Регистрация по-новому

С 1 июля вступил в законную силу ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц». На данный момент процедура государственной регистрации юридических лиц происходит по упрощенной системе

Вплоть до принятия 8 августа 2001 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» законодательство о государственной регистрации состояло из Гражданского кодекса РФ и большого количества иных нормативно-правовых актов, нередко противоречащих друг другу. Отсутствовала единая система законодательства, определяющая порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц. До введения в действие ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», то есть до 1 июля 2002 г., процедура регистрации юридических лиц являлась сложной и запутанной, препятствовала быстрому и эффективному созданию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивала интересы развития рынка. Причинами этого являлись отсутствие единого государственного реестра, а также множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Не было единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации, почтовом адресе. Отсутствовал четкий перечень конкретных оснований отказа в регистрации, нормальное регулирование последствий признания регистрации недействительной, единый подход к вопросам платы за услуги по регистрации. Трудности при создании юридического лица прежде всего возникали по причине того, что основной пакет законодательных актов, регулирующих процедуру регистрации, был принят до вступления в силу главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации – «Юридические лица».

С 1 июля

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.

Единый реестр юридических лиц. Законом определен порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц – он содержит данные об образованных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах. Реестр представляет собой единый банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет единства принципов, методов и форм его ведения. Закон устанавливает исчерпывающий перечень данных, содержащихся в реестре, и закрепляет положение о том, что все эти данные являются открытыми для всеобщего ознакомления, за исключением паспортных данных и идентификационных номеров налогоплательщиков – физических лиц. Пунктом 4 статьи 5 Закона предусмотрена обязанность юридического лица сообщать регистрирующему органу в трехдневный срок обо всех изменениях вышеперечисленных сведений, включаемых в государственный реестр. Указанная обязанность не относится только к сведениям о лицензиях, поскольку эти сведения будут представляться лицензирующими органами в пятидневный срок с момента выдачи лицензий.

Порядок регистрации. Закон подробно регламентирует порядок регистрации. В нем определены сроки и место регистрации, порядок представления документов при регистрации. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц могут устанавливаться федеральными законами. Одним из новшеств Закона является то, что подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена. Нотариальное удостоверение документов, представляемых на регистрацию, будет требоваться только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Здесь следует сделать упоминание о том, что в проекте рассматриваемого Закона было предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение всех подписей физических лиц на документах, представляемых на регистрацию. Однако это положение затруднило бы регистрацию для заявителя, поэтому обязательное нотариальное удостоверение подписи было оставлено законодателем только для заявителя.

Единое толкование места нахождения юридического лица. Особо следует остановиться на месте нахождения юридического лица, толкование которого порождало много споров. Настоящий Закон не стал трактовать место нахождения юридического лица, Законодатель сделал проще. В статье 13 Закона установлено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. То есть законодатель пошел по пути, предложенному Высшим Арбитражным судом РФ, который трактовал место нахождения юридического лица как место нахождения его органов. Теперь складывается логичная правовая ситуация. Гражданский кодекс РФ определяет в ст. 54, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не предусмотрено иное. Итак, место нахождения юридического лица согласно ГК РФ определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Уменьшенный срок регистрации. Согласно новому Закону, регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня предоставления документов регистрирующему органу по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителем в заявлении о регистрации. При этом допускается возможность установления сокращенных сроков. Закон значительно упрощает процедуру представления документов по сравнению с действующей до 1 июля системой. Допускается как представление документов непосредственно заявителем, так и направление их по почте. Подробно определяются процедурные моменты, связанные с определением даты представления документов, выдачи расписки в их получении. Законом не допускается возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных им, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов. Государственная регистрация юрлиц в настоящее время осуществляется органами налоговой инспекции. Решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр. Дата, указанная на этом решении, и является датой государственной регистрации юридического лица.

Отказ от регистрации. Закон четко регулирует основания отказа в регистрации. Отказ теперь возможен исключительно в двух случаях: в случае непредставления необходимых для регистрации документов, перечень которых содержится в законе, а также в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Убрано такое основание отказа, как несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. То есть можно писать в учредительных документах все что угодно – их зарегистрируют, но нормально работать в дальнейшем с такими учредительными документами не дадут контролирующие органы, поскольку в законе ужесточилась ответственность за сведения, содержащиеся в учредительных документах. Решение об отказе в регистрации должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц или иной правовой акт Российской Федерации, который был нарушен. Закон определяет также основания и характер ответственности регистрирующего органа за нарушение порядка регистрации.

Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц» ставит цель упростить регистрацию для заявителя. Это выражается не только в том, что сокращен до минимума перечень необходимых для регистрации документов, но и в том, что теперь обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган. При этом регистрирующие органы информируют иные органы и организации не только о факте регистрации юридического лица, но и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица.

Ответственность заявителей и регистрирующих органов. Упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц повлекло за собой одновременное усиление ответственности заявителей и регистрирующих органов. Так, Правительство РФ внесло в Государственную Думу вместе с законопроектом «О государственной регистрации юридических лиц» проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Этими актами были внесены изменения в статью 169 Уголовного кодекса РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), дополнены статьи Кодекса об административных правонарушениях

Выводы

Фактически с вступлением закона в силу произошло существенное облегчение процесса регистрации. Технология подачи документов «в одно окно» лишает необходимости использования услуг многочисленных юридических агентств, предоставляющих регистрационные услуги. Кроме того в последнее время значительно увеличилось число фирм-«однодневок». Эти фирмы значительно усложняют работу госорганов, препятствуя эффективному и оперативному взаимоотношению с реально действующими организациями. Вступление закона в силу препятствует деятельности таких фирм, поскольку в соответствии с законом все юрлица обязаны до 1 января 2003 г. предоставить в регистрирующий орган по месту их нахождения данные, необходимые для регистрации юрлица. Если данное требование не будет выполнено, последует ликвидация юрлица через суд по заявлению регистрирующего органа. Вступление данного закона в силу будет способствовать развитию предпринимательства в России


Другие материалы по теме: