и благотворительные программы, заботятся о благополучии простых тружеников. К примеру, Богословский алюминиевый завод – филиал ОАО «СУАЛ» имеет девять подшефных школ, развивает жилищное строительство. Благодаря усилиям генерального директора комбината Анатолия Сысоева завод располагает уникальной системой здравоохранения, в состав которой входят многопрофильная современная поликлиника, санаторий-профилакторий. ОАО «СУБР» нисколько не отстает от своего партнера. Генеральный директор ОАО «Севуралбокситруда» Виктор Радько целенаправленно развивает систему здравоохранения на предприятии и в самом Североуральске. СУБР имеет свой санаторий-профилакторий «Серебряный меридиан», оснащенный самым современным диагностическим оборудованием, В заводском спортклубе поправляют здоровье, занимаются спортом свыше 3 тыс. человек. Причем пользоваться этими услугами может любой житель Североуральска.

Перспективы

Особенность мирового рынка алюминия – дисбаланс в размещении сырьевой базы и крупнейших потребителей: основные бокситовые месторождения расположены в Центральной Африке (около 40% мировых запасов) и Австралии, а крупнейшие производители алюминия и крупнейшие его потребители – в северном полушарии. Эта географическая особенность стала одним из факторов высокой себестоимости алюминия: себестоимость растет за счет расходов на перевозку. Советская алюминиевая промышленность изначально создавалась под растущие потребности оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, авиакосмической отрасли. Внутренний спрос обеспечивал гарантированный сбыт, а вот проблему с сырьем приходилось решать за счет импорта. «Русский алюминий» выбрал именно этот путь. В частности, начата реализация масштабного проекта разработки в Гвинее бокситового месторождения Диан-Диан в рамках недавно полученной концессии и строительства там глиноземного завода. СУАЛ, как уже говорилось, имеет собственную отечественную сырьевую базу, которая по мощностям полностью удовлетворяет потребности алюминиевого передела. Несмотря на достаточно высокую себестоимость бокситов, добываемых на Североуральском (СУБР) и Южноуральском (ЮУБР) бокситовых рудниках, интеграция в рамках СУАЛ-Холдинга придает бизнесу дополнительную устойчивость. В связи с этим ставка СУАЛ-Холдинга на развитие отечественной сырьевой базы, в том числе ОАО «Севуралбокситруда», отвечает не только национальным чаяниям России, но и дает дальнейшие перспективы для сохранения и развития производственных и кооперационных связей внутри компании.Таким образом, говорить о грядущем закрытии уральских бокситовых рудников весьма преждевременно. С определенной долей уверенности можно предположить, что как минимум в среднесрочной перспективе добыча бокситов в Уральском регионе будет продолжаться.


Другие материалы по теме: